О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья

Ольга Розыева
По поводу оборотней я еще как-нибудь выскажу свое мнение, а пока это то, что называется «присказка(см. лит.дневник), а сказка будет впереди…».
*****************

 «Скажи мне,  кудесник, любимец Богов, что сбудется в жизни со мною?»
(Пушкин А.С. Песнь о Вещем Олеге.)

Началось все с того, что при просмотре одной передачи по ТВ, где рассказывалось об известном «Копье судьбы»* я вдруг  отчетливо поняла, откуда в нашей сказке о «Кощее Бессмертном» появилось понятие «игла, которую нужно переломить». Тут же побежали мысли, а откуда же пришла такая взаимосвязь «копье – игла» в русскую сказку  и сразу всплыло описание «приема Эльги Архонтиссы Росов» в Константинополе*  -  вот оттуда то и привезли «люди именитые и проч. челядь»   новые  сказки(сведения о «копье волшебном») о чудесах Царьградских. Ну и сразу мысли: Ах какая я догада, сейчас всему миру сообщу!!!  Сказки кто читал, кто нет, но уж знаменитый фильм в детстве пересмотрели все, и это будет интересно для многих.
Ради приличия открываю сборник сказок  великого знатока и собирателя(против которого «не попрешь») и читаю*: …..Чтобы совершить такой подвиг(отыскать Кощееву смерть), нужны необычайные усилия и труды, потому, что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; стоит только добыть это яйцо и сжать!!! его в руке, как тотчас же Кощей начинает чувствовать страшную боль; стоит только раздавить!!! яйцо – и Кощей мгновенно умирает. Это в сказке про Кощея Бессмертного( «Народные русские сказки». Из сборника А.Н.Афанасьева. М. изд. Правда.1982г.),
 Первые книги этих сказок изданы в 1855-1863гг.
Получается, что в девятнадцатом веке(и до него тоже) ни о какой игле и слова не было…  Прощайте сокровища Василевса, копье на Великую Княгиню впечатления не произвело, другие сведения и проблемы занимали ее мысли в тот момент,  либо… его на тот момент не было(или тогда еще оно не имело такой легенды о своей судьбе)*.
Значит «игла» получила свое право на существование в яйце(уж извините!!!) Кощеевом только при создании сценария фильма «Кощей Бессмертный».  Насколько это дополнение продиктовано только этической стороной  - понятно, но вот главную роль, на мой взгляд, все же сыграли политические события того времени.
Итак, к созданию фильма приступили в 1941г.
+++Когда уже 1944 году на экраны вышел  фильм Роу «Кощей Бессмертный», образ вселенского зла русских сказок – людоед Кащей  имел явные черты злобного беса ранней готики!!!. Эта художественная игра в те годы считывалась самым простым зрителем: Кащей – враг, немец, фашист.+++ Образ Кащея был заимствован с  образа третьего всадника картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса» +  с эти предположением я тоже полностью согласна.  И тут надо снова обратиться к событиям того военного(предвоенного) времени тесно переплетающимся с судьбой «копья».
 +++Копьё вместе с другими атрибутами императорской власти с конца XVIII века хранилось  в палате сокровищ Венского дворца. В 1938 году, после аннексии Австрии  Германией!!!  обербургомистр  Либель  перенес из Венского дворца атрибуты императорской власти в Нюренберг.+  Собирательство Гитлером всех известных и неизвестных/немыслемых  предметов, имеющих хотя бы мало-мальское отношение к чудесным – известно* и неоднократно обыгрывалось в романах, детективах и проч., а затем переносилось на большой экран.  На весь мир Гитлер сообщает о том, что он является обладателем «копья Судьбы» (вот здесь мне всегда было интересно судьбы чьей?  - своей или всего мира/человечества?). И весь мир, а главное он сам, затаив дыхание ждет  - что же будет дальше вообще(смысл чудесности данного предмета так до конца никто не знает, кстати и в наши дни – тоже).  Исполнил Гитлер импровизированный танец людоедов с острова Мумба-Юмба , агрессивно помахивая вожделенным копьем на все стороны света* – и « поперло»( говоря простым языком) мужику. Весь мир застыл, остолбенел, обалдел от счастья или шока, но никто и слова поперек сказать не может – делай все что захочешь «властелин»(правда пока неизвестно чего), а мы посмотрим, что же будет дальше.
В другом мире,  в  другом измерении «дядюшка Джо» смотрел на все это и приговаривал: - Поживем – узнаем, поживем -  увидим, можем мы и сами шевелить усами!!!…*
Но вернемся к фильму. Что нужно было донести до сознания каждого  зрителя, жителя страны и  гражданина, когда враг уже не где-то там (в Испании, например), а на твоей земле.
+++ Эпическая сказка, снятая в годы Второй Мировой войны. Русский богатырь Никита Кожемяка и Булат Балагур спасают землю русскую от вражьих полчищ Кащея Бессмертного и освобождают красавицу Марью Моревну.+
То, что СССР одержит победу над фашисткой Германией было ясно самого начала причем и той и другой стороне(хороших экономистов в мире было много). Вопрос был только один: время – продолжительность «работы мясорубки».  Длительность была не выгодна обеим сторонам, но в случае с СССР время все равно работало на победу(человеческий фактор, конечно заставлял ускорять его), а в случае с Германией - на поражение. Скорее всего, фильм должны были показывать еще после «сталинграда», но, что-то не срослось (возможно, технические проблемы), м.б. отснятое не совсем было подходящим в такой момент, чего-то явно не хватало*.
Все ждали «перелома» хода войны(переломить во чтобы это ни стало –  стальную  иглу переламывают!!! по фильму). Думаю, что знаменитое сражение на «курской дуге» и был тот долгожданный перелом, когда советские танкисты не только оружием, но и смекалкой перебивали хребты «тиграм» и «пантерам" .*
Русский богатырь – это понятно, нормально, так и должно быть в русских сказках. Но вот Булат Балагур – это уже из области «дружбы народов» населяющих СССР. Не одни русские  воевали за освобождение своего отечества(Советский Союз, если кто помнит было «отечество наше свободное»), но и…. А вот здесь, думаю, создателям сценария пришлось поломать голову. Во главе отечества – грузин, значит с русскими д.б. грузин, но нельзя: во- первых войну пока он(будем  честными перед нашим прошлым, именно Сталин) еще не выиграл, а во-вторых (опять же будем реалистами) – уродца не представишь, а перед красавцем-горцем( все тоже - «Свинарка и пастух») ни одна русская красавица не устоит  и зрительницы если что - ее не поймут - как можно выбирать между русским богатырем и грузином?  Другое дело неизвестной национальности, но человек восточный, да еще Балагур(советский вариант Ходжи Насреддина и Алдар Косе в одном лице).
  9 мая 1945г. русский богатырь и его не русский названный  брат обрели свои настоящие имена: Егоров и Кантария.
В общем негоже русскому богатырю( да и не русскому мужику тоже) мять в руках Кощеево яйцо(опять прошу прощения). Потому, что по логике вещей(из сказки вытекающей) - чтобы сообщать Кощею о надвигающейся опасности яйцо д.б. гутаперчивым (любым, что можно мять, до того, как раздавить). Но яйцо, что в птице(все равно какой) – очень хрупкое – зачастую взял в руки неудачно, и вот уже и раздавил.
Вот тут-то и пригодились сведения о «гвозде чудесном», усиливающем мощь «копья чудесного», оказывающего, чудесное же, влияние на  владеющего им в данный момент.  Гвоздь, он же - стержень, он же – игла, главное то, что очень трудно переломить, но русскому богатырю и  это по силам. А главное – логичное продолжение: из хрупкого яйца достают иглу( а ее в руках вертеть –крутить, дожидаясь Кощея все-таки эстетичнее) и она – конечна -в ней ничего не спрячешь  или  из нее уже ничего не вытащишь.   
Все – на глазах зрителей русский богатырь  переломил стальную иглу и конец волшебству черному чужому и здравствуй светлое будущее  наше(«в очередной раз «весь мир насилья мы разрушим – до основания, а затем…)*. Счастье и у русских людей и на Востоке, в общем  - мир во всем мире.
 Американцы тоже поиграли с копьем, вернее с наконечником -  никаких чудес, а дядюшка Джо отреагировал на их атомную бомбу  созданием своей водородной. И хоть бы какое уважение к новым властителем «копья чудесного» проявил, пришлось возвращать на место –  и пока  никаких сообщений о всплеске могущества или превосходства в чем-либо из Австрии.

*** У этого термина существуют и другие значения:. Копьё Лонгина (Копье Судьбы, Копье Христа) — одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого наКресте. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В мире есть четыре заявления о наличии копья. Но история чудес(как хороших так и плохих), проявляющихся сразу после приобретения или потери копья  кем-либо  - одна на всех.
Ватиканское копье  - Хранится в Базилике святого Петра в Риме, куда попало в XVIII веке из Парижа, где оно хранилось, как считается, со времен Крестовых походов. Оно отождествляется с копьём, хранившимся в Константинополе, а прежде в Иерусалиме, по крайней мере с V века.
Согласно Католической энциклопедии, после захвата Иерусалима персами в 614 году копье ещё оставалась в городе, а его наконечник был отделен и увезён в Константинополь; там он оставался до 1492 года, когда был подарен султаном папе Иннокентию VIII, увезён в Рим и помещен в соборе Святого Петра
Венское копьё -  ведет свою историю со времен Оттона I (912—973 годы). Оно характеризуется вкраплением металла, считающимся гвоздем с распятия. Копьё вместе с другими атрибутами императорской власти с конца XVIII века хранится в палате сокровищ Венского дворца. В 1938 году, после аннексии Австрии, обербургомистр Либель  перенес из Венского дворца атрибуты императорской власти, которые он выставлял в течение года вцеркви св. Катарины. Обстоятельства перевоза атрибутов императорской власти из Вены в Нюрнберг и их возвращение Австрии генералом Джорджем Паттоном, обросли многочисленными легендами. Благодаря этому, копьё является важной составной частью современной мифологии, возникшей вокруг замка Вевельсбург,
Это из википедии. Но в передаче о копье говорилось о гвозде, вытащенном из тела Христова после его смерти, который и обладает  чудодейственной силой, усиливающей могущество копья (собственно говоря, вообще-то речь ведется о железном наконечнике, потому, что древко/деревянный шест/палка не играют никакой роли они  ломались и менялись очень, очень  часто). Этот  железный стержень(«гвоздь»)  имеется в наличии(хорошо просматривается) только у Венского копья.  И по большому счету, если переломить именно этот «чудо-гвоздь» у обладателя копья и начнутся большие  неприятности, беды и несчастья, вплоть до  его смерти, да и само копье(наконечник) как источник чудесной силы(почему-то именно могущества), в принципе, перестанет существовать. 
*** Константин Багрянородный. Прием Эльги, Архонтиссы Росов. Из книги о церемониях.
…После того, как Василевс встал от обеда, состоялся десерт в Аристирии(букв. – место для завтрака), где стоял малый золотой стол, установленный  в Пенталиргии(где выставлялись!!! самые ценные вещи из императорской сокровищницы). На этом столе и был  сервирован десерт в украшенных жемчугом и драгоценными камнями чашах. (пер. Г.Г. Литаврина).
*** А я ведь в детстве столько раз  перечитывала этот сборник, брала и у одноклассников, и в школьной библиотеке, до того как он появился в домашней  библиотеке вместе с другой книгой  Афанасьева  А.Н. «Древо жизни»(избранные статьи)М. «Современник». 1983г. Но видать сила стереотипа  смерти Кощеевой по фильму затмила все другие сведения.
….а сказка «Лягушка-царевна» из этого же сборника, повествует о Елене Прекрасной, которая после сожжения лягушечьей шкурки обеспамятствовала(?), бросила Ивана-царевича зажила себе припеваючи(ничего не помня из прошлого) у старшей сестры(?)кто это не указано). И только  при активной помощи сестер  из избушек на курьих ногах,  он смог вернуть память жене и привезти обратно  к себе в дом.
*** Странно, что первые  мусульмане, во главе с Пророком Мухаммедом, никогда не упоминают об этом чуде. А ведь Византия с ее богатствами и спесью всегда задевала своим пренебрежением Пророка  Мухаммеда и знание откуда или благодаря чему(чудодейственному копью) такое и могущество, и богатство не могло быть не интересным для  него(но ни одного откровения по этому поводу). Да и позднее при дарении султаном  Ватикану  такой, ну просто бесценной, вещи  - кто кого здесь обманул???
*** Одно сообщение о посещении послов Гитлера Шамболы чего стоит(стандартные типично русские напутствия: иди туда – не знаю куда и принеси то – не знаю что, а я  пока и не знаю для чего мне это пригодится - его солдаты вынуждены были исполнять с немецкой точностью и аккуратностью) .
***…старинное русское «кощуны творить» - совершать действия приличные колдунам и дьяволу(кощунствовать), а в областных говорах костить –ругать, бранить.( Афанасьев  А.Н. Древо жизни(избранные статьи)М. «Современник». 1983г.).
 *** Кстати, «Таракан, Таракан, Тараканище» на ту же тему;   
А отношение Сталина  ко всему сверхъестественному тоже известно. Так открыто и кричаще он своего интереса не проявлял,  не афишировал свои поиски, но литературы на этот счет прочитал не мало, сведения собирал обо всем, обо всех,  и не менее обстоятельно, чем Адольфхен;  да и один из его учителей  и консультантов,  друг -  Г.Гурджиев  всегда мог и подсказать, и посоветовать, а при удобном случае и эмиссаром от его имени выступить.
***С удовольствием бы прочитала воспоминания сценариста фильма.
*** Блокадные дневники и описание сталинградской битвы читать без слез все равно не возможно, а описание танкового сражения на «курской дуге» – просто дух захватывает от азарта, хотя понимаешь, что «утюжили»  танки людей.
*** Вот американцы, вроде бы всегда против коммунистического движения выступали. Но, практически все их фильмы о современных миссионерах можно  вкратце охарактеризовать именно  этими строками из «Интернационала»…
14.07.13.