Как Вячеслав Иноземцев Маркса исправлял

Владимир Костылев
                Как Иноземцев Маркса исправлял.

Доказательство о необходимости уничтожения частной собственности является одним из важнейших в марксизме.  Ибо частная собственность (речь идёт о средствах производства; см. подробнее мою статью на эту тему) как базовая экономическая основа  капитализма (современного в том числе) есть объективная причина всё разрастающихся социальных противоречий и ведёт мир к глобальной катастрофе. Именно поэтому с момента возникновения этого учения с ним ведётся непримиримая идеологическая борьба. Буржуазия делает всё возможное, чтобы оболгать марксизм, замолчать и извратить его основные положения. В России с возникновением частной собственности появился целый слой идеологов (политологов, социологов, философов, историков), которые в погоне за синекурами (кафедрами, институтами, политическими заказами и т.п.)  яростно включились в борьбу с марксизмом, отстаивая интересы собственников, доказывая пользу буржуазных отношений, их общественную необходимость. 

Современные российские политологи редко проявляют единодушие, стремясь подчеркнуть своё особое видение ситуации и, как правило, стараются оспорить доводы оппонента. Единственное, в чём они поголовно согласны, так это в отношении к марксизму, по их мнению устаревшему и не соответствующему реалиям современного общества.

Очередным таким ниспровергателем авторитетов выступил Вячеслав Иноземцев, опубликовав в ЛГ статью под названием  "Иная собственность" (ЛГ № 28 от 10.07.2013). Уже во вступлении он пишет: "... Маркс неправ. Фундаментально". 

Одно только это заявление заставляет думать, что перед нами выступает философ мирового масштаба, создавший соответствующий всеобъемлющий глобальный труд, охватывающий основные стороны человеческого бытия (экономику, политику, идеологию - как минимум). И убедительно доказывающий ошибочность методологии Маркса, его экономических и политических взглядов. 

Что же предлагает нам политолог Иноземцев в своих попытках "показать ошибки Маркса и порассуждать о перспективах собственности"?

Скажем сразу, что комментировать эту статью с научных позиций весьма сложно, ибо написана она неряшливо, поверхностно и без должного отношения к употребляемым понятиям. Иноземцев, как это свойственно подавляющему большинству российских политологов, использует скорее лозунговую лексику, "швыряется" серьёзными социологическими понятиями, без должного пояснения их взаимосвязи, абсолютно неверно трактует понятия "частная собственность", "личная собственность".

Ошибкой Маркса Иноземцев считает то, что он отводил определяющее значение в будущем развитии человечества трудящимся, "сделал ставку на ресурс, который по определению не мог доминировать в современную эпоху". "Труд должен был стать владыкой мира «здесь и сейчас». История показала иное."   

Таким образом, для Иноземцева труд представляется всего лишь неким "ресурсом", который к тому же "никогда не был дефицитным".  И если "господствующие классы прежних времён...  контролировали редкий или ограниченный ресурс: военную силу, землю, капитал", то у трудящихся был в распоряжении лишь этот "дешёвый и массовый ресурс".

Далее Иноземцев переходит к оценке современного общества (постиндустриального, как он считает, вслед за либеральными идеологами) и заявляет, что сегодня на "место редкого, и потому доминирующего, ресурса вышли знания. А труд остался таким же массовым, как и прежде, и даже стал ещё более дешёвым".

Уже только это рассуждение Иноземцева показывает, насколько убогим является его понимание важнейших социологических понятий.

Прежде всего, труд не есть просто "ресурс", это фундаментальное и важнейшее условие человеческой жизни. Труд есть главное и основное условие человеческого существования. "Ресурсом" его можно назвать лишь условно, применительно к отдельным сферам производства. И во все времена трудовая деятельность, также как и остальные сферы жизнедеятельности, контролировалась господствующими классами, подчинялась интересам  собственников средств производства, развивалась не в интересах неимущих, а в интересах господ капиталистов.

"Что ставит в один ряд господствующие классы прежних времён? То, что они контролировали редкий или ограниченный ресурс: военную силу, землю, капитал", - пишет Иноземцев, как бы противопоставляя господствующие классы классам трудящихся, которые, якобы контролировали труд. 

Это полная чушь, ибо господствующий класс (буржуазия, собственники средств производства) контролирует все сферы жизни, доминирует и навязывает свои интересы всему обществу. Контролировать труд в буржуазном обществе наёмные трудящиеся не могут, ибо труд есть приложение рабочей силы к средствам производства, а они трудящимся не принадлежат. Именно собственники средства производства и являются основными распорядителями трудовой деятельности. Трудящиеся могут лишь бороться за свои трудовые права, не более того. 

"В постиндустриальном обществе на место редкого, и потому доминирующего, ресурса вышли знания. А труд остался таким же массовым, как и прежде, и даже стал ещё более дешёвым". Этот пассаж, судя по всему, должен показать, что если раньше редким ресурсом были "военная сила, земля, капитал", то теперь это - "знания".

Иными словами, Иноземцев пытается доказать, что современная буржуазия видоизменилась, преобразовалась в некий другой класс, появился другой вид собственности. "Возникло новое "общество знаний»... Доминирующим ресурсом стал не труд, а умение продуцировать новые знания, смыслы и конструкты... традиционная частная собственность начала терять своё значение – но на смену ей пришла новая собственность...".

Знания, несомненно, есть некий интеллектуальный багаж личности, но частной собственностью (то есть того компонента капитализма, который позволяет извлекать прибыль) они становятся только тогда, когда превращаются в товар, способный к реализации на рынке. Что, в свою очередь, предполагает реализацию знаний в предметно чувственную субстанцию. Что невозможно без наличия определённых средств производства.

Таким образом, круг замыкается, какими бы знаниями вы не располагали, вам придётся обращаться к материальному производству, к собственникам средств производства, которые только и способны дать вашим знаниям "зелёную улицу". При этом, капиталисту (владельцу средств производства) совершенно не обязательно вообще обладать знаниями в какой-либо специальной области. Он просто наймёт соответствующего специалиста, который и решит для него все проблемы.

Сам же специалист (обладатель знаний) будет при этом всего лишь наёмным работником, труд которого оплачивается в соответствии с рыночной стоимостью, пусть даже и очень высокой.

Итак, частная собственность меняется от традиционной к "новой", превращается в "интеллектуальную собственность". Соответственно и буржуазный класс также должен измениться, и Иноземцев в качестве такого изменения приводит примеры новых собственников "интеллектуального производства". Такими он считает  программистов и архитекторов, адвокатов, врачей, спортивных чемпионов, звёзд эстрады.  У них "нельзя отнять их умения: они всегда смогут делать то, что миллионы других – никогда. Именно поэтому эти люди зарабатывают так много".

Что здесь что? Правомерно ли вообще переносить проблему собственности на средства производства в обсуждение наличия в обществе людей уникальных способностей? Иноземцев этими примерами поставил всё с ног на голову. Все указанные им профессии имеют лишь косвенное отношение к проблеме собственности на средства производства. Существуют миллионы программистов и врачей, адвокатов и звёзд эстрады, тысячи выдающихся спортсменов. Но все они есть лишь мелкие пешки в грандиозной картине буржуазной жизни, определяемой её настоящими воротилами - финансовыми и промышленными магнатами. Эти люди есть обслуга буржуазной элиты, её антураж, витрина, хотя некоторые из них становятся и её частью. К тому же большинство из них является также наёмными тружениками (хотя и с большой оплатой), приносящими своим хозяевам огромные барыши. И только единицы из них сумели создать свой бизнес, стать по-настоящему независимыми производителями неких продуктов, превратившись, тем самым, в подлинных капиталистов. Кстати, почему бы сюда не приплюсовать огромную армию охранников, также получающих немалые деньги (в сравнении со многими рабочими) и имеющими даже отношение к средствам производства. Они их охраняют.

Но при чём здесь "общество знаний"? Да большинству этих выдающихся спортсменов, звёзд эстрады и королев красоты никакие знания не нужны. Как известно, не все из них знают, что Земля вращается вокруг Солнца. Им нужны крепкие мускулы и хорошие голосовые и внешние данные.

Да и вообще, как можно противопоставить знания труду? А ведь именно это делает Иноземцев, когда пишет, что "доминирующим ресурсом стал не труд, а умение продуцировать новые знания, смыслы и конструкты". Знание есть само по себе  результат огромного труда, саккумулированный труд, как физический (опыты), так и интеллектуальный. Труд, таким образом, лежал и лежит в основе вообще всякого достижения, в какой бы области оно не состоялось. Вот почему сегодня так велико возмущение российского народа, у которого на глазах "украли" общенародную собственность и без всякого труда беспрецедентно обогатились, присвоив гигантские средства производства и ресурсы. И продолжают это делать. А появившиеся высокооплачиваемые "спортсмены, адвокаты, нотариусы, частные врачи, звёзды эстрады, футболисты, теннисисты, поп-исполнители, режиссёры, дизайнеры, архитекторы или юристы" стали лишь той самой частью и витриной буржуазной жизни, которая возникла в России. А в области идеологии появились политологи иноземцевы, призванные за также хорошую плату всю эту буржуазную ярмарку тщеславия объяснять.

На самом же деле, суть общественного производства не изменилась. Подавляющая масса потребляемой обществом продукции производится руками наёмных трудящихся на принадлежащих собственникам средствах производства (фабриках, заводах, приисках, шахтах и т.п.). И заработную плату за свою рабочую силу наёмные трудящиеся получают строго по законам капиталистической экономики, которые жёстко охраняются власть имущими. И это будет продолжаться до тех пор, пока существует товарное капиталистическое производство и буржуазная власть.

Сегодня, как и вчера, как и сто лет тому назад,  приступят к своему тяжелому, изнурительному труду миллионы рабочих во всём мире.  И мир этот по праву можно назвать их миром, ибо ничто, никакие материальные блага не возникают сами по себе, а появляются лишь в результате приложения рабочих рук. Самые гениальные идеи, самые смелые инженерные проекты реализуются  только после  их реального воплощения  в жизнь рабочими руками. Как верно сказано: «вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят».

Таким образом, г-н Иноземцев пытается доказать нам, что характер собственности коренным образом изменился, эксплуатация трудящихся исчезла, а сами собственники видоизменились, превратившись в новый "креативный" класс. То есть изменилась не только структура собственности, но и социальная структура общества. И по мнению Иноземцева стать частью этого нового креативного класса может любой. "Сегодня практически каждый может купить компьютер и подключиться к Интернету – а уже талант и смекалка определят, станете вы простым юзером или превратитесь в Брина или Цукерберга". Иноземцев считает, что, таким образом, "преодолевается отделение работника от средств производства". 

Но это всего лишь очередная уловка буржуазной политологии. Появление так называемых фрилансеров (работников, выполняющих работу на дому, часто под отдельные заказы) свидетельствует всего лишь об изменениях в формах трудовой деятельности, но отнюдь не в её сути. Она также осталась наёмной и также подчинена законам капиталистической экономики. При этом из миллионов талантливых программистов цукербергами и бринами стали единицы. Те, кто сумел найти соответствующие миллионы долларов на раскрутку своего бизнеса. Важно также иметь в виду, что любая общественная потребность (в данном случае информационно-коммуникативная), возникающая из соответствующего научного открытия, всегда порождает соответствующий предпринимательский интерес и способствует быстрому обогащению тех предпринимателей, которые успевают первыми эту потребность удовлетворить. Все последующие бизнесмены, как правило, таких успехов не достигают. Возникают соответствующие монополии, которые быстро эти буржуазные ниши заполняют. А цукерберги и брины становятся частью буржуазной элиты. Вполне успешно эксплуатирующими своих наёмных работников. Но чаще всего весь их бизнес покупается на корню крупными монополиями, контролирующими целые отрасли экономики.

Иноземцеву, видимо, не понятно, что расширение капиталистического воспроизводства порождает всё новые предпринимательские инициативы, и при этом появляются умные и пронырливые люди, успевающие зарабатывать на этом большие деньги. Но, повторяю ещё раз, всё это не меняет сути буржуазной собственности и буржуазных отношений. Все эти "креативные" люди есть лишь часть совокупной буржуазии, и либо сами нанимают наёмных работников и превращаются во вполне зрелых капиталистов, либо обслуживают уже функционирующий бизнес за хорошую оплату, участвуя в перераспределении прибыли.

"Новый интеллектуальный класс никого не эксплуатирует, - утверждает Иноземцев. -  Он не принуждает остальных людей (и остальной мир) покупать свои продукты по таким ценам. Во все времена праведный гнев против богатых был обусловлен несправедливостью обретения ими их богатств. Но сегодня их обогащение справедливо. Какие у нас есть основания осуждать покойного Джобса? Гейтса? Баскетболиста Джордана? Режиссёра Спилберга?" 

Ну, во первых, осуждать людей за то, что они, действуя по законам общества, в котором живут, применили свой талант, знания, смекалку и обогатились, действительно нелепо. Никто этого делать и не собирается. Но речь идёт не об отдельных представителях буржуазного мира (хотя эта тема также актуальна), а о буржуазной системе в целом, ставящей подавляющую массу населения в зависимость от маленькой кучки собственников средств производства, диктующих  всем свои правила игры. Речь идёт о самой системе буржуазных отношений (покоящихся на частной собственности), определяющих социальный, психологический климат в обществе, разрушающих общественную мораль, ведущих к деградации всех жизненных ресурсов.

А во-вторых,  какое отношение  большинство перечисленных Иноземцевым профессий и лиц имеют к средствам производства и к наёмному труду? В большинстве своём все эти люди есть  часть буржуазного класса и, даже не имея в своей собственности никаких средств производства, лишь косвенным образом участвуют в эксплуатации наёмного труда. Все они, повторюсь, участники гигантской системы воспроизводства буржуазной жизни, так или иначе покоящейся на эксплуатации наёмного труда.

Заканчивает свою статью Иноземцев положениями о собственности в России, где  мы имеем такие же формы "частной собственности, которые существовали на Западе в лучшем случае в конце XIX столетия. Мы имеем дело с такими же монополиями, как и тогда".  Это в корне не верно. Современные западные монополии ничем не лучше российских, они точно такие же, только крупнее и могущественнее (в мировом масштабе). Другое дело, как формировались те и другие. Российские монополии возникли в результате грабительской приватизации. Олигархическая частная собственность в России есть собственность неправедная, нетрудовая, не имеющая никакого отношения к справедливости. Вот почему единственным положением в статье Иноземцева, с которым следует согласиться, можно считать следующее: "перспективы социал-демократии в стране не исчерпаны и идеи перераспределения собственности по-прежнему актуальны".  Но и здесь он настроен весьма либерально: "не стоит тешить себя тем, что эта борьба в долгосрочной перспективе будет успешной".

Таким образом, Иноземцев выступил с вполне либерально-буржуазных позиций, доказывая и "ошибку" Маркса, и изменение эксплуататорского характера частной собственности, и изменение социальной структуры общества, и вообще, появление "нового общества знаний". Такова была его задача. Справился ли он с ней? На мой взгляд - нет. Это всего лишь очередной антимарксистский опус из серии "Карл Маркс ошибся". Сколько их ещё будет?