Не ОффТоп 4 Секс, наркотики и... Аниме!

Богдан Писар
Идея этой статьи у меня созрела давно. Правда вот руки всё никак не доходили окончательно оформить свои мысли и положить их на бумагу (в электронном понимании, конечно). Все мы неформалы в той или иной степени. И вокруг нас бурный круговорот различных субкультур, на любой вкус и цвет. Каждый день возникает что-то новое. Миллионы людей стараются высказать своё мнение и выразить своё отношение к миру...

В сегодняшней статье я бы хотел коснуться такого явления, как АНИМЕ и АНИМЕШНИКИ. Ведь это явление уже давно переросло из категории "увлечения" в полноценную субкультуру. Которая уже обрела смысловую нагрузку, тематику, идеологию, внешние факторы выражения, и прочие характеристики, которые присущи полноценным субкультурам.

Хочу сразу предупредить "правдорубов", "хэйтеров" и прочих морально незрелых личностей: в данной статье я высказываю СВОЁ мнение, которое обоснованно на лично моих наблюдениях и выводах, которые из них следуют.

Себя к анимешникам я не причисляю, хотя счёт просмотренных мною наименований аниме-мультов, сериалов, и прочитанных комиксов в стиле манга давно перевалило на пять сотен. Своё первое полноценное аниме (если не считать "Трансформеров" и "Вольтрона") я посмотрел в 6 лет. В то время как раз только начало вещать коммерческое ТВ. И одним из первых каналов, которые появились в начале 90-х, было А/ТВК. И вот в один прекрасный день на радостях он показал мульт под названием "Dominion: Tank Police". Для неподготовленной детской психики это был просто праздник. А в близняшек Пума я был влюблён еще долгие годы после этого. Потом, конечно, были еще "Корабль-призрак" "Robotech" и "GoShogun", которые мы с одноклассниками смотрели на видеомагнитофонах. Кассеты тогда родители доставали в Москве. Потому как в Харькове такого просто даже в глаза не видели.


Помню, когда мне было 15-ть лет, я и мой сосед снизу достали диск с "Евангелионом" (Neon Genesis Evangelion). Его нам дала моя одноклассница, которая его взяла у своего дяди. Дала буквально на выходные. В то время интернет не был так распространён, как сейчас. Да и сам он ограничивался, в большинстве своём, локальными сетями. А те, у кого была выделенная линия через модем всё-равно не могли качать сериалы из сети по причине низкой скорости. Сама "Ева" была на японском. С английскими субтитрами. Мы с соседом запаслись продуками и закрылись на 2 дня у него перед телевизором. И за 2 дня мы просмотрели все 28 серий. Это было эпично. И когда вечером воскресенья мы вышли к друзьям - мы поняли, что мы не понимаем русского языка. Так непривычно было слышать русскую речь после двухдневного штурма нашей психики японским языком. И как результат - Аска стала моим идеалом девушки.


Но, не будем сильно погружаться в мою историю знакомства с этим интересным и красивым жанром искусства, а немного вспомним то, как аниме пришло в нашу страну.

Вообще, завоевание Украины (в частности Харькова) аниме-культурой можно условно разделить на 3 этапа, в зависимости от хронологии.

Первая волна (1991-95 года): В 1991 году развалился Советский Союз. Украина обрела независимость. В телевизионном эфире, как грибы после дождя, начинают появляться коммерческие телеканалы. Главный источник дохода этих каналов - реклама. И возникает простая связь: больше зрителей - дороже стоимость минуты рекламного времени - больше денег на счету. Каналы привлекают зрителей всеми возможными способами. Так, в эфире А/ТВК каждый вечер шли "раскрученные" боевики, канал становится ориентированным на мужскую аудиторию. На Тонисе (сейчас 7-й канал) и Симоне идут различные "мыльные оперы", и как следствие - ориентация на домохозяек, девочек-подростков и старшее поколение. Ну а канал ICTV решил ориентироваться и на детскую аудиторию. Так, по будним дням, в 16.30 на нём начинался час мультфильмов.

И руководство ICTV не придумало ничего лучше, чем купить права на трансляцию двух аниме-сериалов: линейки "Трансформеров" и "Вольтрона".


Я помню, как в 16.30 детские площадки пустели, и все дети поголовно бежали домой, чтобы смотреть мультики. Как следствие - многие из тех детей до сих пор увлекаются аниме. И их мы можем назвать ПЕРВОЙ ВОЛНОЙ АНИМЕШНИКОВ в нашей стране (к которым я себя и причисляю). При этом сами себя они так не называли. Не было даже такого понятия как "аниме". Были просто мультики "в стиле Трансформеров". Потом ICTV начало транслировать такие мультфильмы, как "Неугомонные" и "Эй! Арнольд!". А эстафету принял "Новый Канал"...


Вторая волна (около 1999-2004 года): Вторая волна аниме-мании в нашей стране началась тогда, когда Новый Канал запустил в показ аниме-сериалы "Сейлормун"  и "Покемоны". Данный ход был рассчитан на то, чтобы охватить сразу всю детскую аудиторию, вне зависимости от пола. Если сериалы, транслировавшиеся по ICTV были преимущественно рассчитаны на мальчиков (фантастический и приключенческий сюжет), то руководство Нового Канала запустило в показ сериал "Сейлормун", которым поголовно и "заболели" наши девочки.


Каждый вечер они сидели и с замиранием сердца наблюдали, как Усаги Цукино влюбляется в Мамору a.k.a. "Такседомаск". Как она и её подруги волшебной силой любви и непорочностью девичьих сердец разрушают злые чары и побеждают тёмные силы во имя добра и справедливости.

В свою очередь, для парней была дана альтернатива - сериал "Покемоны". Тут Вам и приключения, и сражения, и верные друзья, и прекрасные девушки, и злые враги. И уже парни каждый вечер сидели и наблюдали, как Эш уходит от очередных козней "команды R", и как Пикачу всё никак не может мутировать эволюционировать в Райчу.


После окончания данных сериалов, канал попытался закрепить успех при помощи "Сакуры" и "Дигимонов", но они уже не пользовались такой популярностью. А "Покемоны" перекочевали на Интер, где медленно угасли из-за неправильно подобранного времени показа. Дети в основном смотрели мульты после того, как приходили из школы и обедали - в 15.30-17.00. А на Интере трансляция была в 11.00 по воскресеньям, когда все банально гуляли.

К слову сказать, на руку аниме-движению в то время сыграла торговая сеть и маркетинговые ходы предприимчивых граждан, которые просто таки наводнили всё плакатами, постерами, наклейками и кэпсами с любимыми персонажами. А также всё возрастающее покрытие и скорость интеренета. Второе поколение анимешников уже знало, что такое аниме и с чем его едят.

Третья волна (2010 - настоящее время): Начало третьей волны аниме-культуры в нашей стране неразрывно связано с запуском канала "Куй ТБ" (сейчас - Qtv). Изначально, руководство канала чётко определило целевую аудиторию - младший/старший школьный возраст и подростки. Для того, чтобы привлечь к себе зрителей они сделали абсолютно правильные, но рискованные шаги. Для начала название - оно было выбрано специально. Завуалированное слово "Куй" должно было звучать прикольно среди молодёжи. Подписание соглашения с WWE на трансляцию их рестлинг-шоу в нашей стране. Трансляция "Симпсонов", "Футурами" и "Саус-парка", которые всегда были в мейнстриме среди подростков. И как завершающий аккорд - трансляция аниме сериалов в прайм-тайм слоте.

Среди сериалов на Qtv отметились почти все хитовые аниме. Среди них и "Devil May Cry", и "Neon genesis Evangelion", и "Soul Eater", и "Full Metal Alchemist" и многие-многие-многие другие. Я и сам был грешен - каждый вечер смотрел любимые сериалы. Но, после того, как они начали транслировать откровенно "мыльную оперу в мире аниме" - Наруто, я перестал смотреть аниме на "Куй ТБ". Ибо моя нежная детская психика не выдержала такого издевательства.


Фактически телеканал "Qtv" на данный момент и является причиной такой необычайной популярности аниме среди молодёжи. Это одновременно и хорошо, и плохо. Просто напрягает, когда к тебе подходит такая девочка-пепеточка 15-ти лет от роду и начинает тебе вещать о том, что она такая крутая и мажорная анимешница. Что она пересмортела уже два сезона "Наруто" и еще "такое прикольное аниме про девочку с ушками". Вот и как ей объяснить, что я аниме смотрел уже тогда, когда она еще не родилась? И что в моём активе уже столько просмотренных сериалов, что все они для меня уже слились в одну сплошную ОВУ под названием ЖИЗНЬ? И что если я выгляжу здоровым лохматым и бородатым дядькой, а не тщедушным, гомосекообразным мальчиком-колокольчиком, то это не значит, что я не могу смотреть и ценить данное искусство.



В этой части статьи хочется немного отвлечься от истории и рассказать о своих наблюдений, касательно нашего Аниме-сообщества в Харькове.

Сколько существует человечество - столько мы и стремимся найти единомышленников. Ведь всегда чувствуешь себя лучше в компании близких по духу людей. Когда есть о чем поговорить, чем поделиться и что узнать нового. Не стала исключением и аниме-сообщество. Помню, когда в 2010-м в "Ресто-Баре Holiday" состоялся первый в Харькове фестиваль "Anime Con" (поправьте, если неправильно указал название). Мой товарищ, который прочно и надолго увлекается аниме, посетил его. И полгода (!) после этого я выслушивал его рассказы о том, как это было классно и смотрел тысячи фотографий с косплэйем, постерами, игрушками и прочими аниме-атрибутами.

В том-же году в Молодёжном Парке возникает "Анимка" - точка сбора всех поклонников аниме в Харькове. Изначально это была действительно интересная и яркая тусовка.  Попасть в неё ты мог только по рекомендации товарища, который уже состоял в ней. Но, со временем она испортилась, как и все тусовки. Главной причиной стал неконтролируемый приток новых участников. Многие из которых собирались лишь для того, чтобы "бухнуть и оторваться". И сейчас "Анимка" медленно, но верно перетекает в "Ликёрку" в прямом, переносном, географическом и прошлых смыслах этого слова.

В интернете я нашел несколько сообществ поклонников аниме в Харькове. Но ничего конкретного по ним я сказать не могу, ибо у них с нашим порталом нет контактов.

Еще прошлой зимой моя пятая точка, в поисках приключений, занесла меня на тусовку анимешников под эгидой ХТТ. Прежде всего моё внимание привлекла "разношерстность" компании, которая там собралась. Парни откровенно забили на происходящее и были всецело увлечены поглощением пива и чего покрепче. Девушки еще как-то пытались общаться об аниме, но в итоге их разговоры сводились к фразам: "Ой, когда он голый - он такой няшка", "А я вчера тест купила. Слава Богу - одна полоска" и  "А я маме и говорю: моё влагалище, с кем хочу - с тем и сплю"...

Нашёл я среди них и широко известных Харьковских Готов. Правда они были усердно замаскированны под цивилов. Но даже в дутых курточках и шапках они выглядели белыми воронами и привлекали к себе внимание своим пафосом и надменностью.

Хочу похвалить организаторшу этого всего события. Красивую девушку с двумя косичками. К сожалению, я с ней не был знаком и имени её не знаю. Весь вечер она крутилась, как белка в колесе. Проводила конкурсы, шевелила народ. И вся эта аниме-тусовка держалась только на ней, её харизме и её стараниях.

Ну и наконец-то мы добрались до конца этой огромной и объёмной статьи. Я хочу подвести своеобразные ИТОГИ всех моих наблюдений и выразить некую единую мысль, которой можно охарактеризовать всю статью.

Аниме-культура уже давно переросла из категории "увлечения" в полновесную субкультуру. Обросла своими атрибутами, идеологией. Сейчас уже никого не удивишь тем, что проводятся фестивали с Анимешной тематикой. Что люди проводят свои сходки. Тем, что у анимешников свой внешний стиль и слэнг. Это довольно молодая субкультура для нашей страны. И, как маленький ребёнок, она только-только делает свои первые уверенные шажки. Падает, набивает шишки, но двигается вперёд. И это главное. Она развивается. За 20 лет она сделала очень много. От нас, первого поколения, которые даже не знали что они смотрят "аниме" и до современной молодёжи, для которых аниме - это стиль жизни. Не хотелось бы чтобы она повторила судьбу некоторых других субкультур, которые бесславно ушли в небытие ибо у них не было основы. Они были лишь веянием моды. Но, будем надеяться на лучшее. И, как говорят в Одессе, будем посмотреть. )))