2005г, 1. Высшая философия познание

Раиса Лебедева
Высшая философия – познание
Истинной премудрости и боговедения

Вчера на занятии рассказывали о языке иконы. Я была вся во власти беседы – для меня открылся мир иконы. Еще батюшка сказал слова одного святого. Слова, которые запали мне глубоко в душу:
«Сначала я критиковал Писания, а потом Писания стали критиковать меня».
Эти слова были обо мне…
Когда я перечитываю свои заметки, написанные до того, как Господь повел по Своему пути Истины – мне даже стыдно становится за свои рассуждения. Некомпетентный человек судит о том, чего не познал. Как если швея начнет оперировать больного, оттолкнув хирурга, и сказав, что он оперирует непрофессионально. Вот так сразу видно, что человек не обрел благодатного света просвещения Божия и ему Господь не открывает еще Тайны Свои…
Просматриваю книгу «Введение христианства на Руси», института философии АН СССР, Москва «Мысль» 1987 г.
Интересная трактовка о Блаженны нищие духом». Дословно:
«Своеобразным символом нарастания влияния «антифилософской партии» в восточном христианстве в X в., когда христианство пришло на Русь, стало проявление на византийском религиозном небосклоне новой звезды первой величины – мистика, предшественника исихазма Симеона Нового Богослова (949 – 1022). О значимости Симеона внутри восточного христианства свидетельствует  тот, например, факт, что даже в XIX в. некоторые русские богословы относили его к «святым», а не преподобным отцам, т.е. ставили в один ряд с «отцами» ранга Иоанна Златоуста.
Что же проповедовал Симеон из того, что имело значение для судеб философии в восточном христианстве?
Отталкиваясь от Евангельской максимы «блаженны нищие духом», он утверждал, что идеальным христианином является простой по уму и сердцу, необразованный человек.
«Если бы могло подаваться познание истинной премудрости и боговедения посредством письмен, обучения внешней премудрости, то для чего бы требовалась вера? Или божественное крещение? Или причастие святых Таин? – вопрошал он. Примечательно, однако, что Симеон пользовался термином «высшая философия», но квалифицировал этим термином, как и Иоанн Лествичник, строго аскетическую монашескую жизнь».

Без опытного познания сложно сохранить истинное содержание и сущность слов, философское основание слова без практического познания искажается.
Христианские богословы  раскрывали механизм познания истины через веру.
В вере, познавая Бога, открывается христианину понимание вещей Божиих и человеческих, т.е. приходит мудрость. Мудрость в рассуждениях – уже есть откровение Божие, пришедшее к христианину как плод его трудов учения и веры. Откровение Божие образует мышление истинное, не от своего ума, не от самомнения.

Перечитываю записи…
Понятия – добродушие, великодушие, простодушие, благодушие. Как мне хотелось увидеть различия в понимании веры от понимания мирского.
Записаны слова Антония Великого:
- «Если брат немощный, оскорбляющий брата своего языком и ненависть к нему питающий в сердце, удержит себя в келии и воздержится от разговоров с людьми, подавляя между тем злые помыслы, и постоянно прилежа молитвам и чтению Писаний; то посетит его благодать мира, просветится сердце его и дух его возрадуется в Боге, получив свободу от страстит»
И моя пометка:
- значит, добродушие – это не спокойное подшучивание, а увеселение души, творящей добро себе и другим.
Мне сейчас, во всех неприятностях,  хорошо помогают слова: «Ничего, потерплю ради Бога», сразу гаснет волна обиды и раздражения. Чаще говорю и слова: «укрываюсь внутрь себя за оплот смирения». В момент искушения это помогает промолчать, хотя позже я все же могу высказать…
Но…уже без пыла, спокойно.

Блаженны нищие духом.

Боже!
Как приблизиться к блаженству?
Нищий дух как обрести?
Нищий – нагий от страстей?
Возле моря Окияна
Группа путников стоит -
В Божий Путь вступить готовы.
Вот корабль уж подошел.
Все на борт спешат скорей.
И корабль духовный сей
В море жизни с Богом вышел.
И в великое волненье
Так штормило сей корабль,
Что ребром одним по водам
Он носился по волнам.
И с молитвой покаянья
Все за борт с себя кидали
Тьму страстей от душ своих.
А когда корабль стал легким,
Вдруг и шторм морской утих.
Но Господь все также рядом,
И корабль не кренит больше!
В тихом море лишь волна
Набегает иногда…
Нищи духом Бога хвалят:
«Дивен Бог в делах Своих»!