Что было бы, если бы...

Иван Буранов
      
 
История, альтернативная альтернативной.
В журнале «загадки истории» 14 номер за 2013 г, в разделе «альтернативная история» опубликована статья Алексея Аникина – «тридцать лет без войны». Вкратце смысл статьи сводится к той мысли, что ежели бы Россия не вступала в первую мировую войну ей бы было намного легче. У меня возникли некоторые сомнения, и я, конечно же, решил высказать некоторые свои рассуждения на эту интересную тему. Чья история, построенная на эмпирических домыслах вам больше нравится - судите сами, если вы конечно читали вышеназванный журнал и прочитаете нижеследующую статью.

Для краткости опустим Гаврилу Принципа, ультиматум  Автро – Венгрии, ноты правительств и пируэты послов . Остановимся более подробно на анализе макрополитической обстановки того времени. Что верно то верно – основная причина первой мировой войны – это противоречия между капиталистами разных стран. Слишком много в то время было стран которые называли себя империями. А империя без войны не может. Империя устойчиво существует только до тех пор пока она способна вести войны на своих дальних границах.

 Вот тогда то одна небольшая, но очень сильная в экономическом и техническом и в военном плане страна, обделенная кстати колониями и местом для территориально – экономической экспансии, стала слишком сильной что бы и далее терпеть такую несправедливость. Да к тому же  у нее были родственные союзники, такие как Австро – Венгрия. А если анализ усугубить еще более смелыми обобщениями то можно сказать так – германский мир, германская цивилизация  быстро росла интенсивным способом – за счет науки и техники, а славянский мир, славянская цивилизация росла не менее быстро, правда, в основном, за счет расширения территории. В конце концов эти цивилизации столкнулись. Столкнулись непосредственно в Польше и на Балканах. Столкнулись и натолкнулись одна на другую.

 К тому же очень быстро усиливался неогерманский мир в лице Англии и неонеогерманский в лице Америки соединенных штатов. И если дважды нео еще не достигли могущества, то просто нео уже имели колониями пол мира. Саксонцы, завоевавшие Британию, очень быстро забыли фатерланд, одичали на острове, и интересы материковых германцев учитывали только тогда, когда эти интересы не мешали их планам завоевания мирового господарства. Штаты Америки такого просветления, в то время еще не достигли, они еще беспомощно влачились в фарватере внешней политики прародителей – островитян, да и экономика их еще была далека от …,  в общем далека от того что о ней стоило говорить.
 
Была в Европе и еще одна сила. Романская. Конечно не в плане породы овец. Кое что, что осталось от наследия римской империи, каким то невероятным способом сохранилось в Европе, а точнее во Франции. Эта некогда проходная и заштатная провинция Рима, впоследствии стала ареной постоянного трения традиционной романской традиционности и постоянной германской инициативности в сторону улучшения нововведений. На этой почве эта почва постоянно родила всякие недоразумения в виде самых разных революционных теорий, течений, сект и лож. Еще, как то так исподволь повелось, что Франция считалась столицей моды. А мода это глупость величайшая, наибольшая глупость, изобретенная на земле. Неудивительно что революционные потуги распространялись по всему миру, неся людям неисчислимые бедствия.   Правда, к началу первой мировой войны расцвет могущества Франции уже был позади. Вместе с армиями Наполеона были разбиты и амбиции  на всемирное господство. Но и сбрасывать со счетов ее не стоило, совсем еще не давно буонапарт владел большей часть Европы, а его солдаты шарили в египетских пирамидах и маршировали по африканским пустыням.

Ну и куда им, в смысле германцам, было идти? Либо на восток – в Польшу, либо на запад во Францию. Стоит правда сказать и о союзниках. Не о Италии конечно. Не было тогда Италии на политической карте, точнее формально была, но роли не играла. Какую то роль играла Австро – Венгрия. Здесь не стоит обращать большого внимания на красивое название. Мнение фино – угорских участников империи учитывалось слабо. Просто перед лицом янычарских ятаганов венгры выбрали остер райх. А сами остер это те же германцы, те же сандалии вид сбоку. Те же орднунг убер алес, те же нудные улучшения и нововведения. Те же, но послабее, разбавленные, недоделанные немного, плюс династия Габсбургов с ее дурацким претензиями на престол давным давно разгромленной римской империи. Короче говоря скучно, нудно, давно пора развестись, но есть внешний враг, есть амбиции, есть сильный союзник…

Вот такая обстановка. А теперь конкретно – что было бы, если бы. Итак  Венго – Австрия начинает аннексию на Балканах. Россия молчит Англия и Франция неивствувствуют, Германия потирает руки. Между Англией и Францией с одной стороны и Россией с другой стороны намечается сильный разлад. Почуяв это, Германия всей своей мощью обрушивается на Францию. Англия заступается за союзницу и в ультимативной форме требует от России того же, ибо нет в Европе на данный момент армии, кроме российской, способной противостоять германской. Россия отказывается, что ведет к полному разрыву с Англией и США. Менее чем через год Франция разгромлена, а Англия вынуждена согласится на мир, выполняя все немецкие условия.  Балканы, к тому времени полностью анексированны австрияками. Наступает тревожное перемирие. Державы победительницы наводят свои порядки во вновь обретенных землях, в частности насаживают марионеточные правительства и консолидируют экономическую мощь. Что бывает когда рейх подминает под себя экономику Европы хорошо известно по примеру конца тридцатых годов прошлого века.
Англия с тревогой наблюдает за все возрастающей мощью германцев, безуспешно пытается сколотить на основе колоний нечто напоминающее союз борьбы с намного более сильным соперником. Союз кипятильников для борьбы с титанами. В России страшный экономический кризис – продовольственные рынки Европы для нее закрыты, свирепствует технологический голод. Ведь многие промышленные товары Россия получала из за границы. Союзников у России нет, зато выстраивается очередь из претендентов на дележ территории бывшей великой державы. Через сколько лет, трудно предположить, но обязательно Германия предъявляет претензии на территории в Польше, причем Польшей она считает все что западнее Днепра. Остальные претенденты тоже требуют – Япония  - дальний восток до Урала, включая сам хребет, Турция – Кавказ и Крым, Австрия – все побережье Черного моря, ведь Австрия по прежнему считает себя наследницей римской империи, ну и конечно же народы северного моря требуют возврата Финляндии до линии Псков – Новгород – Ярославль – Владимир.

 Что тогда делать России? Вступать в войну с гораздо более сильным врагом, или отдавать территорию небольшими порциями, надеясь что со временем новая германская империя развалится сама. Она конечно развалится, непременно. Непременно через какое то время создадут Евросоюз, Европарламент, введут единую валюту, у романских начнется долговой кризис, германские не захотят их кормить и все рухнет как карточный домик, точнее  как домик из домино. Домино к Евросоюзу более применительно. Все это случится, случится непременно. Вопрос в том – когда. Хвати ли к тому времени у России территории для откупа.

Может показаться что такой вариант слишком писсиместичен. Возможно. Но посмотрите как разваливались империи оказавшиеся слабаками, не сумевшие военно – политическими методами отстаивать свои претензии. Как развалилась Римская империя, как рухнула Византия, что случилось с османской империей. Да с той же самой Австро – Венгрией, где теперь ее претензии на главенство. Империя не может быть слабой, она может быть либо сильной или ее может не быть вовсе. И с этим, последним тезисом, в отличии от многих предыдущих, я думаю, ни кто спорить не станет.