Дотянуться до заоблачных далей...

Ирик Сайфутдинов
Он стоял на самом почётном месте, у ворот со стоянки на лётное поле, стоял гордо, с высоко поднятым капотом. Стоял, с высока поглядывая на всех, мол нет здесь ни кого, кто достоин меня. 

Это было пять лет назад, также в июле, в хороший летний день я появился на аэродроме, с одним вопросом:
- У вас можно научиться летать?
Мне предложили прокатиться на Як-52, в задней кабине. Виктор Михайлович, выполняя фигуру за фигурой, комментировал полёт, быстро объяснив, как выполняется бочка, предложил сделать её самому. Были петли, боевые развороты, что-то ещё было, но мне было уже не по себе, но на вопрос, как я чувствую себя, я собрав свой дух в кулак, выдавил из себя:
-Всё хорошо.
С радостью дождался захода на посадку. Оказавшись на земле, с разрешения Виктора Михайловича, потрогал его за руку, не железный ли он, из плоти ли, потому, что там, в полёте я потерял контроль и ориентацию, а он, как ни в чём не бывало, управлял самолётом.

Лёг в траву, здесь же на полянке, якобы разглядывая облака, а самому хотелось просто отлежаться, передвигаться по-человечьи  было как-то затруднительно, но виду-то я не должен был подавать, что мне блевануть хочется, я же приехал учиться летать. Кое-как на машине добрался до дома. После двух, трех часов дневного сна, дискомфорт внутри меня прошёл.

Затем я два месяца, все выходные проводил в кабине пятьдесят второго с руководством по лётной эксплуатации. Как-то мы расчехлили, Як-55м, стоящий на самом почётном месте с высоко поднятым капотом, и даже осмелились сесть в его кабину. Сказать, что возможность полететь на нём когда-нибудь было недосягаемой мечтой, значит ни чего не сказать. Затем начав лётное обучение на пятьдесят втором, поняв, что это не так просто посадить самолёт, даже с носовой опорой, пятьдесят пятый вообще ушёл в заоблачную даль моей мечты.
 
Запустил двигатель, начинаю движение, с опаской. Ветер сильный и я видел, как выруливал Дениска, он вылетал первым, его несколько раз разворачивало. Если уж Дениску разворачивало, то мне надо быть начеку. Первые метры движения, напряжён, как будто лом проглотил. Двигаюсь к взлётке, ветер пытается развернуть меня как флюгер, парирую порывы отклонением руля направления и тормозами. Качусь по взлетке, к исполнительному, радуясь тому, что получилось без разворотов, лучше чем у Дениса, но тут же осекаю себя, ты еще не взлетел и не приземлился, не наломай дров, то бишь винтов, а там посмотрим кто лучше.

По заданию я должен взлететь, сделать круг, приземлиться, про рулить снова на исполнительный, взлететь ещё раз уже набрав побольше высоты, выполнить отдельные фигуры пилотажа, что бы почувствовать самолёт и снова приземлиться. Из всего перечисленного самое сложное посадки, дело в том что конфигурация самолёта отличается от всех самолётов на которых мне приходилось летать самому раньше. У этого нет носовой стоики, опора на хвост, и любое неаккуратное движение при приземлении, любая неточность может привести к так называемому капотированию, это когда вы носом, то бишь винтом, зарываетесь в землю.
 
Так вот, на исполнительном мне руководитель полётов командует, что бы я сразу же набирал высоту и там пилотировал. Я так этому обрадовался, ведь не известно, чем ещё закончится посадка, а так мне удастся ощутить в любом случаи пилотажные преимущества пятьдесят пятого, но нет, Виктор Михайлович  не пропускает этой оплошности руководителя полётов и мне предстоит первый полёт по кругу с посадкой. 

Разрешение на взлёт получено, самолёт легко отрывается и набирает высоту. Как всегда отслеживаю скорость, высоту, параметры двигателя, а у самого в мозгу, посадка, посадка, посадка. Суметь бы, не облажаться, не испортить этого красавца. Вот уже на примой, это когда ты летишь на одной линии со взлётной полосой, приближаясь к ней. Снова контроль скорости, визуальный контроль степени снижения, и быстро, быстро в голове прокручивается всё что изучал о посадке, всё что говорил Виктор Михайлович. Выравниваю, ловлю взглядом травинки и угол с которым должен коснуться земли. Всё, есть. Получилось! Качусь. Получилось! Разворачиваюсь на сто восемьдесят, снова на исполнительный. Я полон уверенности. Взлёт, набор, пилотаж. Боже мой какие вращения, какая лёгкость в управления. Посадка. Уверенность во втором полёте недопустимая роскошь. Нет посадка без приключений и со стороны от руководителя полётов не было нареканий, но я то знаю, что первое касание было хвостовым колесом, а это неправильно.

Всё за рулил на стоянку, заглушил двигатель. Я смог. Мы летали с тобой, пятьдесят пятый, закончилась твоё долголетние стояние. Теперь-то мы полетаем с тобой. Восторг, как от первого самостоятельного вылета. Восторг от того, что я дотянулся до заоблачных далей…
14 июля 2013 года