Люблю Калугу!

Валерий Савостьянов
                Валерий САВОСТЬЯНОВ

                ЛЮБЛЮ КАЛУГУ!
          Я уже давно люблю старинный русский город Калугу, да, пожалуй, и всю Калужскую область тоже. Иногда мне даже кажется, что люблю на каком-то генном уровне. Может быть, это потому, что Калуга когда-то, до Великой Отечественной войны, входила в мою Тульскую область, отсюда и такое вот интуитивное чувство родства. Теперь я понимаю, почему Станислав Юрьевич Куняев, замечательный русский поэт, родившийся в Калуге в 1932 году, то есть в ту пору, когда Калуга была тульской, подписал мне одну из своих книг так: «Почти земляку, от калужанина — туляку».
          Но есть и иные, вполне реальные факты моей жизни, навсегда связавшие меня с этим замечательным городом и всей Калужской областью. Попробую их вкратце перечислить.
          1. Я познакомился с Калужской областью и с городом Калугой как турист–водник. И в памяти навсегда наш водный поход по Оке на резиновом плоту ПСН-10 из-под Чекалина до Алексина. Одна из ночёвок этого похода, как раз напротив устья реки Угры и моста через Угру, помнится особенно ярко. И ещё, конечно, сам город, где мы останавливались и закупали продукты...
          2. В начале 90-х годов прошлого века мне выпала честь сначала просто участвовать, а потом и руководить так называемыми Толстовскими походами: по маршруту Ясная Поляна – Одоев – Белёв – Козельск – Оптина Пустынь. Такой маршрут по пути Л.Н.Толстого из Ясной Поляны в Оптину Пустынь мы проходили несколько раз. А один из них был более длительным  — и после Оптиной Пустыни и Шамордино продолжился в Калугу, в Тарусу, в Серпухов и т.д. Мы жили в гостинице «Калуга» и знакомились с достопримечательностями  старинного города. А потом, через несколько дней перебравшись в Тарусу, и с ней. Помню музеи Цветаевой и Паустовского, камень Марины Цветаевой на высоком берегу Оки. Памятника Цветаевой тогда ещё не было, и этот камень и был тогда памятником ей…
          3. В 1991 году в Приокском книжном издательстве планировалась к выходу моя книга стихов «Деревенская школа», и готовить её поручили редактору Калужского отделения Приокского издательства Марине Улыбышевой. До сих пор я благодарен Марине Алексеевне за её требовательное, но и одновременно благожелательное отношение. Позднее, прочитав её книгу «Художник и Марина», вышедшую в «Советском писателе», а также и другие её публикации, я узнал о ней ещё и как о прекрасной, незаурядной, талантливой поэтессе…
          4. Одно время в Туле существовал беговой клуб «Марафон», и я был его  активным членом. Мы дружили клубами с бегунами из Калуги и часто встречались на общих мероприятиях. Так 2 мая 1988 года мы приехали в Калугу на соревнования, и здесь я пробежал свою самую быструю «десятку» (10 км за 36 минут и 24 секунды). Это мой личный рекорд скорости на официальных соревнованиях на этой дистанции за более чем 30-тилетний период занятий оздоровительным бегом…
          5. С Калугой также связан и значительный период моей предпринимательской деятельности, когда я работал с народными промыслами. Лучшие художественные салоны Калуги были моими партнёрами…
          6. И, разумеется, я прежде всего знаком с Калужской землёй через творчество калужских писателей. Многие сборники Приокского книжного издательства включали в себя произведения писателей и поэтов сразу четырёх входивших в сферу деятельности этого издательства областей, в том числе и Калужской.  Запомнились коллективные сборники «И я этой силы частица» и «Молния в сердце», выпущенные ещё в середине 70-х. А из недавних — антология современной поэзии «Золотая аллея», вышедшая в одноимённом, уже калужском, издательстве в 1998 году.
          А в середине 1990-го года, если не ошибаюсь, на межобластном семинаре в Туле, собравшем авторов Приокского книжного издательства, я познакомился и со своими ровесниками — поэтами и поэтессами из Калуги, чьи стихи были опубликованы в  вышедшем накануне, в 1989 году, сборнике молодых калужских поэтов «Острова тишины». Людмила Филатова, один из авторов этих «Островов…», даже подарила мне ещё и свой персональный сборник «Светлый омут» с автографом «На память о семинаре в Туле». Помню Эльвиру Частикову, Юрия Холопова и, конечно, Вячеслава Щетинникова: у меня обе его вышедшие при жизни книги «Осень у переправы» и «Когда душа приговорила».
          Храню я в своей библиотеке и книги поэтов Валентина Ермакова, Валентина Волкова, Александра Авдонина, Виктора Пухова, Олега Бушко, Рудольфа Панфёрова, Валентины Невинной (Нелидовой), Степана Таманова, Бориса Северова, Юрия Долгополова, Анатолия Кузьмичевского, Вадима Терёхина. И, конечно, книги калужских прозаиков.
          Ценю и подарок Дмитрия Кузнецова, альманах «Продолжение» №1, где его замечательная подборка «Петербургские сны». Подарок сделан во время Совещания, проводимого  в 2003-м году Союзом писателей России и газетой «Московский железнодорожник» в подмосковном пансионате «Берёзовая роща». Одним из руководителей этого Совещания был калужанин, а ныне москвич, Евгений Александрович Антошкин, которого я уже давно знал заочно по его книге «Подснежники возвращаются». На Совещании я познакомился с ним лично. Он отметил в итоговой статье Совещания, вышедшей чуть позднее в «Московском железнодорожнике», как лучших участников поэтического семинара Совещания молодую рязанскую поэтессу Валентину Бондаренко и меня. А на прощание тоже сделал мне подарок — свою новую книгу стихов «Золотая ладья», и тоже написал на ней: «Сердечно земляку Валерию Савостьянову…» 
          И, конечно, я хорошо знаю и люблю творчество Станислава Юрьевича Куняева (и не только стихи!). Горжусь и личным знакомством с выдающимся русским поэтом и редактором одного из лучших патриотических журналов страны…
          7. И в заключение. Прочитав пять первых номеров нового патриотического журнала «Золотая Ока» и побывав на его презентации в Москве, в одной из лучших её библиотек, — радуюсь за авторов, за издателей и — более всего — за читателей. Радуюсь за любимую Калугу! Радуюсь за возрождающуюся Россию! Признательный судьбе, буду молиться, веря, что и журнал «Золотая Ока», уже теперь не чужой мне, а ставший родным и близким, — впишет свою золотую страницу в эту, надеюсь, ещё незаконченную повесть моей любви и благодарности городу Калуге, Оке и всей Калужской земле.
          Валерий Савостьянов.  Тула.            2 декабря 2012 года.

          Статья опубликована в журнале «Золотая Ока» № 1 (6) за 2013 год
вместе с подборкой стихотворений «Щепоть соли» в рубрике «Гость номера с Тульской земли» (стр. 68-73)