Ностальгия это тоска? Часть первая. Город

Карин Андреас
На прозе.ру есть много произведений на тему «ностальгия по СССР». Кажется и мне пора высказаться на эту тему, хотя в миниатюрах я уже свою точку зрения высказывала, но следует дать более полную картину для тех, кто едва родился, когда та страна развалилась, или родился после развала того государства, так что им родители уши прожужжали про «счастливую страну…».

Понимаю, что каждый человек хочет быть молодым и здоровым, и каждый не прочь скинуть года – кто с десяток, а кто и больше, но совсем не обязательно хвалить страну, в которой ты жил, когда был молод.

Меня часто спрашивают, где я родилась. Скажу честно, мне стыдно, что я родилась в том городе, городе баку, где людей убивали по национальному признаку - погромы в сумгаите 1988 год и в баку 1990 год.
Я намеренно пишу название города с маленькой буквой – для меня этот город меньше любого села или аула. Города, как и люди, не должны терять своего авторитета – авторитет трудно завоевать, а еще труднее удержать.

Именно тогда я убедилась, что Вселенная это единый организм и имеет общее информационное пространство. Мне снились сны, где мой двоюродный брат ходил с автоматом в руке. Я знала, что он закончил военное училище, но, честно говоря, не знала, где служит.
- Я не могу гарантировать твою безопасность, - сказал ему командир части, – поэтому разрешаю тебе всегда иметь при себе оружие.
Пару лет спустя, брат мне рассказал, что спал с автоматом в руках. Он служил близ баку.

Еще о настоящем интернационализме, это пример человечности: когда были погромы в баку, бывший начальник моего дяди решил помочь моему дяде с отъездом, сопровождать его в пути. Он талыш по национальности, хотя в паспорте, как у многих стоит азер - это требование советского времени. Не представляю что бы один мог сделать против дикой толпы – разве что стать такой же жертвой, но им повезло. Они выехали, каждый на своей машине в сторону Армении и доехали почти до границы.
А дальше моему дяде помог ангел-хранитель – дядя спокойно проехал посты, хотя всюду стояли толпы и кучи готового к бою камней - камнями забрасывали машины, которые пересекали границу.
В Армении дядю остановили и спросили:
- у машины есть крылья? Как ты перелетел посты? На машине не единой царапины.

Кстати и до сих пор, если ваша фамилия похожа на армянскую, вас туда не пустят.

Я это пишу для тех бакинцев у кого ностальгия буквально зашкаливает. Живите настоящим – нашли о чем жалеть.

Славная страна СССР. В том городе, где я родилась, разрушили армянскую церковь – ну это в порядке вещей в атеистическом государстве, и построили государственную консерваторию. И правда, ведь церковь построили на совесть, значит фундамент прочный – чего это от него отказываться? Построили консерваторию и возгордились, решили заснять город для рекламы, чтоб туристов зазывать. Брошюру так и назвали: город с птичьего полета. Этот проспект вышел в тираж, я его видела. Тут тебе и море, и бульвар, и консерватория в виде креста - строители как-то не подумали, что в основании церкви фигура крест. Да, вот незадача, да ладно, пристроили пару корпусов и фигура изменилась.

Гордость бакинцев – бульвар! Ну да море… морской воздух с незабываемым запахом нефти. Ой, чего это я, извините. Но видите ли у меня с обонянием все в порядке, просто с детства этот запах мне знаком. А еще очень радует, когда восторгаются городом те, кто жил по соседству с нефтеперегонными заводами. Для читателей, которые не знают что это такое, поясню – в воздухе постоянно присутствуют пары кислоты. А какой «кайф» в дождливую погоду…
Деревья жалко: листья как решето.
А человек по-вашему чем там дышит? Или жители того города вообще не дышат?

А ветер сбивающий с ног?

А бакинские пляжи с нефтяными разводами на воде?

Нефть лечит! – и приглашают на лечение. Вы не знали?
Есть специальные процедуры. Входишь в воду, выходишь в нефтепятнах бесплатно.

Ой что это я. Ну да, надо бы о чем-нибудь хорошем. Ведь бакинцы восторгаются «новым баку» - там новые красивые здания и скверы. Кстати армянское кладбище в центре города снесли бульдозерами и, сами понимаете, появились дома и аллеи.

Может и ваш дом построили на костях? Нравится?

- И как это вас (моих предков) угораздило оказаться там?  - спросите вы и будете правы.
Этот вопрос следует разъяснить. Это ведь еще одна особенность СССР.

Мои деды жили в Армении. Мой прадед был работящим: поверил советской власти и вкалывал на своей земле – он и его дети. Однажды советская власть передумала насчет «земли крестьянам». Всех кто успел потрудиться и что-то имел: живность, лошадь, быка, корову – их стали раскулачивать: неси все в колхоз. Кто не хотел добровольно – у того все отобрали, а его расстреляли. Нормально при советской власти, так надо было.

Мой прадед решил, что все равно отберут и лучше отдать самому – хоть живой будет. Что дальше? А вдруг передумают и расстреляют?
Чего ждать – собрал семью и вперед куда глаза глядят. Ближайший крупный город баку.
       
Интернациональный город – а я и не спорю. Армяне, русские, евреи, украинцы и много других известных, малоизвестных и совсем неизвестных народностей: таты, талыши… короче, построили город и подарили азерам или «кавказским туркам» - Ленин их так называл. Кто не знает Ленина, поищите в Интернете – там есть все.

Начало 1936 года. Приехал мой прадед в город и подался на завод. Устроился поваром в заводскую столовую – повар он был отменный, ну и старшие сыновья тоже пошли работать на тот же завод. А так как у него большая семья, то ему выделили домик по соседству с заводом – буквально за заводской стеной. Домик – три комнатушки, семья: он с женой и четверо сыновей, старший женат, имел тогда сына – всего восемь душ.
Ну да, бесплатное жилье – удобства во дворе, через два дома, точнее в общем дворе.

Отлично! Видимо наша семья исключение - остальным в СССР жилось здорово.

А я и не спорю: были трудности у молодой советской власти, потом война…

К слову, на фронт ушли все четыре брата и даже младший пошел в летное училище, прибавил себе пару годов, обманул: сказал, что потерял паспорт. Нынешние косят от армии, а он на фронт собрался – так многие поступали. Все вернулись домой – вот уж действительно повезло братьям, но отец их не дождался: умер в январе 1945года.
Всю оставшуюся жизнь, у изголовья моего деда висела грамота с подписью маршала Конева, в частях которого дед служил.

Разруху опускаем и уже более-менее обеспеченные годы, когда на свет появилась я.

Мне повезло с моими родителями – они работящие. Папа смотрел на этот домик или хибару и решил: так жить нельзя, уже и дети на свет родятся. И превратил то странное строение в дом. Ну да ему не привыкать к работе – военное детство научило его добывать хлеб, так что работал он лет с одиннадцати. А что было делать, когда отец и дядья на фронте, а дома братья и сестры все младше его?

Папа мой много разных профессий освоил: на заводе работал, обувь шил, мебель делал, ремонтом квартир занимался – это до армии, потом служил в армии, где пришлось сесть на танк и грузовик. Тогда он решил, что водитель это неплохая профессия. Таксистом мой папа проработал много лет. Его внешность многих вводила в заблуждение. Тогда он наслышался мнений азеров об армянах и твердо решил: там его семье делать нечего, потому что когда-нибудь… как в воду глядел.

Мы переехали в Армению, но несколько лет подряд я летала в тот город в гости к теткам и дядькам. Когда я была студенткой, могла с одной стипендией слетать в баку и обратно, и на карманные расходы оставалось кое-что – авиабилет стоил 14 рублей. Это я не отрицаю, а наоборот в пример ставлю нынешним владельцам недр, откуда нефть добывают.

Слышите вы – студент на свою стипендию мог полететь на каникулы куда-нибудь. Например, наши отличники на 50 рублей стипендии могли слетать из Еревана в Москву, авиабилет стоил 40 рублей.

Да и студент платил половину стоимости билета! Стипендии хватало на поездку.

Если кто-то из моих родичей читает это, хочу напомнить, что они меня одну никуда не пускали – это при советской власти и в «интернациональном городе». Одна я все ж иногда ходила, обманывать не буду.

А вас когда-нибудь встречали у трапа самолета? Меня встречал дядя. То ли это возможно на Кавказе, то ли министерские номера машины виноваты - дядя возил министра энергетики республики.

Тогда я летела в самолете с группой студентов из института «дружбы народов», рядом со мной сидел киприот. В тот год турки оккупировали половину острова Кипр и его брат там погиб. Оригинальное понимание «интернационализма» в СССР – они студентов возили на экскурсию по республикам, демонстрируя, как у нас все хорошо в этом вопросе. Может таким образом замаливали грехи прошлых лет? Когда я была ребенком, в баку учились иностранцы – выходцы из Африки. Однажды одного из них нашли повешенным в парке, в том самом, мимо которого я ходила на остановку, чтобы поехать в школу.
Горожане тот парк называли «парк Ратифани» - да простят меня предки и наследники, носящие эту фамилию, если я ошиблась в написании. Когда-то территория парка принадлежала богачу с этой фамилией, а «дворец пионеров», куда я ходила на балет, был «барским домом».

Ностальгия это тоска? Часть вторая. Детство - http://www.proza.ru/2013/07/17/1109