Зимняя рыбалка

Наталья Гузева
                О моя юность! о моя свежесть!
                Н.В.Гоголь
       
        Разная рыба водилась в 60-е годы в озере Балхаш: сазан, маринка, лещ, судак, окунь.
   
        Именно за окунями ездили жители Аксуека зимой на подлёдный лов , мешками привозили их домой. На улице при двадцатиградусном морозе не надо никакого холодильника. Лежат замороженные окуни в мешках на холодных верандах или кладовых, бери по надобности и готовь уху. Восхитительная уха получается – запашистая!

        С отцом на зимней рыбалке я бывал, и не раз, но мечтали мы со своим школьным другом Сашей побывать на ней самостоятельно. А кто отпустит нас одних – школьники мы ещё.

        Но как-то, будучи уже семиклассниками, на зимних каникулах решили мы с другом отпроситься у родителей на зимнюю рыбалку. Как друг отпрашивался у своих родителей, не знаю,  меня же отпустили легко, правда слабо возражала мама. А отец поддержал меня словами: «Пусть попробуют лиха. Им за развлечение на рыбалку съездить. Да и не одни они будут. Наши с рудоуправления каждый день там бывают. Не пропадут».

       Стали собираться - взяли по пустому мешку для рыбы, лом, чтобы пробить лунки, удочки, котелок и спички – варить уху, кинули в сумки по краюхе хлеба. Удочки и блесны делали сами. Не забыли и одеться соответственно – поверх одежды надели валенки, ватные штаны, ватники, шапки, меховые рукавицы. В общем, оделись соответственно погоде, чтобы ветер не продувал. Аксуек расположен в степи, где при морозе минус 25 градусов да с ветерком быстрее замёрзнешь, чем при сорокаградусном морозе, но без ветра.

       Ехать же нам предстояло от посёлка за 41 километр на озеро Балхаш. Там у рудоуправления была своя база ОРСа (ОРС – отдел рабочего снабжения) для заготовки рыбы, туда мы и собрались на зимнюю рыбалку.

       После обеда, пока ещё светло, вышли на трассу, остановили попутку, едем в кузове. Мороз пробирает, но ничего – терпим. Высадили нас у залива, где река Или впадает в озеро Балхаш, стоим, смотрим по сторонам, всё заметено снегом, еле виднеется протоптанная через залив тропинка. На другой стороне видна черная полоска противоположного берега. Начало смеркаться. Пошли по тропинке по льду, а это около 2,5 км, к базе рыбаков из ОРСа рудоуправления, видим домишко, из трубы дым валит. Подходили к избушке уже в темноте. Открываем двери, а там полным-полно мужиков из Аксуека, приехавших на подлёдный лов. Оказалось, какой-то цех организовал выезд для своих рабочих на подледный лов, тут же и рыбаки орсовские. Ступить некуда. Накурено. Все сидят тепло одетые. На столе чайник, кружки. 

       Мы же промёрзли так, что нам ни до чего, лишь бы пустили отогреться. Мужики как нас увидали – заохали. Посадили поближе к печи, помогли нам снять с себя верхнюю одежду, стали скорей кормить горячей ухой, напоили горячим чаем. Всем интересно (не каждый день мальцы из зимы выскакивают) кто мы и почему одни без родителей приехали. Пришлось сказать, что хотим себя испытать, но родители в курсе нашей поездки. Одобрили наш мужественный поступок – одним поехать на зимнюю рыбалку. Легли все спать, где сидели и в чём были.

       Проснулись мы утром, а никого нет. Все уже на льду сидят, по озеру разбрелись. Быстро и мы собрались, пошли на лёд.  Лед был толстый, до одного метра. По нему даже самосвалы с рудой проезжали, сокращая дорогу от Аксуека на железнодорожную станцию Бурубайтал. 

       Лом мы утопили сразу, пробивая первую лунку. Пошли к мужикам за помощью, просить у них лом взаймы. Не дали они нам своих ломов – дали пешню с петлей на рукоятке, показали как ее на руке закреплять, чтобы не упустить ее в лунку. Сами пробили по лунке. Опустили блесны на леске в лунки, сидим, ждём. Первый окунь пошел тут же на наживку. Затем рыба пошла, успевай снимать с крючка. Снимешь её с крючка, бросишь на лёд, а она уже и мёрзлая.

       К обеду наловили окуней достаточно, у каждого по пол мешка, еле тащили по льду. Пошли мы в домик отогреваться, а взрослые ещё долго были на озере – план у них по лову рыбы был.

       К вечеру пришла машина за рабочими. Нас первых посадили в кузов, затем погрузились остальные. Поехали домой.

       Сейчас, когда мне уже 63 года, смотря на своих внуков, с признательностью и уважением вспоминаю отца. Он, бывший фронтовик не боялся жизни, учил меня не просто жить, учил самой жизни!