Авось философия

Сергей Колибаба
                Русский человек любит АВОСЬ               
                небось, да как-нибудь
                Пословица

Обычно этим высказыванием подчеркивают «характерную» черту русского человека – склонность к необдуманным поступкам, к неоправданному риску, с надеждой на благополучный исход; другой негативный нюанс – сделать что-либо небрежно. Данная представление сформировалось в условиях колоссального и не обустроенного русского пространства, в Европе к  XVIII веку развитие общества пошло ВГЛУБЬ, была создана и плотно обустроена инфраструктура социального пространства: поселения, дороги, мосты, торговые центры и т.д. В России этот процесс и сегодня не завершен, достаточно посмотреть на фотографию сделанную спутником ночью, европейская часть до Урала освещена чуть хуже, чем в Европе, однако за Уралом лишь несколько крупных световых очагов и тоненькая цепочка огней вдоль Транссибирской магистрали, все остальное пространство – в ТЕМНОТЕ.

Жизнь на громадной не обустроенной лесной территории, вдали от других поселений людей, всегда трудна, опасна и НЕПРЕДСКАЗУЕМА, природа создаёт постоянную угрозу  человеку (например, лесные пожары, наводнения, снегопады), а помощь от других поселений затруднительна из-за гигантских расстояний. Поэтому (без надежды на помощь) и была выработана философская концепция – АВОСЬ, НЕБОСЬ, КАК НИБУДЬ - но что она означает? В трудной, опасной ситуации любой человек, верующий или «атеист»  в мыслях или вслух обращается к Богу – ПОМОГИ, вероятно, в этом направлении нам и нужно искать СМЫСЛ выражения: «Он будет звать меня: Ты отец (АВ) мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Псалтырь 88:27).

 1) Существующая этимология
АВОСЬ
а) Википедия
Корень: авос;.
Значение - разг., неизм. выражение недостаточно обоснованной надежды, расчета на случай, удачу; может быть станется, сбудется. Авось да повезёт!
 
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от др.-русск. авосе (Лаврентьевск.), осе «вот»; часто в период с XII по XIV в.; ср.: укр. аво, авось «гляди, глянь». Предположительно из а + осе с вторичн. в. Менее вероятно объяснение из *а-ово-се.

б) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук. М., 1975
АВОСЬ (АВОСЕ) частица. Может быть.
«Авосе м<и>л<о>с<е>рдыи (милосердыи) б(о)гь над нами умилосердится. Собр. государ. грамот и договоров. Коллегия иностран. дел. М. II., 422, 1610».

Данный пример употребления понятия АВОСЬ в древнем русском языке однозначно выводит нас на ТЕРМИНОЛОГИЮ БИБЛИИ.


2) Этимология иврита

В русском понимании термин выражает желание и надежду (авось, да небось, да как-нибудь – само собой будет); вероятно перед нами формула древней  теории вероятности (с опорой на Бога),  по данным вероятностям одних случайных событий, прогнозируется  вероятность других возможных событий, а также случайные процессы.
 
Приведем термин в форму близкую к ивриту, выделим корни – АВОСЬ, АВОСЕ = АВ + ОСЬ (е).

а) АВ = ивр. АВ ;;; Бог, отец

б) ОСЬ = ивр. АСА, ОСЭ ;;;;;;; делать, производить, создавать, организовывать;

в) ОСЬ (АВОСЕ, в древнерусском языке Ь = Е)  = ивр. СИА ;;;;;; помогать, содействовать, получать помощь, поддержку; СИАТА  ;;;;;;;; с Божьей помощью.

Таким образом, русский термин АВОСЬ составлен из двух еврейских корней – АВ Бог + ОСЭ делать, сделать; т.е. БОГ – СДЕЛАЕТ (всё организует).

Библейские образы
а) АВ – Бог, отец
Втор. 32:6: «Сие ли воздаёте вы Господу, народ глупый и несмысленный? Не он ли ОТЕЦ (АВ) твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?».
Исаия 64:8: «Но ныне, Господи, Ты – отец наш; мы глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей».
Малахия 2:10: «Не один ли у всех нас Отец (АВ)? Не один ли Бог сотворил нас?».

б) АСА, ОСЭ  – делать, производить, создавать, организовывать, назначать
Бытие 1:31: «И увидел Бог все, что Он создал (АСА, сделал, произвёл), и вот, хорошо весьма»; в подобных значениях термин употребляется в книгах Библии – 1525 раз.

Передача ОБРАЗА в литературе XIX века

    Отец людей, Отец Небесный!

    Отец людей, Отец Небесный!
    Да имя вечное Твое
    Святится нашими сердцами! …
    Прости, Отец, Своих детей;
    Не ввергни нас во искушенье
    И от лукавого прельщенья
    Избави нас...
    А. С. Пушкин

Знаковые системы (языки) формировались в системе определенной ИДЕОЛОГИИ (в нашем случае - иудеохристианство), следовательно, придать знаку СМЫСЛ мы можем только в связи с СИСТЕМОЙ ИДЕОЛОГИИ, при всей кажущейся непохожести слов-артефактов их объединяет БИБЛЕЙСКАЯ (еврейская) культура.