Смотреть с вершины горы

Павел Родимов
Молодой монах спросил учителя:

- Мудрый, скажи что такое смерть?
Спустя некоторое время старец ответил:
- Смерть – это ясность.
- Я не понимаю твоего урока. Если я ясен, значит ли это, что я умер?
- Если ты задаешь вопрос, ты не ясен.
Долгое время ученик ходил задумчивый, а когда выдался момент, он вновь задал вопрос:
- И все же, что такое смерть?
- Смерть – это вершина. – был ему ответ.
И вновь ученик был обескуражен.
- Значит ли это, что когда я выше всех, я близок к смерти?
- Когда ты близок к смерти, ты не выше других.
Ответ не дал ясности ученику. Многие дни напролет он размышлял о смерти, но не мог прийти к ответу.
- Учитель, открой же мне, наконец, что такое смерть?
Вместо того, чтобы отвечать, мудрец указал ему на вершину близлежащей горы.
- Если я поднимусь на эту вершину, я пойму, что такое смерть?
- Если ты поднимешься, ты поймешь, что такое подняться, когда ты спустишься, ты поймешь, что такое спуститься.
Ученик не стал ничего больше спрашивать. Он отправился в путь и поднялся на гору. Когда он достиг вершины, то сел на холодные камни и обратил свой взор на долину внизу. Отсюда юноша видел дорогу, которой пришел, дом учителя и город. Вокруг была тишина и не было слышно мирских проблем. Ученик ощутил всем своим существом окружающую тишину и покой, и наполнился ясностью. Затем он спустился обратно в долину и пошел к дому учителя. По пути он встретил толпу людей, которые что-то радостно праздновали. Спросив у людей, он узнал, что те празднуют рождение ребенка. Ученик шел дальше и вскоре увидел свадебную процессию. Впереди шли жених с невестой и они были счастливы. Пройдя еще немного, молодой монах повстречал угрюмое молчаливое погребальное шествие – хоронили крестьянина. Придя к дому учителя, монах сел на землю и стал смотреть на поле возле него. Он вдруг улыбнулся и в этот момент был просветлен.
- Что же ты узнал? - спросил его учитель.
- Поднявшись на вершину горы, я осознал ясность и тишину вершины, я увидел мир сверху - он тих, спокоен и прекрасен. В нем нет суеты и глупых забот. Затем я спустился и внизу встретил радость и горе людей, но я продолжал помнить как все это выглядело с вершины горы.