Трудные родители

Владимир Параносенков
      

               
               

                "Тот, кто держит свой камень за
                пазухой, ох и трудно в деревне у      
                нас."

                (Слова из песни "От людей на деревне не спрятаться.") 
               
               
                (Документальный рассказ - повесть о деревенской жизни).    
   

   "Копай Тут!  Куда она , сука , делась?  Должна же , б..дь, быть - ведь я весной сам сажал!"- стоя по плечи в лебеде , осоте и крапиве рядом с женой Тоской и , оперясь на деревянную лопату , Катер громко руководил работой по поиску картошки в своем огороде. Оба супруга были изрядно пьяны. 
               
 Рядом с домом играли в разноцветные , тряпочные куклы их маленькие дети .  Туго перевязанные веревочками-поясами самодельные куклы были похожи на маму , на папу и на маленьких ребятишек. У каждой куклы было соответствующее имя .  Нередко дети громко смеялись и поясняли , что кукла-мама Тоска и кукла-папа Катер опять напились пьяными и завалились спать.
  Дети были мал-мала меньше. Среди них был один мальчик и трое девочек. Самой старшей девочке было лет семь , светленькому, любознательному и очень милому мальчику было лет шесть и  были еще очень милые , как две капли воды похожие на свою маму, рыжеволосые, всегда улыбающиеся очаровательные трехлетние двойняшки. 
               
  Маленькая ростом, почти не видимая из-за высоких сорняков Тоска  в поисках картошки разговаривая с мужем, не стеснялась в выражениях, поливала его отборным матом и укоряла в тунеядстве в течение всего лета.               
- Мудак хренов, надо было хоть раз, б..дь ,  за лето траву прополоть!  А ты ,  лодырь , б..дь ,  только и  знаешь, как водку стаканами жрать, да с бабами спать! Вон, смотри, сука, у соседей в огороде чисто и все убрано!- нарочито громко ругалась на мужа Тоска.

     Однако, в ее голосе не чувствовалось никакого зла на мужа и не было обиды и упрека. Скорее всего это был повседневный и обычный разговор двух любящих друг друга супругов.

Их  маленькие  дети ,  как и соседи ,  практически каждый день видели Катера и Тоску весьма и весьма в неприглядном виде.  Выпив на равных две бутылки дешевого яблочного или столового вина , супруги из-за мелких пустяков начинали спорить, потом ругаться, не задумываясь, опускались до оскорблений и пытаясь выяснить свои отношения, доходили до драки и обоюдных побоев.

Ни для кого в деревне не было секретом чрезмерное увлечение зельем этой  супружеской пары . Поэтому для любого жителя деревни не было удивительным и неожиданным увидеть Катера или Тоску с фингалом под глазом . Необычным для них было наоборот - увидеть кого-либо из молодых супругов трезвым , без синяков и царапин.               
               
    Еще не достигшая бальзаковского возраста женщина с натуральными, давно не знавшими ухода, ярко-рыжими волосами, с конопатым и не по годам сморщенным, синим, отекшим лицом, с вечным синяком под глазом , делала попытки копать заросшую травой и высохшую за лето твердую землю.  Тоска с большой деревянной лопатой стояла посреди огорода в привычных ей черных резиновых сапогах, внимательно слушала и искоса, через рыжую челку, посматривала на своего любимого Николая Ивановича Катера.

 Катер - это деревенская кличка, данная Николаю Ладареву еще в детстве, когда тот не выговаривал слова, как и многие его  картавые  ровесники-дети . 

В деревне Мужитино, практически у каждой семьи,  кроме своей настоящей фамилии , существовала переходящая от родителей к детям , так называемая , кличка(прозвище). И если сейчас спросить у любого деревенского жителя где, к примеру, живут Лазаревы или Минаковы, Пронины или Параносенковы, Ларичевы или Мосенковы, то вам сразу поступит встречный вопрос:

 - А как по-уличному?

 Дело в том, что настоящие фамилии многих жителей в деревне  мы даже не знали . А вот как их звали по-уличному и где , например ,живет дед Румын или дед Бакшей, Вася Тюкан или Валюха Щевелина, Иван Бобылкин или Вася Ган, Ваня Сеньчик или Егор Шеков , Миша Чухлик или Вася Зайчик, дед Холопей или Вася Комарик, Арина Меньжуйка или Настя Румынцева - каждый ребенок хорошо знал и безошибочно мог указать - где найти дом тех или иных жителей деревни.
               
       Так наши соседи Катер и Тоска после очередного похмелья вели обычный, повседневный семейный разговор и, даже можно сказать, поддерживали дружеские отношения.

       Они сегодня не дрались , но и похоже, не замечали ни своих малолетних детей, ни соседских гостей , которые в очередной раз все вместе собрались в родительском доме.

    Мы с Татьяной приехали из Сибири, старший брат Петр с женой Валентиной и сестра Шура с  мужем Володей из Москвы, средний брат Виктор с супругой Марией из старинного русского города Боровска , что находится на границе Калужской и Московской областей .

 Мы заранее договорились и все вместе, в один день приехали в деревню к  маме -Прасковье Васильевне и отцу - Ивану Петровичу с благородной и единственной целью - приехали, чтобы специально выкопать картошку . Конечно ,  копка картофеля была лишь поводом для встречи  нашей  большой , дружной семьи. И , конечно же, нам приятно было всем вместе собраться в родительском доме , увидеться со своими старенькими родителями и поговорить с ними .               
               
     Вспомнили мы, что наш брат Виктор с Катером были ровесники и даже учились в одном классе.  Однако, как все мы отметили, Катер выглядел намного старше Виктора и был уже похож на сморщенного старика, хотя им было всего-то по тридцать семь лет.

     Катер нередко удивлял своих односельчан нестандартными выпадами и весьма смешными выдумками. Это за ним замечалось еще со школьной поры, с самого детства, когда в деревенском клубе он лихо импровизировал в постановках юморесок на сцене, выступая вместе со своей будущей женой Тоской в художественной самодеятельности.

Однажды, после очередного перебора на грудь, Катер решил опохмелиться. Но где взять деньги на барматуху? В карманах нет ни копейки, там нет даже крошки хлеба. Тогда Катер вспомнил, что в сарае стоит, заваленный всякой рухлядью, старый мужской велосипед!

- И что я раньше то думал? Давно бы его надо было продать, все равно в магазин последний раз только ранней весной на нем ездил, подумал Катер и быстро направился в сарай.

Достал Катер велосипед, взял его за руль, как быка за рога и, шатаясь из стороны в сторону, побрел вперед по деревне, предлагая деревенским мужикам купить такого резвого коня за треть цены.

Но у деревенских мужиков и таких денег отродясь не было! Очень редко у кого в деревне такие деньжищи водятся. И ведь бывают на свете чудеса! Нашел все же Катер покупателя!

   Одному приезжему парню понадобились педали для велосипеда. Торг был не на шутку. Как ни просил Катер купить велосипед в сборе, но все же уступил городскому парню и продал ему обе педали за сто рублей. Тут же, на вырученные деньги Катер купил себе бутылку водки и даже на сдачу продавец сельхозмагазина Анна Сергеевна завернула ему в газету целую пригоршню камсы и отрезала половину буханки черного ржаного хлеба!

    Обрадовался Катер такому исходу сделки. Еще бы - и велосипед цел и выпить купил вдоволь!

    Видели его в этот день земляки после обеда за огородами, лежащего в высокой траве рядом со своим велосипедом без педалей. А вечером, слегка протрезвев, он таким же маршрутом вернулся домой и поставил в сарай тот злополучный велосипед.

Но не прошло и суток, как его жена Тоска утром увидела в сарае этот чудо-велосипед  и решила воспользоваться техникой. Зачем он ей понадобился, сказать трудно. Она ведь тоже еще той весной последний раз ездила на этом стареньком железном коне на ферму. И тут, надо же, опять приспичило!

 Вывела Тоска велосипед на стежку возле дома и хотела было, как обычно , стать одной ногой на педаль, а другой оттолкнуться о землю и поехать. Да не тут-то было! Упала она вместе с калекой - велосипедом. Каленки поцарапала о землю до крови.

- Ах, ты пьянь хренова, ты куда педали от велосипеда  спрятал?- набросилась Тоска на  чуть тепленького мужа.

- Час тебе времени, сволочь, и чтобы педали прикрутил на место, придурок хренов! Мне исправный велосипед нужен позарез, ты понял меня,  идиот? - обратилась Тоска к своему любимому мужу.

Катер сразу понял, что от него требует жена и, ничего не говоря, быстро подхватился и ускоренным шагом, хромая на левую ногу, двинулся в сторону центра деревни. Где он был? Что делал? Но только через два часа педали благополучно вернулись на свое место. Прикрутил их Катер к велосипеду, исправил железного коня для любимой жены! На этот раз обошлось без драки в семье.

Только спустя три дня рассказали ребята старших классов  деревенской восьмилетней школы, как Катер слезно просил своего родственника, местного дядю Ивана кузнеца занять в долг сто рублей, чтобы выкупить обратно свои педали у того щедрого городского парня.

     Моя жена, Татьяна , вспомнила, как , давным - давно  они с Тоской были неразлучными  подружками  и  как вместе бегали на речку полоскать белье ,  весело  играли в  военные игры .

      Когда-то их  родительские  дома стояли  рядом и обе  многодетные  семьи  хорошо  ладили  между собой ,  помогали  друг  другу , а дети вместе росли и дружили. 

      Ребята вместе ходили в школу ,  вместе проводили длинные летние каникулы ,  ходили  на речку  ловить  рыбу. Зимой  из  снега  и  льда  они  строили  неприступные  крепости  и  партизанские  схроны , захватывали в плен "языка" и до крови бились, чтобы захватить Знамя противника и одержать над  ним  убедительную  победу . 
    
       А когда стали постарше, могли вечером выпить на пять-шесть человек бутылочку яблочного или столового вина  и пойти в клуб на танцы. 

       Ах ,  какое  это  было  время!  Приятно  вспомнить  детские  шалости, еще  приятнее  спустя  многие  годы ,  встретиться  с  прежними  друзьями  своего безмятежного  детства !   

       Грустно  только  за  то , что твоя  подружка в свои неполные тридцать лет выглядит как сказочная и убогая баба Яга.               
       Вот так , вспомнив былые времена мы , взрослые и сильные мужчины и женщины, весело и  дружно трудились в родительском огороде, перебирая большой бурт только что выкопанной вручную картошки.

       Вручную, это  когда  сначала освобождают от картофельной ботвы грядки, затем деревянной лопатой копают картошку и выбирают, вернее собирают ее в ведра, а потом несут в бурт, (в кучу) чтобы она просохла. Затем , отделяя уже подсохшую крупную картошку от мелкой,  насыпают в мешки и уносят домой в подпол на зимнее хранение. Мелкую картошку хранят отдельно и используют для корма скота.   

      Вскоре разговоры взрослых людей поутихли, громко ругавшиеся друг на друга Катер и Тоска - родители четверых детей, скрылись в своем доме.

На улице слышны были только радостные и звонкие голоса увлекшихся игрой с куклами забавного, светловолосого мальчика и таких же забавных и радостных рыжеволосых девочек.

      Дети привыкли к частым ссорам и даже дракам своих родителей и были уверены,что те, как поссорятся, так быстро и помирятся.
               
Закончив работу и умывшись на улице под висящим во дворе умывальником, мы сели за стол.  Не нарушая сложившихся в нашем доме традиций, после сделанной работы, как водится на Руси, мы налили по рюмочке привезенной водки "Сибирская тройка" и под тост:   "Сколько верст - столько здоровья!"- дружно подняли и сдвинули их над столом в едином порыве.

     Стол был плотно уставлен наполненными тарелками с супом. В центре стояли тарелка с красной рыбой, порезанная на крупные куски рассыпчатая свежая отварная картошка, маринованные огурцы, помидоры и соленые грибы. Рядом на блюдечке лежало мелко нарезанное сало с прожилками, в хлебнице  был нарезан белый и серый хлеб, горкой был подан укроп с луком, петрушка и другая зелень. 

        Это был уже не обед и еще не ужин, а просто перекус после запланированной и выполненной работы в родительском доме.

        У нас в семье так было принято- сначала сделать работу, а потом сесть за стол и по-крестьянски, выпив рюмку водки, покушать и поговорить о своей жизни, о новостях и о текущей политике.    


 Отец всегда был не против выпить с детьми рюмочку холодной водочки и хорошо поесть обычную деревенскую еду.
       Вот и сейчас отец был рад такой встрече и по его виду чувствовалось, как он гордится своими детьми, как по ходу разговора радуется вместе со своими сыновьями и дочерью за их успехи и за достижения внуков и как желает , чтобы все у детей было хорошо.               
      
          Мать, хлопотала у печи и подавала на стол все новые, заранее приготовленные и только что разогретые в деревенской печи необычные и вкусные кушанья.
       
          Она хорошо знала и учитывала вкусы каждого сына, дочери и их жен и мужа.
Мама старалась изо всех сил угодить каждому и сделать по максимуму приятным приезд долгожданных и любимых гостей в  деревню, сделать радостной встречу с родителями. Она не хотела , чтобы ее дети , приехав в деревню, уставали от работы, от уже ставшей не свойственной им деревенской суеты и постоянной необходимости обязательно выполнить какую-либо намеченную отцом идею, и особенно работу, которой в деревне никогда нет конца.               
    
      - Тетя Паша! Выйди на минуточку! Поговорить надо!- раздался уже знакомый нам  соседский голос Тоски.

Выслушав тихим голосом высказанную короткую просьбу соседки, наша мать засуетилась и , стараясь незаметно от нас открыть подпол, достала холодную, покрытую капельками влаги трехлитровую  банку маринованных деревенских огурцов , вынесла и отдала их Тоске.

     -Детишкам покушать, у них в этом году не выросли!- оправдывала мать уже не первую просьбу многодетной  соседки .
 
      Тоска весьма быстро и незаметно исчезла , также незаметно, как и появилась .
               
     Хорошо покушав, приятно уставшие от непривычной работы, но довольные сделанным , мы вышли во двор вместе с отцом и продолжили свой чисто мужской разговор .
       
      Виктор - единственный среди нас курящий человек, в очередной раз закурил  сигарету и ,  стараясь не дымить на нас , издали поддерживал компанию , изредка вставлял свои слова в разговор близких родственников . 

        Говорили о детях, об  их успехах и планах на будущее.  Каждому  хотелось  рассказать  о  том ,  что нового произошло в их семьях после нашей последней встречи.

        Конечно, на первом плане в разговоре у каждого из нас были дети .  Мы подробно старались похвалиться и рассказать о своих необычных, обожаемых и умных чадах , об их особенных задумках, заметных достижениях и необычных планах на будущее.      
 
        Солнце уже подходило к горизонту и готовилось спрятаться за редкой в тех краях деревенской достопримечательностью - недостроенными и заметными издалека , необычно торчащими скелетами двухэтажных  бетонных домов , когда-то заложенных на пустыре для семей молодых специалистов совхоза .

        Впоследствии  стало  известно ,  что  эти бетонные  дома  были  привезены  из  соседней  Белоруссии , с территории , сильно подвергшейся радиационному заражению после аварии на Чернобыльской атомной станции . (Украина)
        Дома   оказались  непригодными  для  проживания и превратились в историческую достопримечательность не  только  нашей  деревни ,  но  и всего  Жиздринского  района.

         Петр , внимательно  вглядываясь через забор с соседями , заметил необычную  для своих глаз  деревенскую картину.

          Идущая по тропинке вдоль огородов неуверенной походкой женщина ,  слегка качаясь и необычно  наклоняясь из  стороны в сторону, упала , вернее - аккуратно легла у изгороди , прямо в траву и надолго замерла в ожидании чуда.

         Чудо не заставило себя долго  ждать!  Из  набежавшей ,  невесть откуда , темной тучи пошел сильный августовский дождь.
       
          Мы все, как по команде , быстро  переместились под навес и вслух порадовавшись своевременному окончанию огородных дел, неспешно продолжили наш мужской разговор.

- Смотри, смотри! Дети Тоску встречают!- глядя вперед, воскликнул Петр.

          Мы, замерев на мгновение, все стали смотреть в сторону забора , отделяющего родительскую усадьбу от давно заброшенных домов бывших соседей.

          За огородами, вдоль заборов, по высокой и мокрой траве среди кустарника , в направлении только что залегшей в траву женщины , гуськом пробирались ее маленькие детишки.
         Старшая девочка, как и полагалось  по  старшинству возглавляла группу соседских ребятишек и четко вела их прямо к тому месту, где упав прямо в траву у забора спала в беспамятстве их родная мать. 

          Дети ,  обступив со всех сторон крепко спящую маму, пытались разбудить ее и незаметно для соседей довести до дома.

          Они уже не раз использовали этот  маршрут за огородами и тайком приводили домой  свою подвыпившую мать. Но в этот вечер "сильно уставшая" женщина не подавала признаков жизни. Она была мертвецки пьяна и не слышала плача и просьб промокших насквозь и сидевших рядом с ней сыночка и трех маленьких девочек.               
               
          В это время из дома вышла наша мама и , увидев сопровождавшую нашими удивительными взглядами картину встречи Тоски детьми, запричитала:

- Ой, Боже мой, это же она опять гуляет на проданные мои огурчики! А ведь сказала, что детям даст поесть! Как не стыдно!
   
         Мама рассказала, что она видела ,  как буквально через минуту после того , как Тоска понесла домой только что взятую у нее банку маринованных огурцов, она с ведром в руках, чуть ли не бегом умчалась в сторону магазина.

         Конечно, огурцы она и в этот раз продала и купила водку.  Слабость к  спиртному  сегодня  снова  оказалась сильнее любви к родным детям.               

     - Опять обманула! И как ее только уберечь от пьянства! Очень жалко детишек, они у нее такие хорошие, такие приветливые, заботливые и внимательные! - не первый раз повторяла эти слова в адрес Тоски и ее детей наша добрая мама.

 Владимир Параносенков , г. Новосибирск. Июль 2013 года.

 
P.S.  Вопрос для раздумий:
_________________________
   
    Дети повзрослели, а их отношению к пьяницам-родителям можно только позавидовать. Живут в областном центре, каждый месяц приезжают, помогают по дому.

 Дети выросли уже большими и внимательными к родителям и соседям .

Вот и вопрос:
______________

- Почему нередко бывает так, что воспитанные в полной семье, в достатке и ласке дети, к старости бросают своих немощных родителей?
   
      А те, которым пьющие родители практически не уделяли должного внимания и жили очень бедно, даже впроголодь, сегодня любят и берегут своих, не переставших пить, больных родителей! Парадокс?

    
     Вл. Параносенков г. Новосибирск