Шляпная дорожка от луны и обратно

Белякова Надежда
 ШЛЯПНАЯ ДОРОЖА

 Всем нам свойственно  измерять время жизни; событиями, радостями и пережитыми бедами, построенными домами и посаженными  садами, деревьями.  Кто-то рождением детей, внуков, своими успехами  или достижениями.
А моя мама , Маргарита Белякова-художник- модельер головных уборов Общесоюзного Дома Моделей  «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» , часто шутила:
  -Я в своей жизни сделала столько шляпок, что из них можно  было бы выложить дорожку до Луны и обратно. 
Теперь, когда ее не стало , а шляпки остались, перебирая модели ее шляп, я  как-то раз  задумалась об этой шляпной дорожке  «ДО ЛУНЫ И ОБРАТНО».
  Сколько же примерно было ее шляпок до ее Луны. Она проработала более  сорока лет   в Доме Моды Кузнецкий Мост. Каждый месяц , по плану работы . она создавала  9-10 авторских моделей, которые демонстрировались в коллекциях Дома Моделей, как у нас в стране, так и по всему миру на показах Моды тех лет.
   И помимо этих моделей шляп на работе в Доме Моделей -столько же шляпок она сделала– для заработка сверх крошечной зарплаты, типичной для тех лет в СССР.
Получается - …примерно миллион шляпок….)))
Пушистых меховых, разноцветных, кожанных, фетровых, тканевых, плетеных из соломки-элегантных, с полями и без полей, с её изяшными, замысловатыми и какими-то чудесно-остроумными бантиками из кожи, лент….. - и все это мамины шляпки…до Луны и обратно, ее тропинка в небеса навсегда.

Моя мама-Маргарита Андреевна Белякова  поступила на работу в Доме Моделей в 1954 году. Ей невероятно повезло; когда она начинала работать в, она застала тех, кто в 1944 году создавал Дом Моделей КУЗНЕЦКИЙ МОСТ - «стариков». Это были чудом уцелевшие после НЭПа владельцы тех прежних ДОМОВ МОДЫ,  и даже модельеры, успевшие работать в подмастерьях в дореволюционных Модных Домах. Те старинные, но добротно-основательные и в тоже время очень  творческие традиции - они вплели в уклад жизни и работы Дома Моделей Кузнецкий Мост - первого ДОМА МОДЫ В СССР, просуществовавшего до 2003 года.
Даже мне, будучи совсем маленькой девочкой, посчастливилось слушать их воспоминания о старинных Домах Моды во время их  работы, когда в моем детском саду выпадал карантин и меня  некуда было пристроить в течении  маминого рабочего дня.
Во времена СССР  до начала Перестройки  художники -модельеры, создавшие  славу ОДМО «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ», были лишены в работе своих авторских имен-у всего творческого потока создаваемых ими моделей  было одно общее имя  «ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ОДМО «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» Только с началом Перестройки . всем были розданы  фирменные нашивки  с именем и все модели  фигурировали с личным авторским клеймом художника модельера. Но  во времена Советского Союза в своих рабочих узких кругах и, разумеется, все знали, кто создатель, каких моделей. Показы, премьерные демонстрации новых моделей проходили на подиуме  ЗЕЛЕНОГО  ЗАЛА  ДОМА МОДЕЛЕЙ, их всегда вели искусствоведы ОДМО.
 И, конечно, тут  звучали имена авторов, а вот на подиумах  мира блистал лишь «АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ  ДОМА МОДЕЛЕЙ КУЗНЕЦКИЙ МОСТ».
Когда с началом ПЕРЕСТРОЙКИ пал железный занавес, к нам устремились заморские гости и в числе первых звездных имен мира моды – Пьер Кардэн посетил «КУЗНЕЦКИЙ МОСТ» Модели Маргариты Беляковой глубоко потрясли его. Очаровывали  её артистизм,  размах и непринужденность фантазии в создании разных образов, очень, кстати, разнообразных - от элегантной до аристократичности классики, до смелого авангарда, гротесково-сценических образов. Мама очень смело работала с цветом, первой еще в конце 60-х начале 70-х стала в ручную сшивать разноцветные меха для своих будущих моделей. То, что последнее время стало неотъемлемой и модной темой в образе современных головных уборов.  Причем;  полет фантазии и  творческий размах в создании  новых моделей  Маргаритой Беляковой  удивительно легко сочетался с высоким и виртуозным  уровнем и качеством исполнения. У мамы никогда не было исполнителей. Весь процесс создания - от эскиза, работы над макетом для создания болванки из липы до окончательного воплощения задуманного образа- она все делала  строго своими руками. Вот такие – шляпки Маргариты Беляковой, отражающие развитие моды СССР-до Перестройки- с 1950-х годов до 90-х прошлого века, ее шляпная дорожка до Луны и обратно.