На краю света...

Нелли Солнечная Черджиева
Есть станы – главным сокровищем которых, является уникальность природы. Королевство Норвегия – это сказка, расположившаяся на западной части Скандинавского полуострова. Тысячи фьордов рассекают его побережье. Береговая линия, изрезанная узкими заливами, ограждена от бескрайних просторов Ледовитого океана, отвесными скалами. Иногда мне кажется, что если и существует край света, то он находится там, к западу от Норкапа.

Неуклюжий, двухэтажный туристический автобус, взбирался все выше и выше, по серпантинным дорогам Норвегии. Пассажиры прильнули к огромным окнам, стараясь зафиксировать на фотоаппараты каждый открывающийся их взору вид. Ощущение грандиозности и восторга окутывало всех. Края, воспетые в сагах, зачаровывали и манили. Мы сделали небольшую остановку. Я взглянула на север, вдали виднелось атласное полотно водопада, чей громыхающий крик, эхом доносился до нас. На западе открывалась бескрайняя, архитектурно-плоская поляна, укрытая густой мохообразной травой, глубокого изумрудного цвета. Природа так и манила к себе, желание коснуться голыми ступнями этой земли, горело во мне. Я сделала шаг… Трава пружинила, ноги утопали в холодной влажности северной растительности. Второй шаг, третий… Вдалеке стала различима кромка поляны, резко обрывающаяся на границе с небом. Я ринулась к ней и очень кстати, обнаружила на самом пике отвесной скалы, маленькую скамью. Вид, открывшийся мне – был превосходен! Туманные, серые скалы, вздымали к небесам, их отвесные стены, создавали кардиограммный ритм, внизу, гранитные плиты, разрезала зеркальная гладь фьорда, чьи воды, манили мой взгляд вдаль, туда, где они незримо совпадают с морем. Холодное солнце ласкало землю, жемчужными бликами, изредка, аквамариновую гладь неба, вспарывали своими белоснежными крыльями, морские чайки. Желая впитать в себя эту картину полностью, я перевела взгляд в сторону и вдруг заметила на спинке лавочки изящную гравировку. Я встала и пригляделась. Справа, там, где ранее была моя спина, вырисовывалась надпись на норвежском языке: «Хенрик Йенсен 12.03.1916 – 13.04.2006», а слева: «Нора Йенсен 17.06.1918 – 13.05.2006». Далее шел текст из нескольких предложений. Я увидела неподалеку гида и движением руки, призвала его. Он подошел к скамье и по моей просьбе стал переводить текст: «Когда придет наш час – не плачьте. Развейте прах наших тел над фьордом возле фамильного дома. А на вершине отвесной скалы поставьте скамью с именами. В час грусти и печали, в час радости и отчаяния, когда сердцу нет места, приходите сюда и делите эмоции с нами».

Вдали я увидела дом, с травяной крышей, из трубы, тонкой струйкой тянулся серый дымок. Там ли жили Хенрик и Нора? Там ли сейчас их дети? Приходят ли они к этому месту? Не знаю… Но я верю, что мы живы, до тех пор, пока нас вспоминают… Хенрик и Нора, открыли мне свою Норвегию, свой скандинавский берилл. И когда сердцу нет места, я мысленно возвращаюсь к скамье у самого края света…


из цикла "Путешествие без визы"