Je Te Dis Tout

Владимир Альтдорф
Любовь умирает. Величайшая трагедия жизни состоит  не в том, что люди гибнут, а в том, что они перестают любить.

 Сомерсет Моэм


«И кровь будет сочиться вперед от дерева, и камень заговорит голосами….».

Апокалипсис Ездры. Библия.





Любовь… Что это такое? Кто может ответить на этот вопрос? Охарактеризовать своими словами? Порой это чувство  так сильно диссонирует в душе…  В Мире Милен это чувство зачастую ассоциируется с отречением, потерями, трагедией, одиночеством, ветром, свободой и … смертью. Не обязательно это должна быть смерь в физическом плане. Смерть чувства, полёт в неведомые края вместе с ветром.

Почему мы теряем любовь? Почему так устроено, что всей своей сущностью, каждой клеточкой мы хотим наполнить нашу любовь, стать вторым ДНК и объединиться, но…
Но мы страдаем… любя… Почему?  Мы хотим сказать все слова, превращающие страсть в вечность… Мы обретаем эту внутреннюю святость, стараемся быть преданными своему чувству, но по каким то причинам этот безудержный полёт убивает что то или кто то. Расстояние, время, обстоятельства, люди, смерть, разлука, наши пороки, наши поросли…
В Мире Милен всегда всё свято и преданно, всё покрыто налётом печали, и в тоже время, вот эти порывы очень сильны духом, и мы знаем, что Милен прежде всего предана самой себе, её сила заключается в необыкновенной магии превращать негатив мира в добро, заставлять деревья плакать, способности лечить зверей, а скульптуры плакать. В этих свойствах и заключается невероятнейшая сила Милен, основанная на её мягком вдохновляющем трагизме, ярком драматизме, возможности преодолевать самые «скверные, проклятые» дни при помощи мощного духовного «стержня» своей Вселенной.

Как больно бывает, когда убивают любовь, вырывают с корнями чувства, вытаптывают цветы радости самопознания и уважения, понимания и смирения, взаимности и тяги к счастью быть вдвоём.

Милен, моя жизнь тоже проклята. Эти проклятья всегда со мной… Так написано «свыше», что серые моменты скорби и печали будут ежедневно, и если счастье приходит, то оно кратковременно, оно улетучивается ветром, таким приятным и таким …

В данной рецензии Вы не найдёте поисков смысла клипа, его найдёт каждый по своему, примеряя великое произведение искусства «Je Te Dis Tout» немножечко на себя, впрочем как и всё творчество Милен Фармер. Естественно, рассуждения автора индивидуальны и, как и всегда субъективны. Я хочу просто выразить свои чувства, которые дарит мне Милен через своё волшебное и благотворное Творчество. И ВСЕГДА лечит! Также я не буду приводить ассоциативные связи и схожести с предыдущими клипами певицы, очевидность которых ясна всем.

Волшебство Милен в этом клипе в том, что она проносит свои страдания и боль достойно через жизнь, путь, трансформируя их в верность и святость, в достойность и добро, в преданность любви, в несокрушимость этого полёта.
Смерть не страшна, страшнее умирать при жизни и терять свою вторю половинку «я», тема двойника внутри снова и снова поднимается в клипе. Это мы видим и по словам и по якобы «двух» Милен в клипе, но мне кажется, что Милен там, в этом прекрасном местечке  Пикардия всё таки одна, а точнее наедине со своими чувствами, своей ушедшей, уходящей, умершей, умирающей любовью.
Да! Конечно, лошадь символизирует её любовь. Любовь в более обширном смысле – любовь к мужчине,  любовь к тайне, любовь к своим страхам, любовь к своим близким, возможно и умершим физически. Лошадь – это олицетворение её порывов любви, такой чувственной, такой проникновенной, такой ранящей и забрызганной крупными каплями крови трагизма. Такого знакомого нами трагизма в типичном духе Милен. Проникновенный, горько настоенный, тихий, медленно сверлящий и одновременно очищающий душу драматизм Милен Фармер.
На этот раз он чувствуется на уровне клеточек, словно проникающий в ДНК наших «вторых» я.
В чем же  неиссякаемая чарующая прелесть, завораживающий магнетизм «Je Te Dis Tout»? Наверное, в том, что Милен и Франсуа воспели самые светлые и прекрасные человеческие чувства, позвали к красоте, добру, гуманности.  Именно любовь окрыляет главную героиню, дает ей ощущение высшей полноты жизни, возвышает  над серым безотрадным бытом, но Милен теряет любовь. Она как всегда одиноко плывёт по реке своей своеобразной жизни. Даже улыбаясь, в лице Милен чувствуется горечь, но такая гордая, что ли горечь… Мне трудно выразить это словами, извините. Я снова плачу…
Милен умеет «плакать» улыбкой. Вот в клипе это невероятно показано. На мой взгляд, «же то» один из самых печальных и трагичных клипов певицы…

Любовь раскрывается Милен как сильное, страстное, всепоглощающее чувство, всецело завладевшее человеком. Она позволяет Милен выявить лучшие качества души, озаряет жизнь светом доброты и самопожертвования. Но, конечно же, любовь  оканчивается потерей. Такова печальная и поэтическая история чистой, непосредственной и мудрой Милен Фармер в  «Je Te Dis Tout». А здесь Милен именно мудрая, ещё более красивая, молодая и прекрасная!

Этот удивительный характер сочетает в себе ум, красоту, отзывчивость, бескорыстие и силу воли. Образ лесной «феи» овеян тайной.  На Милен словно оказывает благотворное влияние поэтичная и загадочная природа этого места. И, конечно же, лошадь как символ сокровенной, но быстротечной, убегающей любви. Оторванность от цивилизации, внешнего мира,  позволяет Милен сохранить цельность и чистоту натуры. Милен обладает каким-то высшим знанием, которое недоступно обыкновенному умному человеку, это позволяет ей умело превращать скорбь и боль в улыбку, более того, мне кажется, она из этого черпает силы и получает даже удовольствие.

В любви Милен чувствуется обреченность, которая пронизывает весь клип грустью и безнадежностью. Любовь помогает героине преодолеть страх смерти. Истекая кровью, она называет себя самой счастливой женщиной на свете и благодарит возлюбленного за его любовь, красоту и мудрость, к которой «она прильнула, как к сладкому источнику» Дерево кровоточит в такт безмолвной, но всепонимающей благотворной речи Милен и божественно красивой музыке «Je Te Dis Tout».

Трагические оттенки любви, озарившие  жизнь этой мудрой святой женщины, заставляют пропеть её глубоко выстраданные строки –


… Обнажённая,
 Пленённая
 Этой кровопролитной игрой,
 Я скажу всё ветру.

 Тихая,
 Как облако,
 Я прощаю время
 И тех, кого нет.

 Любовь моя,
 Я скажу тебе всё.
 Ты наполняешь мою жизнь
 Бесконечно.

 Обмани судьбу,
 Постучи в мою дверь…


Ради благополучия и спокойствия нашей любви мы идём на всё, порой обманывая даже себя, мы не задумываясь жертвуем своей жизнью, благодаря ее только за то, что  есть это святое чувство,  воплощённое во всей красоте земли… Но иногда мы боимся сделать первый шаг….
Я люблю! Как же я люблю! Я готов пожертвовать во имя… Во имя тебя, моя любовь! Сладкое моё вожделение и вдох того кислорода, который заставляет жить и существовать, двигаться вместе с Милен, творить, немного суеверно колебаться, и снова смело идти вперёд. Идти и идти! И тайно любить бесконечно…
Небесная соната «Je Te Dis Tout» помогает пройти этот сокровенный путь и не неумело спотыкнуться, преодолев годы и горы непонимания, познав много, неотчуждённо пройти эту полупрозрачную утончённую грань, уверенно приобрести себя снова и снова, вместе с ней, вместе со своей любовью, вместе с Милен Фармер!
Спасибо Милен! Спасибо Франсуа Ханс за это непреодолимое чувство любви, которое затягивает снова и снова в Ваш утончённый мир, страдает, плачет, сопоставляет и сравнивает немножко со своим миром, где то находит общие чёрточки, проносит через своё сердце, и непременно становится легче! Милен! Ты своими страданиями облегчаешь нашу боль! Конечно, но это парадокс! Я так чувствую!


……………………………………………………..

Чёрно белый фон, то ли рассвет, то ли закат…. Знает Милен только. Мне, почему то кажется, что это закат…
Очень красивая природа – немного дикая, спокойная, нетронутая, чистая природа, таинственная архитектоника ветвей деревьев, озеро, пожухшая трава, тишина, смирение, звуки природы, камыши, почва… Как много знакомого, грустного в этих пейзажах и как много «Миленовского». Видно, что не лето и не весна, а осень, а точнее зима (съёмки проводились в январе под Парижем), но атмосфера, конечно же, осени и заката…
На противоположном берегу дерево без листьев, украшенное гирляндой округлых птичьих гнёзд, всё это  придаёт общему ракурсу какой то особый, загадочный, но меланхоличный вид. Также в небе мы видим стаю птиц вдали.
Мрачное низкое небо. Этот образ в клипах Милен так часто можно видеть, что можно уже говорить о тёмном небе как о своеобразном участнике клипа, специфическом символе грусти и одиночества. Франсуа и Лоран знают, как это показать, насытить фабулу произведения типичным «миленовским» оттенком.
Ещё один характерный «признак» - это заглавие в начале клипа – «Mylene Farmer Je Te Dis Tout», а в конце – режиссёр Франсуа Ханс, нет только титров в конце.
Гладкая спокойная поверхность воды  озера, и что то или кто то колыхнулся, создав на воде «круги». Это Милен садится в лодку и поплывёт по озеру (реке). Но её ещё НЕ ВИДНО. Вот здесь, на мой взгляд, заложено кое - что. Робко, как невидимка, тихо она «ступает» на свой путь, входит в свой мир.
И вот уже она медленно гребёт вёслами, управляя старой лодкой, непринуждённо перемещаясь по водоёму, словно «проходя» свою дорогу – жизнь. Медленно, красиво, и, как обычно, в одиночестве.
Внизу вода – символ жизни, над головой мрачное небо – как проявление тоски, печали и … мудрости, наверное. Одиночная лодка – этим всё сказано. Вокруг пожухшие травы, растения, деревья, как образ чего - то уходящего и естественного. Как наши годы, как наша жизнь.
Большое дерево на берегу, Милен потихонечку прячется за его кроной и с опаской во взгляде осторожно выглядывает, словно ища кого - то на этой территории своей жизни, судьбы. Она предчувствует, что предопределено что то, какое - то важное для неё событие и как будто уже заведомо её глаза наполнены какой то безысходностью и встревоженностью.
Чёрные одежды и роза в волосах, длинные кожаные «ботфорты», завязанные волосы сзади чёрной ленточкой, элегантный макияж и яркие красные перчатки. Очень знакомый образ нашей героини, словно возвращающий нас на двадцать лет назад и показывающий даже «траурные» настрои. Позже мы увидим, что на лошади, на шее тоже подобная чёрная ленточка.
Милен фантастически обворожительна в «Je Te Dis Tout», так красива, что просмотр просто ошеломляет и хочется смотреть эту красоту снова, снова и снова (уверен, что многие поклонники пересматривают по много раз этот мини фильм - клип).
Дальше мы видим переливы лучей солнца и отблески на фоне сухих веток, росу, и вот тут приходит ощущение того, что это всё же не закат, а наоборот, рассвет. Начало чего то. Таинственного, завораживающего и … трагичного. Это чувствуется в каждом лучике, в каждой пожухшей травинке и веточке.
Милен  всматривается магическим взглядом куда то вдаль, параллельно показан путь женщины на лодке с одного берега на другой через озеро. Акцентуация на зеркальном отражении деревьев и неба в воде, будто бы вся эта горечь бытия проецируется на жизнь героини…
Дерево – как олицетворение силы, жизни, но и оно замироточит кровавыми слезами в последующем.
Вдоль берега водоёма бежит в замедленном темпе (характерный режиссёрский и операторский момент в клипах Милен) лошадь, Милен ждёт её, Милен предвидит и предчувствует свою приближающуюся любовь в образе лошади, она смотрит на неё волшебным проникновенным взглядом, в котором мы уже можем узрить отчаяние и предвкушение потери и крушения чувств.
Лошадь как бы мчится параллельно пути Милен, сидящей в лодке. Это судьба. Так предначертано свыше, и Милен это не только чувствует, но уже и знает, что мгновения счастья будут кратковременны и быстротечны, как наша жизнь…
Над водой нависает густая дымка, Милен замедляет ход лодки и призадумывается…
Лежащая на боку лошадь, словно раненная любовь Милен, сначала некоторые зрители подумают, что лошадь мертва, но она дышит и двигается, но создаётся ощущение, что животное ранено или больно. Милен нежно гладит животное, оберегает, как бы энергетически воздействует, их чувства взаимны. Символический показ страсти, увлечённости, силы чувств, отображаемый даже в глазах лошади, наполненных скорбью и немножко даже измученностью. Но как - же это шикарно снято! Браво Франсуа Ханс, браво Марио Лураши!
Невероятно красивые сцены с лошадью и Милен – утончённые, реалистичные жесты бессловесного общения между женщиной и животным (символично – взаимопонимание в чувственном, духовном плане).
«Танец» лошади, попеременно кадры Милен крупным планом с выражением отчаянья на лице. Лёгкий ветерок колышет локоны её волос, а ветер поёт в воздухе эту грустную песнь…
Буква «М» на металлической ограде ворот. На мой взгляд, это обозначает саму Милен, а точнее её мир, внутренний мир, её вселенную. Обращаем внимание, что вбежав на эту «территорию Милен Фармер» лошадь (любовь) исчезает – так показана «проклятость»:


Мимолетная
Наследница
Своих проклятых дней...
Да, это я.

То есть любовь, которая приходит к Милен обязательно исчезнет, погибнет, настигнет по каким либо причинам крушение. В этом трагизм и «проклятие» главной героини. Она даёт нам понять, что это так и было, и есть, это её судьба, это её «крест», который суждено Милен нести достойно и впитывать свои страдания, трансформировать их, приобретая большую сила духа.  Ну что ж, Милен, как мы схожи! Боже мой, как же я понимаю все эти жесты и трансформации. Я тоже «проклят» на счастье…
В момент «исчезновения» лошади, Милен словно ловит из воздуха предчувствие предстоящей трагедии. Но так устроен человек, что мы все преодолеваем тягости бытия, Милен преодолевает ранимо, но  достойно.
 Взмахнув правой рукой над головой лошади, которая как бы немного «сопротивляется», Милен «подаёт» неведомый сигнал, вслед за этим дерево начинает «мироточить», «плакать» кровью. Да, деревья тоже могут страдать и плакать, кровоточить… Это «кровопролитная» игра жизни и судьбы Милен так показана. Очень сильный и умный эпизод с кровью на дереве.
Несправедливо. Горько. Одиноко. Но такая судьба! В нотках волшебного голоса даже прослушивается её «кровотечение» звука…
Поросли на коре, в которые превращается кровь, имеют такую же форму и изгибы. Кровь (страдания, боль) превратились в … вечность… Эти наросты соединились с корой, напоминают «обвития» даже тел, безмолвные объятия, сросшиеся с деревом жизни, судьбы и вечности.
И снова рябь на воде, одиночество Милен, «заигрывания» с лошадью и тихое страдание.
Милен ложится в лодку почти синхронно с лошадью, которая укладывается на земь. Потом они вместе гуляют по лесу вдоль берега, Милен даже скачет верхом, объединяется со своими чувствами, животное делает резкий толчок головой в грудь женщины, показывая обуревающую, захлёстывающую страсть, преданность, взаимность, но почему этот союз должен рушиться? Почему Милен в конце останется одна, а любовь умирает? Метафорично показано, что лошадь (её любовь) убегает в противоположную сторону, туда, в неведомый мир, оставляя Милен наедине со своим миром «М».
В финале, лодка Милен остаётся посреди озера в одиночестве, вместе со своими терзаниями, тенями, страхами и со своей второй половинкой – «ДНК», которая будет жить вечной жизнью, на тех наростах на коре дерева, в которую превратилась кровь…

Какие же уроки и выводы можно сделать из этого клипа?

Любовь - не счастливая случайность и не дар отречённой судьбы, а высокое искусство, требующее от человека самосовершенствования, самопожертвования, полёта коричневой грусти,  творчества и внутренней свободы, часто именно сверлящего трагизма, который превозносит наши порывы и нашу духовную значимость на те высоты, которые стирают  грани и заслонки преждевременностей истины.