Стоит ли за лесом Дворец счастья?

Сергей Корягин
Иван Сусанин завел врагов в лес, чтобы они там погибли. И Маркс завел своих единомышленников в густой лес, чтобы они там… Чтобы они проложили дорогу к Дворцу счастья. И рубка началась. Самые смелые и энергичные повели свой народ напрямую. Завели его в глубокую трясину и заставили хлебать тухлую болотную воду, а сами… разбежались. Теперь он, повернув назад, с другими вождями медленно, но верно выбирается на сухую поляну.  Те, кого вели к Дворцу счастья на поводке, тоже сильно пострадали. Что касается самого большого народа на планете, то его вожди опомнились раньше других, двинулись в сторону и вышли на дорогу, которая неизвестно куда приведет. Пока неизвестно. Истина, однако, в том, что никакого Дворца счастья за лесом нет. Никогда там не было и не будет. На какую дорогу ни стань, везде надо трудиться в поте лица, рожать в муках, соперничать и дружить. Конфликтовать и мириться. Страдать и любить. И умереть достойно. Не следует теоретикам обнадеживать и обманывать доверчивых людей, сулить им златые горы и молочные реки с кисельными берегами.

Камнем преткновения, побудившим Маркса восстать против существовавшего в его время порядка, была эксплуатация пролетариата, огромной массы трудящегося народа на капиталистических предприятиях. Маркс создал теорию трудовой стоимости, пытался точно определить, кто конкретно создает стоимость товара, а кто не создает, но лишь присосеживается, – и примерно вычислить, как происходит присвоение. И убедил значительную часть мировой интеллигенции: новую стоимость товара создает только живой труд работника. «Капитал» для неравнодушных к проблемам социальной справедливости стал Библией. Пролетарию недоплачивали. А сколько недоплачивали?

Перенесемся в советскую эпоху – в 1964 год. Н.С. Хрущев, генеральный секретарь, на одном из совещаний партийно-хозяйственного актива сказал следующее: : «Партия осудила по существу антиколхозную политику цен, которая проводилась при Сталине… Труд большинства колхозников практически не оплачивался. Так, например, на один трудодень в 1952  году выдавалось: в Калужской и Тульской областях – одна копейка, в Рязанской и Липецкой – две копейки, в Брянской и Псковской – три копейки, в Костромской и Курской – четыре копейки. Многие колхозы годами не выдавали на трудодень ни одной копейки» («Московские новости», №7, 1999 год.) Итак,  если колхозник зарабатывал в день два трудодня (а это было непросто), то получал за это в день в Калужской области… две копейки, а в месяц – шестьдесят копеек. Ужасающая нищета колхозной жизни пряталась вождями как от городских жителей (Там крутили фильмы «Кубанские казаки», «Свадьба с приданым»), так и от мирового сообщества. В это время (впрочем, как и в любое другое) все мы жили бедно, однако в стране строились промышленные предприятия, создавался атомный щит, готовились к полету в космос. Колхознику явно недоплачивали.  А сколько недоплачивали?

Капитализм – «плохой строй» (не гарантирует права на труд,  выплачивает лишь пособие по безработице), но капиталиста можно разоблачить – подсчитать доход предприятия и уяснить, сколько от прибыли пошло в налог, в разные фонды, сколько выдано наемным работникам и каков «навар» у собственника. И в случае недовольства потягаться с ним по поводу зарплаты, использовав авторитет профсоюза. На Западе мы найдем немало положительных примеров успешной борьбы за повышение заработной платы. Но даже в этом случае недоплата (или переплата) останется туманным числом, которое не определишь и через микроскоп. Здесь, однако, есть механизм, который называется свободным рынком. И товар по имени труд (у Маркса – рабочая сила) стоит в зависимости от спроса на него. Социализм «хороший строй», но равенство в бедности всех угнетает, порождает пассивность и иждивенчество. Тяжелое чувство несколько компенсируется тем, что вожди не устают обещать скорое блаженство. И ущемление заработка существует  здесь, ущемление замаскированное, скрытое разными бесплатными благодеяниями. «Ты побираешься, ходишь с торбой нищего, но твои дети учатся в бесплатной школе, к тому же у нас бесплатное лечение», – сказал бы нам советский пропагандист.   (Нищенство в Советской России было распространенным явлением как до войны, так и в первые десятилетия после войны.)

Сегодня разбежавшиеся после крушения социализма марксисты снова собираются в кучу и затевают новую авантюру. Один раз они сильно «обмочились» – им этого мало. А почему другие должны страдать от этих непосед, от этих безумцев, от этих бесов? Разгадать основной план всемирной истории (мирового духа) человеческому разуму непросто. Среда, 10 июля 2013 года