Рыбак - дважды моряк!

Серафим Григорьев
Я окончил судоводительский факультет  знаменитого Мурманского мореходного училище имени Месяцева. Которое некогда принадлежало Министерству  рыбного хозяйства СССР. Мы знали из курса ихтиологии об уникальных свойствах  морской рыбопродукции.
Кто не любит аппетитные,  разнообразные блюда из рыбы и морепродуктов?!.. О пиве молчу.
Но тогда никто из преподавателей не смел сказать курсантам, что  именно Р Ы Б А  была первым символом христиан. Почему?!..
 И практически никто не знает, что одно космическое блюдо, при полете Первого космонавта Земли,  Юрия Гагарина, было не в виде паштета в пластиковой тубе, а в натуральном законсервированным виде. И была это – рыба!.. Эта традиция продолжается и сейчас.
 Во время Великой Отечественной войны перед рыбаками была поставлена  первостепенная задача. И она становится особой важности: Обеспечить госпитали страны рыбопродукцией в полной мере!.. Потому что многие ранения у бойцов долго не заживают, из-за отсутствия в рационе продуктов, содержащих фосфор, кальций и некоторых микроэлементов.
В Мурманском   порту   начинается   переоборудование и вооружение траулеров. Бывшие "РТ" становятся сторожевыми кораблями и военными  тральщиками. На них устанавливаются пушки, зенитные пулеметы - их вооружают глубинными бомбами. На кораблях тралового флота начинается боевая жизнь: дозоры, конвои, траления. Меняются названия судов.
Моряки сторожевого корабля «Туман», находясь в очередном дозоре у острова Кильдин, смело   вступают   в бой   с тремя   эсминцами противника!... «Туман» (РТ «Лебедка)  повторяет   подвиг   легендарного «Варяга» - он уходит на дно Баренцева моря непобежденным… И это был не единичный случай!..
Однажды рыбный промысел встает или, как говорят рыбаки   – ложится в дрейф. Немцы разбомбили наш углевоз. Корабль с углем лежит вверх дном. Дело было зимой. Стоит лютая Полярная ночь – соблюдалась строжайшая светомаскировка. Моряки принимают решение – вскрыть стальное днище углевоза вручную... Представьте себе  каторжный труд: сделать это в 20-ти градусный мороз – зубилом и кувалдой!.. Уголь добывается таким способом. И траулеры уходят в море - на рыбный промысел.
1960 год. Где только не рыбачат суда Мурманского тралового флота. Баренцево и Норвежское моря; на Флемиш-Кап, Джорджес, Большой Ньюфаундлендской банках; на шельфе Патагонии, у берегов Африки, Антарктиды, в Индийском, Атлантическом и Тихом океане. Прилавки магазинов предлагают советским покупателям богатый ассортимент рыбы на любой вкус. Помните огромные мясистые куски клыкача, которого называли антарктической белорыбицей, и рыбу капитан горячего копчения?!.. И т.д.
Кроме того, возникает необходимость в новых продуктивных промысловых районах. Они были найдены в Тихом океане.
На всю страну зазвучали имена капитанов – Героев Социалистического Труда. Среди них была даже женщина – легендарная Валентина Орликова.
Океан стал нашим!..
Однако именно советские рыбаки первыми почувствовали новейший кризис и признаки, что СССР утрачивает позиции сверхдержавы.
К семидесятым одам положение на международной арене начинает меняться. Изменяется и ситуация на промыслах. Одна за другой морские державы отказываются от принятых международных правил рыболовства, ограничивая списки промысловых видов и возможности иностранных судов, входящих в их акватории. Два года - 1967 и 1968 - выдались особенно удачными для рыбаков, ловивших на шельфе Патагонии серебристого хека. В числе прочих там промышляли и суда главка "Севрыба". Власти Аргентины одними из первых в одностороннем порядке ввели ряд ограничений. А затем, используя силовые методы, стали оттеснять советские суда за пределы 200-мильной зоны Патагонии. Дипломатические переговоры на уровне министров отрасли и призывы соблюдать международные правила рыболовства ни к чему не привели. Первое советское судно, которое было выдворено самым бесцеремонным образом - МА 0807 "Павлово", под командованием капитана Юрия Манихина. Его пароход был вынужден уйти в воды Уругвая.
Одновременно США в одностороннем порядке вводят территориальные ограничения на вылов отдельных видов рыб, в частности - на сельдь.
Примеру Аргентины и Америки следуют другие страны. Начинается массовое закрытие 200-мильных зон прибрежных государств для иностранных судов. Непривычно было, едва выйдя из Кольского залива, тут же очутиться в норвежской экономической зоне и осуществлять переходы до выхода из нее с опущенными стрелами и заведенными на борт траловыми досками. Чтобы, не дай бог, не подумали соседи, что мы ведем промысел.
Дело дошло до артиллерийского обстрела рыболовецких судов стран Социалистического лагеря (Болгария и т.д.).
Тем не менее, в таких сложных, быстро меняющихся условиях рыболовства, тралфлотовские экипажи делают все возможное, а временами и невозможное, чтобы справиться с рейсовыми заданиями. Для капитана нет ничего страшнее, чем оставить экипаж без премии. В целом советский промысловый флот выдерживает конкуренцию на международном рынке рыбопродукции, но лишь благодаря своей численности, а не техническому оснащению. Огромное значение имело и то, что мирный труд промысла от полюса до полюса обеспечивался нашим военно-морским флотом.
Я помню, как в конце 60-х годов, по тревоге поднимали два Мурманских мореходных училища: наше "ММУ имени Месяцева" и "Высшее мореходное училище". Мощнейший мурманский рыбокомбинат не справлялся с переработкой морепродуктов!..
Однако грянула перестройка. Ее разрушительную силу рыбаки почувствовали на собственной шкуре. Рыбопромысловики оказываются брошенными на произвол судьбы. В наш лексикон, шокируя непривычных россиян, врываются такие понятия, как "денежный обвал", "дефолт", "терроризм". Наш большой корабль под названием "Россия" стремительно теряет мореходную  остойчивость и плавучесть. Дальние районы промысла Тихого и Атлантического океанов становятся недоступными для наших судов. Ведь из-за высоких цен на топливо промысел крупнотоннажных судов становится убыточным. Промсуда отправляются на приемку и обработку рыбы на рейды портов Шотландии, Норвегии, Фарер. Незащищенные, открытые всем ветрам и волнам, рейды портов этих стран, изобилующие отмелями, скалами, стали могилами для многих крупнотоннажных промсудов. Там остались БМРТ "Луноход", супертраулер "Бородинское поле", плавбаза "Пионерск" и другие. А уж посадок на мель, навалов, сцеплений якорями и обрывов якорь-цепей было просто не счесть. Сотни кораблей корпус к корпусу скапливались там, где по лоции вообще запрещена была стоянка крупнотоннажных судов. Эти стоянки требовали от капитанов такого напряжения, что у некоторых не выдерживало сердце.
Наш родной Мурманский рыбный порт пустеет, у м и р а е т на глазах. Нелепые законы и постановления, придумываемые людьми некомпетентными, алчными, а порой просто бездарными, вынуждали наши суда отправляться в иноземные порты. Многочисленные надзорные и инспектирующие органы, дорогостоящие сборы, бюрократические проволочки убивают и продолжают убивать в наших моряках желание возвращаться к родным берегам. На обработку, буксировку, ремонт, отстой, снабжение, смену экипажа они идут, и по сей день, в Норвегию. Которая, пользуясь моментом, модернизирует, расширяет порты и их возможности, объемы судоремонта, увеличивает количество доков в мелких портопунктах, число рыбообрабатывающих предприятий.
 И, конечно, количество рабочих мест. Экспорт рыбопродукции Норвегии постоянно повышается с перестроечных времен. Есть необходимость объяснять, за чей счет? Жизненный уровень норвежцев неуклонно растет. А ведь Норвегия после войны была одной из беднейших стран Европы. Что же в стране-победительнице?.. Резкое сокращение рабочих мест. Еще недавно один из самых доступных и жизненно важных продовольственных ресурсов - рыба - исчезает со столов большинства россиян. Промысел стал сокращаться. Порт опустел.
Мурманск, словно мощным рубильником выключают из активной жизни. Город перестает развиваться. Не стало многих крупных предприятий, флотов. Население становится нищим. Снижается обороноспособность страны. Мы превратились в дешевый сырьевой придаток развитых стран, перекочевав из статуса сверхдержавы в категорию третьих стран. Мы отдавали свои природные богатства в обмен на ножки Буша и бросовый ширпотреб худшего качества.
Мои друзья по ММУ имени Месяцева, прославленные "Капитаны дальнего плавания", работают матросами, в лучшем случае сменными штурманами,  на судах, которые ржавеют в отстое!..
А помните, парни, как мы курсантами пели знаменитую песню ММУ:
"Я помню молодость, я помню чувства сильные"?!..
С этой песней мы уходили в океан на полгода!..
Недавно вылетаю на 40-летие выпуска родной 6-роты ММУ. Еду с аэропорта на такси. И глазам своим не верю: знаменитый заполярный мурманский рыбный порт - пустой!.. Слезы на глазах друзей: - Боб, ничего не стало!..
Мурманская быль. Оперативникам, которые выдавали себя за покупателей, предложили приобрести 20 тонн тухлых трески, пикши и палтуса. И ещё 200 тонн лежало на складе. Это и с п о р ч е н н а я рыба, которую должны были уничтожить. Однако задержанные находили партнёров, которые то ли по недомыслию, то ли все, прекрасно осознавая, пускали ядовитый товар в переработку и продажу.
И все же, РЫБАК - ДВАЖДЫ МОРЯК!.. Всем морякам, которые рыбачат, поднимая за тралом трал, и сейчас в море: - Попутного вам ветра, и семь футов под килем!..