Гулаг и память о нём

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Карта лагерей в СССР

Как видите, дагеря стали неотъемлемой частью жизни советской страны. По докладу министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова И.В. Сталину в 1950 году лагерях и колониях находилось примерно 2 200 000 человек. В последние годы жизни Сталина и вплоть до 1954 года в лагерях и колониях находилось 2 500 000 заключённых.

Через сталинскую лагерную систему (тюрьмы, лагеря и колонии) за 26 лет ее существования прошло свыше 20 миллионов человек.

Каждый пятый из них, т.е. примерно 4 миллиона человек, был осужден за "контрреволюционную деятельность" по сфабрикованным обвинениям.

В ГУЛАГе с 1930 по 1956 год умерло более 1 миллиона человек от непосильного труда, болезней и недоедания.

Лагерная система в СССР была жестока и бесчеловечна по отношению к осужденным как по политическим мотивам, так и к большинству других категорий заключенных, вина которых была несоизмерима с наказанием.

Тем более, что большинство заключенных не были "уголовниками" в обычном понимании этого слова. Чаще всего в лагеря попадали обычные рядовые люди за нарушение какого-либо одного из бесчисленных репрессионных законов.

Памятники и памятные знаки установлены на местах многих лагерей и кладбищ. Этим, как правило, занимается общество "Мемориал" вместе с бывшими заключёнными. Полный список памятников и памятных знаков на территории бывшего СССР приведён на сайте: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/pam/?t=list&c=all .

Эрнст Неизвестный рано понял и то, что осуждаются невинные люди, и то, что дела фабрикуются, и то, что эти репрессии носят массовый характер. И, как художник, он захотел, чтобы люди поняли всю несправедливость содеянного тоталитарной системой. Поняли и содрогнулись. Содрогнулись и помнили о погибших, помнили и не допустили этого впредь. Объединились и не допустили.

В 1995 году в интервью журналисту Белле Езерской Эрнст Неизвестный говорил:

- Я задумал этот мемориал еще до смерти Сталина, а работу над ним начал в 1954 году. Я ведь родился в семье «бывших», мне «прозревать» не нужно было. Это было самое время: он умер, и я знал, что делаю. Более того, я написал тезисы, которые потом частично вошли в политическую платформу общества «Мемориал». Я писал там, помимо всего прочего, что монумент должен быть местом манифестаций, митингов, местом Памяти. <…>

С самого начала я рассматривал этот монумент не как политический, а как философский. Памятник жертвам. Я против всяких разделений. Он должен не разъединять, а объединять. Он выходит за рамки всяких политических распрей.

Б.Е.: Но рожден-то он политическим террором!

- Потому и называется монументом жертвам тоталитаризма. Я бы сказал даже, что это монумент жертвам утопического сознания.

Продолжение следует: