Камни с сердца

Сергей Бут
- Вставай старый ишак! Поднимай свои дряблые кости, скотина!

Со стороны могло показаться, что старый Рафаэль Албэк сильно ругает кого-то, но эти слова были адресованы не кому иному, как ему самому. Каждое утро, еще лежа в постели, он подбадривал себя дюжиной подобных нелестных эпитетов. Это была старая привычка, позволявшая выпустить с утра "лишний пар" на весь день. Так продолжалось уже многие годы, но сегодня был особый день, была суббота. У 92-х летнего Рафаэля сегодня была ветеранская сауна.

Темно-коричневый портфель из толстой свининой кожи, как всегда был плотно упакован его женой Биргит. Уже 50 лет она собирала его ветеранский портфель в сауну. Шлепанцы, полотенце, мочалка, чистое белье. Но одну вещь в свой старый портфель сегодня положит он сам.

Рафаэль Албэк принял решение, сегодня он в последний раз поведет свой старый опель на улицу Любексгаттан, где находится единственная общественная сауна маленького финского городка Нюкалебю. Сегодня будет его последняя ветеранская сауна. Завтра сын приедет за машиной, которая будет теперь служить его внучке, на другом конце Финляндии. Он уже давно был бы без прав на вождение, если бы не  сын его фронтового  друга, работавший в полиции, который помог продлить ему права еще на год. Но даже он не смог ни чего сделать, когда Рафаель по дороге в магазин слегка помял единственную полицейскую машину в городе. Его права больше не будут продлены, да и куда продлевать еще в 92 года?! 

Все как обычно. Шведскоязычные* ветераны русско-финской и второй мировой войны городка Нюкалебю, в полном составе собрались в сауне. Каждую субботу, с двенадцати до трех, на протяжении многих лет это было их время.
Вместо привычной тишины, на первом заходе в парную Рафаэль начал свой медленный монолог.

-Друзья, нас осталось пятеро, пять последних членов нашего ветеранского клуба. Когда -то нас было 19. Все эти годы мы находили возможность собираться вместе, хоть нас становилось меньше и меньше, но мы поддерживали нашу традицию. Нас объединила война, какой бы ужасной она не была, и что бы каждому из нас не пришлось делать на ее протяжении, уже не так важно. Я не был на войне пулеметчиком, как Густав. Помните, когда была последняя сауна Густава? Да, это было несколько лет назад, но камни, которые он принес в тот день до сих пор лежат в этой саунной печи. Густав тогда сказал, что это камни с его сердца. Из-за плохого слуха я был простым посыльным, курьером на фронте. Но у меня было оружие и на сердце моем есть тяжелый камень. Всего один.
Голос его немного дрогнул.

-Я очень отчетливо помню этого русского солдата. Я никогда не говорил об этом. Возможно, он не понимал зачем пришел на нашу землю, исполнял приказ. Возможно у него была мать, жена, дети. Эти мысли не дают мне покоя.
Рафаэль поднял голову и посмотрел на своих друзей. Они внимательно слушали его.

- Я  хочу сегодня сказать то, что уже не смогу сказать вам позже, так как решил, что больше не буду ходить  с вами в сауну. Пришло и мое время.

Кашлянув в кулак Албэк развернул полотенце и достал небольшой камень, продолжив:
-Вот и мой камень. Я ложу его к камням Густава.

Он положил свой  камень на печь, к другим камням.

-А теперь, если Вы не против, я добавлю пару и подогрею ваши стариковские кости. Льоуйлу!**

И Рафаэль плеснул  старым медным ковшом из ведра на раскаленные камни. Вода запузырилась на камнях, горячий пар поднялся над печью, медленно растекаясь по сауне, прихватывая дряблые стариковские плечи.

Через два года, четыре старика в костюмах, по ветеранской традиции вносили финский флаг в церковь, в которой стоял гроб с телом Рафаэля. Внеся растянутый флаг, под звуки гимна Финляндии они подошли к  своему фронтовому другу. Их стариковские руки немного дрожали, купол церкви слабым эхом вторил нотам гимна. Вытерев платком глаза, святой отец начал свою траурную церемонию небольшой речью. Ветераны отдали последнюю честь Рафаэлю Албэку и отправились в сауну, ведь в тот день была суббота.



Примечания:
*в Финляндии 6% населения говорят по-шведски, шведский является вторым государственным языком.
В некоторых городах Финляндии, особенно на западе шведский язык является основным.
**финское слово, не имеющее четкого перевода, используемое только в сауне, когда бросают воду на камни.