1. Я гуляю с папой

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Улица Марата и перпендикулярно ей - Невский проспект (сегодня). В угловом доме справа на углу до войны был магазин "Консервы", где я пил томатный сок.


       В обычные дни я отца почти не видел, т.к. он, как это было принято в те годы, задерживался допоздна на работе и возвращался домой, когда я уже спал. Но воскресенье был наш день. Я знал, что я пойду гулять с папой. Мы выходили из дома и шли по улице Восстания до Невского проспекта. Улица Восстания приводила нас к Московскому (бывшему Николаевскому) вокзалу.

      В те годы еще многие называли переименованные большевиками улицы и площади по-старому. Проспект 25 октября назывался когда-то Невским проспектом, и к новому названию никто не мог привыкнуть. Папа мой говорил тоже:

             – Пойдем на Невский.

             После войны старое название «Невский проспект» было возвращено. 

            Перед Невским проспектом слева между улицей Восстания и Лиговкой (Лиговский проспект) стояла большая красивая церковь.

       - В эту церковь академик Павлов ходит, – говорил мне папа, – поэтому ее не сносят, как другие.

      Снос церкви в те времена был обыденным явлением. Народу прививали атеизм. Вера в бога была объявлена мракобесием. Но академика И.П. Павлова побаивались. Все-таки лауреат Нобелевской премии. Вдруг будет международный скандал. Я, конечно, мало чего  понимал, но про опыты Павлова с собаками и о рефлексах мне, пятилетнему карапузу, уже было известно. Я уже умел читать, читал все подряд и задавал всем вопросы, на которые настойчиво требовал ответов.

      Мы поворачивали направо на Невский проспект и шли до кинотеатра Колизей. Там в большом зале шли художественные фильмы, а в маленьком зале шла «Хроника дня» – документальные фильмы, а иногда показывали и детские. Тогда выпускался ежемесячный киножурнал о текущих событиях, который поазывали не только в специальных кинотеатрах, но и в обычных перед началом художественного фильма. Хронику дня показывали и в кинотеатре «Агитатор», который был на первом этаже на углу ул.Восстания и ул. Красной связи. Я любил смотреть хронику, там показывали, что у нас много танков и самолетов. Было ясно, что наша Красная Армия всех сильней, что она всегда побеждала врагов и будет побеждать.

      Мы с папой смотрели хронику, а когда она заканчивалась, переходили Невский проспект и на углу улицы Марата заходили в магазин «Консервы». Там папа покупал мне стакан вкусного томатного сока. Я его подсаливал и размешивал в стакане чайной ложечкой. Когда во время войны я вспоминал папу, воевавшего с немцами, у меня почему-то во рту возникал вкус ароматного томатного сока. Вкус нашей мирной счастливой жизни.

     Я и сейчас люблю томатный сок. И невольно сравниваю вкус сока, который я пью, со вкусом того, томатного сока, который мне наливали в магазине «Консервы» до войны. И всегда мне кажется, что ТОТ был вкуснее.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/07/16/155