Иван Купала

Герман Борменталь
   Откуда-то, со стороны реки доносились девичьи голоса и весёлый смех. И среди прочих угадывался неповторимый голосок Марьи. Никита сидел на опушке леса, решительно глядя перед собой. Близилась полночь.
   - Сегодня, или никогда,- сказал он себе. В эту ночь, на Ивана Купала, по всем поверьям, расцветал цветок папоротника. Тому, кто его сорвёт и не испугается нечистой силы, стерегущей его, открывался волшебный дар видеть клады под землёй – а это неисчислимое богатство. Никита был из бедной семьи и, когда он однажды посватался к Марье, её зажиточный отец поднял его на смех.
   - Ничего,- сказал себе Никита,- я добуду цветок, что бы мне это ни стоило, посмотрим…
   Он направился в лес. И чем дальше он углублялся в чащу, тем становилось страшнее. То тут, то там заунывно вскрикивал филин, позади слышались шорохи, и даже казалось, что кто-то идет следом. Вдруг Никита почувствовал, прикосновение к спине – всё внутри похолодело… парень даже остановился и слегка присел. Сзади послышался зловещий шепот: «Ты мой, ты мой…». Никита остановился и закрыл глаза, ноги стали ватными, ужас охватил его.
   - Не оборачиваться…- пробормотал себе Никита, перед глазами возник образ Марьи, и это придало силы. Парень, с трудом, шагнул вперёд и, превозмогая всё, побежал, не разбирая дороги… Ветки хлестали по лицу, корни путались под ногами, но он бежал, пока впереди, в просвете между деревьями, ни показался костёр. Никита выбежал на поляну и остолбенел. На бревне, возле костра сидел самый настоящий чёрт, с рогами и хвостом...
 
   - Ну, присаживайся, раз пришел,- хриплым голосом, сказал нечистый, осмотрев гостя с ног до головы. Никита, из последних сил, подошел к костру, ноги его подкосились, и он уселся на землю.
   - Что, за цветком?- поинтересовался чёрт.
   - Я… я…- растерялся Никита.
   - Всё знаю, можешь не говорить… а знаешь, что это будет стоить?
   - Душу?.. Я готов… Я люблю Марью больше жизни…
   Чёрт протянул Никите свиток и кинжал. Парень развернул бумагу – это был договор, что он продаёт душу за то, что чёрт не будет чинить ему никаких препятствий в ночь на Ивана Купала.
   - Распишись кровью, и я не буду препятствовать тебе в поисках цветка.
   Никита, решительно, проколол кинжалом кончик пальца и расписался на свитке.       Чёрт взял его и, удовлетворённо, произнёс:
   - Теперь можешь искать… спеши, близится полночь.
   Никита вскочил на ноги и бросился в чащу. Он долго бродил в зарослях папоротника, внимательно всматриваясь в каждый куст. Через час бесплодных поисков, ноги привели его опять к костру. Чёрт, всё так же, сидел на бревне.
   - Ну что, нашел?- спокойно спросил чёрт, глядя на огонь.
   - Нет!- в отчаянии, воскликнул Никита.
   - Ну, я свою часть договора выполнил…- произнёс нечистый,- кстати, какая оценка у тебя была в школе по ботанике?
   - Ну, четвёрка.
   - Врёшь, тройка с натяжкой… а если бы ты нормально учился, то знал бы, что папоротник размножается спорами и никогда не цветёт... садись, ДВА!