О Чёрной бабке

Елена Шувалова
Из литературоведческого романа "Царский клад от Конька-Горбунка".

"Ни за чёрную, слышь, бабку..." - третье, за что не велит отдавать Кобылица Конька-Горбунка. Что это за ценная такая "бабка", что у Ивана может возникнуть искушение отдать за неё чудо-коника? Во всех комментариях к этой строке пишут одно и то же: "Чёрная бабка - особая игральная кость, которая приносит удачу в игре". И - всё! Насколько понимала Лика, набор игральных костей в игре под названием "Бабки" всегда один и тот же. Ничего чудесного в особой "чёрной" бабке нет. То есть, такой бабки в этой игре просто и не бывает, поскольку все "кости" равны, и ход игры от того, в какой цвет выкрашена та или иная из них, не зависит.
Так полагала умница-Лика. О, малообразованная библиотекарша! Слава богу, что она догадалась полазить по книгам пушкинского времени да поискать в них ответа! И нашла чудесную сказку Ореста Михайловича Сомова "О Никите Вдовиниче". В этой сказке заглавный герой - мальчик Никита - лучший игрок в "бабки". Он - потому "Вдовинич", что - сын вдовы; отец его спился и умер. И однажды мальчик приходит на могилу отца и просит покойника помочь им с матерью как-то жить, чтобы сводить концы с концами. И отец предлагает сыну поиграть  ночами в бабки с его соседями. Две ночи Никита легко обыгрывает покойников. На третью ночь загробный мир встаёт по отношению к нему во всей своей враждебности, и Никита с большим трудом отыгрывает у мертвецов заветную чёрную бабку. Потом эта бабка помогает ему по жизни. Но, ведя жизнь неправильную и неправедную, всё более опускаясь, герой теряет права на волшебную вещь. Она попадает в руки его сына, - теперь лучшего игрока в бабки на всей деревне, как когда-то - он сам. Тот тоже поначалу радуется своей неизменной удаче, но потом на него выходит мальчик с красной бабкой, и отыгрывает у него заветную чёрную. Выигравший мальчик оказывается чертёнком. Таким образом, Мир тьмы возвращает себе свою бабку. Семья некогда удачливого игрока снова оказывается "у разбитого корыта". Вот что это за чёрная бабка! Она существует не в самой народной игре, а в литературном - авторском - произведении. Конечно, это, по-видимому, обработка какой-то старой народной сказки, но к началу тридцатых годов девятнадцатого века у неё был один конкретный автор - Орест Михайлович Сомов. (Сказка датирована 1831 годом). Сомов очень хорошо был знаком Пушкину. Он сотрудничал в альманахе, издаваемом А.А. Дельвигом, - "Северные цветы". После смерти Дельвига был казначеем редакции журнала. Пушкин подарил Сомову рукопись 5-й главы "Евгения Онегина", - той главы, где - страшный сон Татьяны. И не случайно –  этой именно главы! Читая сказку Ореста Михайловича, Лика с содроганием узнала в разнообразных скелетах да чудаковатых остовах этой повести знакомых с детства татьяниных чудищ. Верно, два художника воспроизвели их, не сговариваясь? Или - Пушкин взял мертвецов Сомова да сделал их ещё совершеннее и колоритнее? Нет, эта версия провальная! По времени не сходится. Глава написана в 1826-м году; сказка –  через пять лет. Но то, что Александр Сергеевич брал у этого автора и пускал в свои произведения его обороты - это несомненно! Лика узнала в сомовской сказке знакомые строки: "Глаза, как плошки, да не видят ни крошки..." - так описан один из остовов. В "Коньке-Горбунке" это стало: "Рожа словно как у кошки, А глаза-то - что те плошки!" Так Иван описывает выдуманного им чёрта. (Правда, выражение это - народное, и есть в сборнике В.И. Даля, но переклички поэтов этот факт всё равно не исключает.) Фраза "начинать, так начинать" перешла в стихотворение "Сват Иван, как пить мы станем...": "начинать, так начинать; поминать, так поминать..." Присказка: "Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается", приобрела союз "а", и была поставлена зачином ко второй части "Конька". Забытый автор О.М. Сомов живёт своими строчками в пушкинских творениях! Вот и его "чёрная бабка" живёт... Бабка, приносящая удачу в азартной игре. Но Лика всё же думала, что здесь не ограничивается всё одной бабкой...
Сюжет сомовской сказки ненароком действительно наводит на мысль о "Сказке о рыбаке и рыбке". Так же героям предоставляется чудесная возможность получить какой-то дар, и так же эта возможность пресекается самим поведением героев. Гликерия нашла информацию о том, что последним желанием Старухи Пушкин сначала хотел сделать желание стать "римскою папой". То есть, Поэт следовал за оригиналом - сказкой братьев Гримм, где старуха стала-таки римскою папой, а потом пожелала стать Богом - и тогда уже её осадили и вернули в первобытное состояние. Пушкин в своей сказке в конце концов убрал "римскую папу" и акцентировал последнее желание старухи, - желание управлять самим божеством, иметь Золотую рыбку у себя на посылках... Однако, о том, что римские папы Поэта интересовали, свидетельствует его новелла о папессе Иоанне. А от истории оскандалившейся папессы Лика в своём исследовании пришла к изложенной в Интернете истории папы Сильвестра II, или Герберта Аврилакского, того самого, для разбора рукописей которого был приглашён в Москву в Ленинскую библиотеку господин Воланд... История сообщает, что этот папа коротко знался с нечистой силой, и что он выиграл свою должность, играя с чертями в бабки, так и написано: "благодаря "чёрной бабке"!
   И тут до Лики, наконец, дошло, что "чёрная" эта самая бабка совсем не только и не столько по цвету своему, сколько по происхождению. Бабка выдана герою представителем мира Тьмы, - чёртом, дьяволом, покойником - потому она и "чёрная". "Ну, так эту же бабку можно соотнести и с "Пиковой Дамой"!" - подумала Гликерия, - какая разница - бабки, или карты? Мёртвая графиня пришла к Германну - и сказала: "мне велено исполнить твою просьбу..." Кто ей велел? Не бог же!  Понятно, что дьявол. Получается игра в одинаковые слова с различными значениями - то бишь, омонимами. Бабка, сообщившая герою три заветные карты - сама "чёрная"! Тем более, что умела "притворяться" Дамой Пик, которая - "женщина пожилого возраста", да ещё и чёрной масти! Германн выиграл две ставки в карты тоже благодаря чёрной бабке!
И Лика подумала, что Поэт, верно, выставил здесь этой чёрной бабкой своё «ухо»: он хотел прежде всего напомнить читателю о своей повести и её заглавной героине – Пиковой Даме. И ещё, Пушкин здесь говорит о себе – и для себя - это «ни за чёрную, слышь, бабку!» Он, любивший карточную игру до того, что раз сказал, что скорее умрёт, чем перестанет играть в карты, не отдаст ни за каких чёрных бабок свою Поэзию, хотя легко может расстаться с рукописью главы из «Онегина»… «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать».