Житие3 в стреляющей глуши - страшное нечто... 47

Станислав Графов
-Вот и хорошо. Давайте к сути вернёмся. В двух словах опишите суть происходившего с вами во вражеском тылу. Затем получите бумагу и перо - напишите всё обстоятельно в этом кабинете.

Васька неторопливо принялся излагать. В двух словах, конечно, не получилось. Но он постарался сделать как можно короче свой рассказ, не опуская тем не менее самые примечательные детали.

Валдис слушал внимательно, подперев длинное узкое лицо тонкой рукой. Глаза сохраняли при этом  выражение сосредоточения и печали. Один раз - когда речь зашла о подписке, данной Лоренсу, - он было сорвался вперёд. Но тут же совладал с собой. Васька отметил, как глаза у него немедленно блеснули и тут же померкли. В них промелькнула не то решимость, не то лёгкое огорчение. Последнее почему-то напугало Ваську, но он и виду не подал.

-Хорошо, - повторил Валдис, будто говорил с собой. - Хорошо... Ну, а теперь, прежде чем перейти к эпистолярной форме, ответьте на несколько вопросов. Готовы?

-Да, готов.

-Вот и хорошо.Когда вы получили первое предложение о сотрудничестве с Абвером от Ставински?

Васька на минуту ошалел, но тут же собрался с ответом:

-Так... Начнём с того, что как такового предложения о сотрудничестве я не получал. Ставински лишь озвучил угрозу предать огласке компрометирующие меня снимки. Затем заявил, что никакой подписки с меня брать не будет. Да я бы ему не дал никакой...

-То, о чём вы говорите, уже есть вербовка. Очень жаль, что вы этого не заметили.

-Да, но я не давал ему никакого согласия. Он думает... уверен... что напугал меня. Что ж, пускай думает. Не на таковских напал, - усмехнулся Васька.

Валдис и без того посерьёзневший, совсем помрачнел:

-Я бы не разделял полностью ваше хорошее настроение, Василий Иванович. Посудите сами: вы попали в его сценарий и полностью... почти полностью его отработали. Фактически, выходит, что Ставински вас подставил вместо себя Лоренсу и его ведомству. Разве не так?

-Так да не так, товарищ Валдис. Он так думает, что я его боюсь, а пуще всего - вас, своё родное начальство. Они там в плену своих дурняков живут, поверьте! Им всё мерещится ночами огэпэу, которого нет и всё такое прочее! Не хотят они от прошлого отказываться. А, как говорится, кто старое памянёт... Ну, и само собой - вбивают в головы, что всякий, кто побывал у них, у своих на подозрении. А если там компру на него сварганят, даже самую неуклюжую - вообще...

-Отчасти это верное, - помягчал Валдис. - Курите? - он вытащил из стола портсигар из дюраля и раскрыл его. - Ладно, решайте сами. Говорят, это даже вредно... Хорошо, вернёмся к делу. Да, действительно, мы в каждом  из побывавших  т а м  видим предателя или шпиона. Просто допускаем мысль... А дальнейшее уже зависит  от того, кто там побывал. И как он будет себя вести здесь. Поведёт себя неправильно - ему несдобровать. Пусть он хоть семи пядей во лбу и чище кристалла, это так! Нам не нужны мутные субъекты... предатели явные, точно также и предатели скрытые. Хлюпики, готовые это совершить за пачку сигарет, за образ мыслей, не говоря уже о золоте. Уяснили?

-Вполне.

-Тогда ответьте мне на вопрос: почему вы сразу же не отшили этого Ставински?

-А зачем? - искренне удивился Васька. - решил поиграть с ними, разве нельзя? Пусть он думает, что я его  б о ю с я. А как прозреет - будет поздно.

-Что вы имеете в виду? - с интересом сомкнул брови Валдис.

-Ну, он пришлёт ко мне со временем своих сотрудников. Где-нибудь меня повстречают, припомнят кое-что... затем предложат кое-что выполнить...

Васька промолчал и доверительно посмотрел в глаза этого "узколикого" человека с одной звёздочкой на широких золотых погонах.

Тот усмехнулся, как будто увидел его впервые:

-И вы уверены, что вам предложат выполнить задание?

-Ну, а почему они мне позволили уйти? Сдали своих агентов в подполье?

-Вы не ответили на мой вопрос...

-Точно... Я думаю так: они меня сперва проверят - сунут пару-другую поручений для отвода глаз. Откровенной мины тоже не исключаю - на случай, если с нами уже играют. Как только убедятся, что я свой, что мне можно доверять...

-А вам можно доверять? - сузил глаза Валдис.