Траектория Часть 4 Глава 5

Сергей Азовский
- Бог мой! Денис! Как вы здесь оказались?! Вы же были с Амиром на месте поисков!
- Простите, Валентина Семёновна. Я вовсе не хотел напугать Вас.
- Но ведь Давид с машиной здесь и мы собираемся ехать только завтра утром. Как Вы…?
- Валентина Семёновна, – Денис шутливо-укоризненно покачал головой – пора привыкнуть к моим некоторым странностям.
- Ах, да. Я забыла. Простите, Денис.
- Ну что Вы? Пустяки.
- Наверное, к такому необычному появлению Вас вынудили чрезвычайные обстоятельства?
- Вы поразительно догадливы,  Валентина Семёновна.
- Что случилось?
- Мы с Амиром провалились под землю. Теперь он сидит в ловушке в глубокой яме и не может выбраться.
- Как это «провалились»?
- Рыли песок и… у-ух, съехали вместе с песком прямо под скалу метров на тридцать пять – сорок.
- О Господи! Надеюсь, он не пострадал? - Валентина Семёновна окинула Дениса взглядом с головы до ног – по внешнему виду, Вы целы.
- Не переживайте, он в полном порядке. Прокатились как на аттракционе в аквапарке. Ладно, Валентина Семёновна, пожалуйста, позовите потихоньку сюда Давида. Кате о моём появлении лучше не сообщать. Хорошо?
- Ох, Денис! Конечно позову, но эти Ваши новые способности… я всё ещё не могу к ним привыкнуть.
Валентина Семёновна пошла в дом, а Денис прислонился к стене в тени высокого куста с красивыми голубыми цветами. «Странно – подумал Денис, наслаждаясь благоуханием нежных бархатистых цветов – нас окружает совершенство природы, что же тебе, Человек, ещё не хватает? Зачем тебе Зло?»
Размышления прервал шорох, пробирающихся по-партизански Давида и Валентины Семёновны. 
Валентина Семёновна дернула за рукав Давида.
- Сюда, Давид.
- Почему такая таинственность, Валентина Семёновна? – шутливым тоном осведомился Давид – ещё, чего доброго, Катя ревновать станет.
- Не станет. Катя умная девушка. Ну, вот – любуйтесь.
Денис вышел из тени.
- Так и подумал, Денис, что это твои проделки.
- Ладно, я пошла к Кате, а вы тут сами в шпионов поиграйте.
- Спасибо, Валентина Семёновна, я без Вас как без рук.
- Ладно, ладно - Валентина Семёновна улыбнулась, махнула рукой и также тихо скрылась за поворотом дома.
- Что случилось?
- Заводи машину, по дороге всё объясню. Деньги есть?
- Есть. А много надо?
- Не знаю. Нужен большой моток прочной верёвки, пара верёвочных лестниц метров по пятьдесят, два или лучше три надёжных фонаря с ёмкими аккумуляторами, ну и всё остальное для занятий спелеологией.
- Что, в пещеру полезем?
- Уже залезли. Амир караулит у входа.
- Ясно. Где вы её откопали?
- Поехали, поехали! Всё по дороге.
Посетив несколько магазинов, друзья основательно опустошили кредитную карту Давида и порядочно нагрузили их «вьючного друга» – трудягу «лендровер».
- Ну вот, Давид, всё это добро привезёшь завтра, а я к Амиру. Прошло больше часа. Боюсь, как бы он сам не полез в щель на поиски попавшего меня. Возьму с собой только верёвочную лестницу.
- Надо было как-то подготовить Амира к своему исчезновению.
- Думал. А как подготовить?
Денис пожал плечами.
- Останови, Давид, у тех вон кустов. Вроде бы никого не видно.
Давид остановил машину. Подождали пару минут осматриваясь, затем Денис с рулоном верёвочной лестницы направился к кустам. Давид хотел выйти из машины, но Денис остановил его жестом руки.
- Езжай, Давид. Кате о моём визите ничего не говори. Валентину Семёновну я предупредил. Давай, до завтра.
Давид поехал, но постоянно оглядывался, ожидая увидеть нечто необычное, какое-нибудь сверхъестественное явление, сопровождающее исчезновение Дениса. В какую-то секунду ему показалось, что он увидел то ли слабое свечение в кустах, то ли кратковременную неяркую вспышку, но была ли она на самом деле, или это плод его воображения, Давид так и не понял.
Вернувшись, Давид сообщил женщинам, что ездил за дополнительным снаряжением. Катя увлеклась беседой с  Валентиной Семёновной и Эриманом. Ни Катя, ни Эриман на его продолжительное отсутствие никак не отреагировали. «Интересно – подумал Давид – как бы отнёсся Эриман к внезапному появлению Дениса?» Подумав, решил, что мудрый старик готов к встрече ещё и не с такими чудесами: «Мне бы его уверенность и духовную силу».

* * *

Разворачиваясь, верёвочная лестница скатилась вниз, едва не задев сидевшего у входа в пещеру Амира. От неожиданности он подпрыгнул и отскочил  в сторону.
- Простите, Амир, что так долго задержался. Надеюсь, я не сильно напугал Вас своим отсутствием.
- На Ваше счастье, Денис, я вовремя вспомнил Ваш трюк на острове, иначе Вам пришлось бы собирать мои кости в недрах расщелины.
Амир не стал говорить Денису о том как, не дождавшись товарища, всё-таки вернулся к расщелине и, не обнаружив там Дениса, серьёзно обдумывал план спуска в расщелину в кромешной темноте.   
- Ещё раз простите, Амир. Поднимайтесь. Пора обедать.
- Вы прихватили с собой фонарь побольше?
- Нет. Завтра Давид всё привезёт.
- Жаль, трещина действительно глубокая. Мне кажется, она открывается в какую-то полость.
- Вы не теряли зря времени. Обследовали трещину?
- Насколько смог с одним коробком спичек.
Денис подал руку поднявшемуся по лестнице Амиру.
- Почему Вы думаете, что она очень глубокая?
- Я бросал камни. Проходит что-то около трёх секунд до удара камня о дно. Можно поковыряться в учебнике физики, найти формулу ускорения свободного падения, и рассчитать точно, но ведь мы завтра и так это выясним на практике. Мне кажется, что глубина не менее тридцати метров. 
- Глубоко, но придётся спуститься.
- У меня такое впечатление, что у Вас в голове есть карта или план, и Вам нужна была только точка отправления. Никак не могу отделаться от мысли, что Вы ищите известные Вам ориентиры.
- И да, и нет. Никакой карты не существует, ни в голове, ни где бы ни было ещё. Вы верите в интуицию?
- Верю. Не только верю, но и надеюсь на неё. Вся моя работа основана на интуитивных догадках. Мне кажется, что главный импульс, движущий науку, и есть интуиция. Всё остальное лишь способы подтверждения интуитивных догадок, либо их опровержения.
- Тогда Вы должны меня понять. Мною руководит только интуиция и больше ничего.
- В таком случае Ваша интуиция настолько гипертрофирована, что её вполне можно назвать чудесным прозрением. Я всё больше утверждаюсь в мысли, что Вы обязательно найдёте то, что ищите.
- Я в этом уверен, так как у нас нет другого выхода.
- У Вас мало времени?
- Думаю очень мало, поэтому приходится действовать, целиком полагаясь именно на интуицию.
- Зло наступает на пятки?
- Да, Амир. Я даже чувствую его дыхание спиной.
- Что ж, в таком случае не буду досаждать Вам своими нудными вопросами. Мои руки и голова в Вашем распоряжении.
- Спасибо, Амир. Я высоко ценю Ваше доверие и помощь.
- Теперь можно перейти к обеду. Сидение в пещере и волнение, скажу Вам честно, разыграли аппетит.
Вернувшись в лагерь, они пообедали и устроились в тени палатки, скрываясь от полуденного зноя. Лёгкий ветерок приятно обдувал разгорячённое непривычной жарой тело. Денис хотел раздеться до плавок, но Амир отговорил его, уверив, что солнце пустыни жалит даже в тени отражёнными от песка лучами. Через тридцать – сорок минут белое как сметана тело Дениса поджарится как блин на горячей сковороде.
Денис подвигал спиной, разравнивая песок под расстеленным у стенки палатки спальником.
- В чём суть Ваших научных изысканий, Амир?
- Я ищу вместилище разума.
- Вот как? Но ведь известно, что все наши мысли, чувства, желания, добродетели и пороки рождаются, живут и развиваются в мозгу. В антропологии, насколько я помню, величина головного мозга является критерием разумности, в чём я, честно говоря, сомневаюсь.
- Мозг – это только биологическая машина, способная обрабатывать информацию. Природный компьютер если хотите. Чем больше объём, мощность, тем больший поток информации в единицу времени мозг способен  обрабатывать. С этой точки зрения размеры мозга и его функциональные возможности могут находиться в зависимости, так считалось ранее. Но уже в наши дни становится ясно, что не размеры компьютера определяют его потенциал. Современный ноутбук, намного превосходит своими возможностями вычислительную машину семидесятых годов прошлого века, занимавшую целую комнату. В данном случае размеры исследуемых «черепных коробок» (с одной стороны пластиковый корпус ноутбука, с другой стены комнаты) несоизмеримы. Так кто из них умнее? Нет, дело не в размерах. Более того, кто, по-вашему, умнее – изобретатель новейшей системы электронного наведения ракеты с ядерной боеголовкой или безграмотный монах, молящийся о мире и благополучии всех людей на земле? Может ли нравственность быть критерием «разумности»?
- Должна стать! Я тоже много размышлял на эту тему. Мне кажется, что человечество, как биологический вид, наделённый созидательной, творческой энергией, получил от самого создателя импульс к новому эволюционному витку. На этот раз может быть не столько морфологическому совершенствованию, сколько нравственно-психологическому, если можно так выразиться. Процесс этот начался давно, задолго до появления религиозных течений. Впрочем, мы отклонились от темы.
- Вовсе нет. Чтобы понять мою идею, просто необходимо оценивать её не только с чисто биологической, но и морально-этической, или лучше сказать – философской точки зрения. Но, начну с краткого введения. Дело в том, что физика разума, на мой взгляд, относится скорее к области квантовой механики. Единицу разума, думаю, можно сравнить с энергетическим квантом, но не простым, подобным световому, а информативным, способным не только хранить и транспортировать информацию, но и трансформировать её, а может даже и генерировать. 
- Если информация – составляющая энергетического кванта разума, тогда что собой представляет сама информация?
- Квант разума и информация – единое целое. Они не разделимы. Кванты разума очень похожи, возможно, по своей природе они идентичны, и отличаются только содержащийся в них в данный момент информацией. Эта особенность, по моему убеждению, даёт возможность им объединяться в единое информационное пространство, не ограниченное ничем, в целом и составляющее вселенский разум.
- Но это слишком простое представление. Думаю, Вам весьма трудно будет объяснить с помощью разумно-квантовой теории даже элементарные понятия действия разума. Например, как кванты могут сформировать самую простую мысль? Не кажется ли Вам, что в Вашу модель придётся вводить элемент управляющий квантами разума, а затем объяснять природу этого элемента? 
- Конечно, не всё так просто. Тем не менее, давайте попробуем сравнить разум с организмом. Сам по себе организм – самодостаточная система, способная к существованию без вмешательства стороннего управляющего элемента. В то же время биологический организм состоит из множества разных клеток, которые с натяжкой можно назвать биоквантами организма.
- На мой взгляд – это не очень удачн6ая аналогия. Любой известный нам биологический организм не может существовать абсолютно изолированно от окружающей среды. Ему для существования необходимы внешние энергетические источники. Это первое. Второе: опять-таки встаёт вопрос об управлении взаимодействия всех клеток организма. Как ни крути, но мы придём к головному мозгу и к таинственному разуму. Получается – наша сказка хороша, начинай сначала. Да и сами «биокванты» - клетки, по своей организации очень сложны, причём до такой степени, что каждую можно рассматривать как отдельный организм.
- Согласен, аналогия грубовата, но за неимением лучшего, сойдёт и она.
- Хорошо, Амир, не буду цепляться с придирками, и постараюсь выслушать Вас не перебивая. Извините.
Амир кивнул, соглашаясь с Денисом.
- Спасибо. Действительно, эта «целина» ещё настолько не тронута наукой, что объективный научный спор вряд ли возможен. Более того, я даже не стану вдаваться в философские аспекты. Моя задача на сегодня – понять принцип работы квантов разума. Попробовать смоделировать процесс от абсолютной энтропии, до разумной абсолютной упорядоченности.
Денис даже приподнялся на локоть. Его поразила не столько грандиозность задачи Амира, сколько амбициозность молодого учёного.
- Вы действительно считаете, что Вам это по силам?
- Когда я высказал свою идею в институте, на меня посмотрели как на сумасшедшего. Но ведь кому-то надо начинать?
- Этим вопросом задавались философы с древнейших времён, но никто ещё ничего вразумительного так и не выдал.
- Но многие – в тон Денису продолжил Амир – продолжают думать над ним и сегодня. Сто лет назад идея полёта в космос казалась такой же безумной, а сегодня большинство людей смотрят на работу астронавтов как на рутинное занятие, и не скачут от восторга при очередном запуске «Шатла». Где гарантия, что через сто – двести лет физика разума не станет обычным разделом школьного учебника?
- В таком случае, я восхищаюсь Вашей волей и решительностью.
- Спасибо. Надеюсь, воли мне хватит, а решительности придаёт одна давняя догадка. Без неё я бы вряд ли занялся этой темой.
- Какая догадка, если не секрет?
- Я обнаружил некоторую закономерность, прослеживающуюся в развитии не только земной природы, но, как мне кажется, и всей Вселенной. Некий изначальный алгоритм всех физических процессов. Если я прав, то, построенная на основе этого алгоритма математическая модель, должна работать в любых условиях, описывать любые процессы. Если моя догадка верна, я смогу понять принцип сотворения мира Аллахом.
- Лет четыреста или пятьсот назад, Вы бы закончили свои дни на костре.
- Слава Всевышнему, учёным сейчас дышится намного свободнее.
- Хорошо, Амир, я слушаю.
- Дело в том, что нас окружает мир, состоящий из цикличных явлений. Любых явлений, как физических, так и биологических. Абсолютно всё в мире имеет свой срок существования, даже Вселенная. Разница лишь в масштабах и во времени. Большой взрыв породил нашу Вселенную. А что было до него? Современные физики нашли удобный способ уйти от этого коварного вопроса. Поскольку Вселенная появилась в результате взрыва сингулярности бесконечно огромной массы, а, как известно в сингулярности с бесконечно огромной гравитацией не существует ни пространства ни времени, следовательно и пространство и время появились в момент Большого взрыва, а до него просто ничего не существовало. Пусть так, но возникает вполне правомерный вопрос – а откуда взялась сама сингулярность? Какая бесконечно огромная масса коллапсировала в эту первородную «Чёрную дыру»? На этот вопрос ни у кого нет ответа. Не логично ли предположить, что эта «Чёрная дыра» появилась в результате гибели Правселенной, нашей предшественницы, жизненный цикл которой подошёл к концу? Как Вы думаете?
- Я не вдавался в столь глубокое изучение астрофизики, но Ваш вывод мне кажется абсолютно логичным.
- В таком случае возникает новый вопрос – а что было до Правселенной? Праправселенной и так далее. Единственные формы в природе, способные на вечное существование, на мой взгляд, – это энергия и информация. Только эти силы способны, сохраняя свою сущность, идти сквозь циклы, трансформируя свою форму и изменяя миры. Только для них существует путь непрерывного прогрессивного развития. В тоже время, я считаю, и эти силы можно объединить, поскольку информация, по моему убеждению, не что иное, как кодированная энергия. Вывод – информация управляет вечно существующей энергией, и при помощи энергии задаёт циклы существования её определённых жизненных форм. Итак – энергия это и материал, и инструмент в руках информации.
- Стройное и красивое доказательство существования Бога.
- Скорее предположение. Тем не менее, его не так-то легко опровергнуть. Я верю в созидательную мощь Аллаха не потому, что меня так учили, а потому, я понял это сам, занимаясь своими исследованиями.
- Допустим, Вы нашли алгоритм жизни, или программу Бога. Что дальше? Как Вы планируете распорядиться этими знаниями?
- Не знаю. Я об этом не думал.
- В таком случае – зачем этим заниматься?
- Одного известного альпиниста спросили: «Зачем вы идёте на Эверест?», он ответил: «Потому что он есть».
- А Вам не кажется, что подобное открытие может таить в себе большую угрозу, может быть для всего человечества? Ядерный ящик Пандоры уже открыли.
- Это возможно. Но если мне посчастливится достичь цели, и я увижу прямую опасность для всех нас, я поступлю как Никола Тесла – я уничтожу все мои материалы.
- Думаете, что Никола Тесла уничтожил своё главное открытие?
- Я в этом не сомневаюсь. Но ведь Тесла оставил человечеству немало полезных изобретений, которые трудно переоценить. Надеюсь, что и мой труд будет полезен людям. Например: если удастся узнать принципы генетического кодирования, его базовую программу, постичь взаимосвязь энергии и информации, это вызовет революционный переворот в медицине. По изменениям в энергетике организма можно будет диагностировать заболевание задолго до его проявления и опять-таки энергией, несущей нужный информационный код, устранять причину заболевания, а не лечить последствия. Можно будет решить проблему старения и намного, в десятки, а может и в сотни раз увеличить срок жизни людей. Тогда и далёкие космические миры станут намного ближе.
- Теперь мне понятен Ваш энтузиазм, хотя, как мне кажется, он и отдаёт некоторой наивностью. Тем не менее, я желаю Вам удачи, и со своей стороны готов помочь, чем смогу.
- Спасибо, Денис. Понимаю, что мои амбиции со стороны выглядят по-детски наивно, поэтому я и не афиширую свою работу, но я уверен, что нахожусь на правильном пути.
Делать сегодня было нечего. Проспав в тени часа полтора, Денис с Амиром принялись сортировать и упаковывать находки. Упаковкой занялся Денис, не любивший канцелярскую рутину. Он заворачивал в бумагу добытые артефакты и подписывал маркером номера. Амир, обученный Давидом, заполнял бирки-формуляры к каждой находке, вкладывал в полиэтиленовый пакет, упакованную Денисом археологическую ценность, туда же бросал бирку и запечатывал пакет степлером. Честно говоря, Денис не думал, что стоит тратить время на всю эту архео-научную возню, но не мог отказать просьбе Давида, тем более что разборка находок заняла не так уж много времени. Амир, привыкший добросовестно выполнять любую работу, делал её с присущим молодым учёным энтузиазмом, мурлыкая какую-то незнакомую Денису мелодию. Соблюдая договорённость, найденные золотые сердцевины арбалетных стрел не описывались и не систематизировались, поскольку они становились собственностью Амира.   

* * *
- Да, Денис Иванович, местечко – прямо скажем – не блещет привлекательностью для потенциальных туристов.
- В этом Вы правы, Валентина Семёновна. В противном случае здесь давно бы уже всё перерыли. Нам повезло, что суровая дикость этих мест стояла на страже все эти долгие годы.  Тем не менее, уверяю Вас – пройдёт совсем немного времени, и недостатка в туристах не будет. Меня заботит только то, чтобы внезапно возросший туристический интерес к этим местам не привлёк внимания плохих ребят, встречаться с которыми нет никакого желания.
- Вы имеете в виду…
- Да, Валентина Семёновна – Денис тронул её за руку, понижая при этом голос.
- Ну ладно. Так это и есть знаменитое Ущелье Теней? Я представляла горные ущелья совсем по-другому.
- Это всё, что осталось от грозного когда-то ущелья.
-  Валентина Семёновна – в разговор вступил Давид, разгружавший лендровер – время безжалостно не только к людям, но даже к горам.
- Я тоже ожидала увидеть более живописное место, Давид – Катя, прикрыв глаза ладонью, осматривала окрестности.
- Увы, милые дамы, весьма огорчён, что не оправдал ваших надежд, но уверен, что самое интересное нас ожидает там – Денис указал пальцем в песок.
- По крайней мере, там не так жарко – улыбнулся Амир.
Весь день ушёл на перебазирование лагеря ближе к входу в пещеру, налаживание экспедиционного быта и ещё множество других неотложных забот. Ближе к вечеру собрали и тщательно проверили снаряжение для завтрашнего спуска в пещеру. По решению Дениса, на разведку отправлялся он с Давидом, а Амир оставался в лагере охранять женщин и имущество. Правда, в эту глушь вряд ли забредут грабители, но осторожность никогда не помешает. В целях обороны Давид привёз штурмовую винтовку-автомат Tavor TAR 21, и два пистолета «Берета 92», с магазинами на пятнадцать девятимиллиметровых патронов.
У удивлению и восхищению Дениса, Амир, явно горевший нетерпеливым исследовательским азартом, безропотно принял решение Дениса. Катя с Валентиной Семёновной занялись подготовкой ужина, а Давид инструктировал Амира в пользовании автоматом. Один из пистолетов Давид решил вручить Кате, а второй взять с собой, так как никто не знал, что их может ждать в пещере. Денису трудно давалось без улыбки наблюдать «боевитость» Давида, но он сдерживался и не подавал вида. С оружием в руках Давид ещё больше напоминал Арсана, но только внешне. Хотя Давид даже с боевым оружием, совсем не походил на розного вояку, тем не менее, Денис оценил заботу молодого археолога об обеспечении их безопасности.