ЭТО

Владимир Пясок
"Оставь надежду всяк сюда входящий"



Прочитав ЭТО, его, как всегда, тянуло поговорить об ЭТОМ.

- … "Можно ответить лишь одним доводом. Какое литературное произведение имело наибольший успех на Проза.ру за последние десять лет? То-то же" …

Запахнувшись в махровый халат, сидя в кресле и по-обезьяньи растопырив палцы босых ног, он, со свойственным ему умным выражанием лица, говорил вслух.

- Пять секунд достаточно, чтобы оценить труд художника, скульптора, минут десять, чтобы перелистать книгу, прикрывшись очками 3D, проспать мудреность режиссуры. Трудней в тетре, в консерватории, но на то, там буфет существует, сложней — ювелирам. И дело вовсе не в их еврейских фамилиях, а в том, что тюкнув молотком по их шедевру, цена не меняется.

Большинство из нас, взглянув, пожимает плечами и проходит мимо. Зачем? Вопрос стирается, когда предмет искусства, творчества, приобретает цену и за ним выстраивается очередь безрадостных покупателей. Да, да, именно — "безрадостных". Бессильных прогулять, пропить, разбазарить свалившиеся на них деньги. И заметь, их наследники, как правило, быстро избавляются от "бесценных" коллекций, подтверждая закон круговорота — "Деньги — шедевр — деньги".

И вот теперь мы подошли к главному! К моей, нашей роли.

Кто, кроме нас, сможет "тормознуть" зрителя, читателя, слушателя у произведения? С чьей подачи, после хлопка деревянной колотушки, фигня приобретает статус художественной ценности?

Голос его крепчал, порой переходя на визг. Он вскочил и метался по комнате, халат чапаевской буркой трепыхался сзади.

- Первое, что вы смотрите — рецензии. Любопытства ради, но чужое мнение, как яд гюрзы, сразу проникает в сознание, становится вашим. А если это "мнение" высказал уже кто-то известный, Авторитет, который выше вас, на табурете, кто об ЭТОМ больше читал и умеет излагать мысли используя мудреные лекала? То вот, вы уже подражаете ему, закатывая глаза в восторге, или пинаете, в зависимости от "современного" понимания. Завалить, или возвысить? Вот в чем вопрос! …

Она его не слушала. Да и что он мог? Копировать четыре позы — лежа, сидя, стоя и воспарив. Ничего — нового.

Заправив тонкую сигаретку в длинный, перламутровый мундштук, она, не глядя на огонь зажигалки, закурила.

Что ЭТО было? Опять ошиблась. Тщетная попытка испытать самой, не доверять чужим ощущениям, не слушать, как — ОНО. Самой, от начала до конца и потом … Вычеркнуть из памяти, смыть омерзение, или слушать саму себя, задыхаясь от счастья.

Серебристая струйка дыма танцевала на кончике сигареты а она, закрыв глаза, разговаривала со своей душой.

- Я ничего не ощутила. Старанно, почему так? Ведь ЭТО было так красиво, так изысканно, изящно, а я не почувствовала ЭТОГО. Как оживить, сделать ЭТО живым, теплым на ощупь, наполнить запахами, мелодией? А здесь только пустые фразы, комиксы из камасутры. Может все дело во мне и я требую чего-то, уже не возможного? Такого, чтобы кончики нервов накалились докрасна, как эта сигарета? Ведь я знаю, так бывает! Я испытала ЭТО, но не здесь, здесь — НЕ ТО.

Взмахнув сигареткой заправленной в мундштук, словно дирижер палочкой — "Финал", она открыла глаза.

- Заткнись! Успокойся, хватит жевать силос своей учености.

Он по инерции еще подпрыгнув разок, сник, и стек в кресло. Как этой дуре объяснить, что ЭТО не обязательно испытывать самой, что про ЭТО уже достаточно известно. Пожевав губами, он зло ответил.

- Ладно. Погорим о другом. Что у тебя? Вываливай свой мусор.

Они не любили друг друга, и единственно, что их сближало, было — ЭТО.