О тех, кто лучше, умнее, талантливее нас

Владимир Косулин
         
                Борис Леонидович каждую неделю занимается
                с главным раввином Прикамья Залманом Дайчем,
                изучает еврейскую традицию и историю. По его
                мнению, у евреев просто не осталось другого
                выбора, когда они оказались в изгнании, как
                стать лучше, умнее, талантливее других.   
                Юля Пьянкова «Если евреи перестанут молиться
                –мир рухнет» ПЕРМЬ, 2 сентября 2005 (АЕН)

     Вот и приехали!  Неужто художественный руководитель Пермского «Театра-Театра» Борух Мильграм, всерьез считает, что евреи лучше, умнее, талантливее других? Как мог  человек с такими взглядами ещё совсем недавно занимать пост и министра культуры Пермского края, и ответственный пост вице-премьера краевого правительства? Может быть, я чего-то не понимаю, и в его заявлении об уникальности евреев нет шовинизма[1]? Что кроме шовинизма двигало Мильграмом, когда он приурочил открытие фестиваля «Живая Пермь» к празднику Шавуот, и при этом счастливо лопотал о случайном совпадении: «Я понял это утром. Мы даже не предполагали, но так совпало: в этот день отмечается иудейский праздник Шавуот. 3321 год назад Моисею была вручена Тора. И с этого дня началась огромная история – иудейская, христианская, мусульманская, и вообще история человечества и избранничества. Хочется, чтобы фестиваль «Живая Пермь» открыл историю жизни города. («Живая Пермь» оживила город  «Дело и Ко» - 2.06.2009)? В связи с приведенной цитатой можно было бы развить тему мильграмовской мании величия и попытаться выяснить, кто в данном случае божеский избранник: он или мы, те, кому Борис Леонидович вручил свои Торы – сначала фестиваль «Живая Пермь», позже – «Белые ночи». Но не будем отвлекаться. Разве не  мильграмовское ощущение национального превосходства подвигло его на пленарном заседании Законодательного собрания Пермского края  нагло заявить, что он знать не знает, что такое «русская культура»? И это заявлял человек, руководящий культурой одного из  крупнейших  российских  регионов. Тут, наверно, можно говорить одновременно и о чванливом высокомерии вице-премьера, и о действительном незнании предмета. Но есть вещи, о которых Борис Леонидович   знает очень хорошо. О них и поговорим.

                ЧАСТЬ I       
                Борух на Урале
     5 июня 2006 года в Интернете появилось письмо, подписанное руководителями крупных предприятий и организаций Прикамья, которые обозначили себя как «еврейская общественность Перми». Речь в нем шла о конфликте, возникшем между двумя религиозными организациями – Иудейской религиозной организацией (ИРО) и движением «Хабад Любавич», сторонниками которого письмо и было подписано. Не знаю, была ли там подпись Мильграма, но знаю, что он входит в число этих сторонников. Подписанты, ратуя за «возрождение еврейской жизни в городе»(?), заканчивают письмо следующим образом: «...готовы взять на себя ответственность за содержание синагоги». Не вдаваясь в перипетии конфликта, можно с уверенностью сказать, в основе его – борьба за площади и имущество: кто содержит, тот и хозяин. Об этом и пишет в письме, размещенном на сайте газеты «Шалом», председатель Совета ИРО Перми Ефим Бурштейн: «С юридической точки зрения синагога является собственностью ИРО г. Перми. Требование людей, далеких от ИРО, в отношении использования здания – попытка вмешательства в дела самостоятельного хозяйствующего субъекта».
И еще одна цитата из того же письма:  «Еврейская община в Перми уникальна. Во всей России, да и за ее пределами, известно, что до появления в городе структур «Хабад Любавич» в Перми не было раздоров между еврейскими организациями и группами… Структуры «Хабад Любавич» приехали не в пустой город, не на целину – свою общину они начали строить пять лет назад на нашей электоральной почве. Не стремясь ни к какому реальному сотрудничеству с организациями, входящими в автономию, они все свои достижения преподносят как ПРОРЫВ в деле возрождения еврейства; грубо игнорируют существование в городе других еврейских организаций, и в итоге именно они вносят раскол в еврейское движение Перми».
     В то время, когда  велась борьба за синагогу, Борух Леонидович, хоть и был почетным членом общины «Хабад Любавич», помочь в этой борьбе своим единоверцам не мог. На тот момент в чинах он был небольших.
     Ситуация несколько «улучшилась» после того, как летом 2008 года он стал министром культуры. Вскоре после его назначения на пост, в начале 2009 года, известный российский художник Юрий Купер по заказу министерства культуры и массовых коммуникаций края – то есть Мильграма – разработал эскизный проект музея, который предполагалось разместить на трамвайном мостике в Разгуляе. Кроме самого здания музея, Купер разработал и ландшафт, который должен был его окружать, и проект синагоги, которая должна была находиться в музейной зоне. Если разработка проекта синагоги не была сделана Юрием Купером бесплатно, то, скорее всего, она была оплачена Мильграмом из краевого бюджета. Здесь господин Мильграм продемонстрировал всю свою изворотливость. За проект этого культового сооружения и его строительство в любом другом месте города платить пришлось бы хасидской общине «Хабад Любавич», остро нуждающейся в объекте. А если запроектировать синагогу в музейной зоне, то под шумок можно возвести ее на бюджетные средства и объегорить государство, которое разрешает «оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации и содержании зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры», но не позволяет возводить на государственные деньги новые культовые сооружения. Но смельчак Мильграм плевал на законы. В Интернете всем желающим он (или его команда) предложил обсудить «Большие проекты Перми». Несколько проектов курировал  Борис Леонидович, в частности:  строительство синагоги, реконструкцию храма Вознесения, реконструкцию храма Марии Магдалины. Здесь  Мильграм вновь продемонстрировал чудеса изворотливости: попытался протащить не разрешенное законом строительство синагоги, прикрывшись разрешаемой законом реконструкцией двух храмов, являющихся памятниками истории и культуры. Не стоит удивляться смелости министра,  коли о ту пору его главным другом был губернатор Олег Чиркунов, также озабоченный проблемами бездомных хасидов. В  губернаторском блоге «Проекты акупунктуры краевого центра» среди прочих благих намерений также было запрятано строительство синагоги.  До поры до времени это был только проект – время приступить к строительству   пришло  в 2011 году, когда Мильграм стал вице-премьером. В список,  названный «Мои проекты», Борис Леонидович вновь с присущей ему настойчивостью  внес проект строительства этого совершенно ненужного краю объекта, передав кураторство над ним Анастасии Ефремовой. Но до строительства не дошло, осуществить его помешала пермская общественность, возмутившаяся планами  возведения иудейского храма в Первогороде, в историческом центре Перми.

      Роман ЮШКОВ, руководитель Пермского регионального правозащитного центра:
     – Это хамство по отношению к традиционной пермской культуре. Нельзя в  историческом центре Перми – рядом с храмом Петра и Павла – ставить иную конфессиональную постройку. Безусловно, вице-премьер краевого правительства Борис Мильграм, являющийся прихожанином синагоги, злоупотребляет своей властью, лоббирует интересы своей общины «Хабад Любавич», и пермяки не должны этого допустить. В Перми живут разные народы и существуют разные религии. Мы их уважаем. Но исторический центр Перми – православный, и это надо чтить.

      Хасиды и их высокопоставленный прихожанин Мильграм вынуждены были на время отступить. Строительство синагоги, затеянное Мильграмом,  и в самом деле хамство, ведь министр культуры не желает знать , что такое исторический центр некогда русского города.Не желают этого знать и помогающие ему в строительстве кореши из администрации.  Хочу обратить внимание читателя на один очень интересный момент. Где сейчас  запроектированная Юрием Купером прогулочная зона и музей под открытым небом, которые должны были  стать  подлинным историческим сердцем губернского города? Их нет, потому что  Мильграму они были нужны как прикрытие для строительства синагоги.  После того, как строительству  не дали хода, ни бывшему министру культуры Мильграму, ни вице-премьеру Мильграму музей стал не нужен.
      В  2012 году в связи с отставкой со своих постов Олега Чиркунова и Бориса Мильграма, этих главных еврейских зодчих Прикамья, в жизни пермских хасидов наступило затишье. Но оно было обманчивым. Желание серьезно обустроиться на Урале, в самом центре России, по-прежнему владело умами и сердцами прихожан движения «Хабад Любавич», и работу в этом направлении – как выясняется сейчас – они вели непрерывно. К активным же действиям перешли в начале 2013 года   

                ЧАСТЬ II   
                (документальная)               
                Боруховы  единоверцы и власть

     Много мероприятий мы проводим в театре кукол, например, в прошлом году отмечали Пурим — это очень веселый и смешной праздник. И впервые театр приготовил для нас спектакль по рассказам об этом празднике, это было очень интересно. Зал был буквально переполнен и спектакль всем понравился. 
                Залман Даич 30 января 2008

     Еврейская община Перми впервые за последние 100 лет получила собственный свиток Торы.  ПЕРМЬ, 11 марта 2008 (АЕН)
      В воскресенье еврейская община Перми отпраздновала знаменательное событие – внесение нового Свитка Торы в общинную синагогу.
      В три часа дня в городском театре кукол на церемонию дописания Свитка Торы собрались сотни членов общины и многочисленные гости.
Все 12 спонсоров нового Свитка – местные евреи, деятели культуры и бизнесмены, один за другим поднимались на сцену, где каждому из них предоставлялась честь написать одну букву в Свитке.
     "Для нас очень важно сохранять и развивать в городе еврейскую религию и культуру, – заявил в интервью раввин Залман Дайч. – Завершение написания и внесение нового Свитка Торы – это большое событие не только для общины, но и для всего региона.
     Приятно осознавать большую поддержку в проведении священного праздника со стороны местных властей, которые помогли нам сегодня провести мероприятие согласно национальной традиции – с факельным шествием, духовым оркестром и танцами".

      С 1 по 9 декабря 2010 года евреи всего мира будут отмечать  праздник  Ханука. По сложившейся в последние годы доброй традиции, в нашем городе на Октябрьской площади, а также перед Пермским государственным театром кукол устанавливается Менора (Ханукия), которая стоит там на протяжении 8 дней праздника Хануки.
 
     Пермские евреи отметили Пурим.
      25.02.2013, 17:31 Культура
      Маскарад, танцы и лехаим – пермские евреи отметили свой самый веселый праздник Пурим. С каждым годом он приобретает все больший размах…   В последние годы праздник стал особенно заметным и громким. Он проходит в театре кукол с привлечением профессиональных музыкантов и актеров. Это в немалой степени заслуга раввина Залман Дайча. 

       В еврейской общине «Хабад-Любавич» 10 марта 2013 года прошёл праздник, посвящённый внесению нового Свитка Торы, подаренного гражданами США, горскими евреями Робертом и Авиталь Ягдаровыми в честь владельца пермского рынка «Гача» горского еврея из Азербайджана Шемтова Биняминова и его семьи. 
      Праздник начался в Пермском театре кукол. Здесь известные пермские хасиды и приглашённые из других городов России и из-за рубежа единоверцы вписали в новую Тору по одной букве – всего 20 букв…   
      Свои буквы в Тору вписали и традиционные участники церемонии Борис Мильграм и Владимир Гурфинкель.
      После внесения в Тору последних 20 букв пермские евреи прошли шествием по улице Сибирской до Еврейского общинного центра «Хабад-Любавич» (ул 25-го Октября, 43). Кстати, главный раввин Пермского края Залман Дайч настаивал на том, чтобы Сибирскую на время шествия полностью перекрыли, мотивировав это канонами, которые не допускают, чтобы навстречу Свитку осуществлялось какое-либо движение. Однако администрация Перми предложила компромиссный вариант, в результате для движения была перекрыта только одна полоса проезжей части.
               Евреи перекрыли центральную улицу Перми.  http://prm.ru/perm/221852

      Прежде чем предоставить слово известному экономисту Михаилу Делягину хочу обратить ваше внимание на факт, который у меня вызывает недоумение. Как случилось, что в миллионном многонациональном городе муниципальное учреждение культуры «Театр кукол» – которое должно быть равноудалено от всех конфессий – стало, по  сути, учреждением культовым? Что это за  государство, в котором боятся (возможно, и небезосновательно), что преподавание основ православия в школе превратится в пропаганду православия, но не боятся устраивать  иудейские праздники в театре, предназначенном для самых маленьких? Это – государство-наперсточник: запрещая (и совершенно  справедливо запрещая) девочкам-мусульманкам носить в школе хиджабы, оно позиционирует себя как светское, а позволяя мужикам в ермолках из года в год отмечать еврейские праздники в детском театре – как толерантное.  Допускаю, что хасиды используя театр для своих нужд платят большую аренду. Но почему театр не сдается в аренду буддистам, приверженцам даосизма,  зороастрийцам?  Тут-то где толерантность? Ещё большее недоумение вызывает, то, что подобные безобразия происходят при попустительстве и городских властей, и учредителей Пермского театра кукол.

       Михаил Делягин, экономист:
       – Помимо демонстративной враждебности "еврейских ваххабитов" к России, которая почему-то не вызывает никакой ответной реакции у ее руководства, стоит обратить внимание на странные религиозные приоритеты властей Перми. Дело в том, что великолепная художественная галерея города находится в здании кафедрального губернского собора. Формально вопрос о его возвращении РПЦ решен, но на деле этого не происходит, так как галерее просто некуда переехать. Надо отдать должное: в отличие от иных регионов в Перми православная церковь уважает чувства атеистов и верующих иных конфессий, нуждающихся в одной из лучших в России  художественных галерей и не занимается разжиганием потенциального конфликта… Однако, проблема остается, и тем страннее позиция городских властей, которые, выбирая между предоставлением земли под новую художественную галерею (то есть, по сути, возвращением собора РПЦ) и под синагогу любавичских хасидов делают  однозначный выбор в пользу «еврейских вахабитов»…
…Вместо этих феноменальных льгот и послаблений следовало бы всерьёз рассмотреть вопрос о полном запрете деятельности секты любавичских хасидов на территории России в связи с не скрываемой её лидерами враждебностью к России, выразившейся в судебном процессе против нашей страны, и в её очевидно фундаменталистском характере...

      Накануне состоялись общественные слушания по вопросу о предоставлении в пользование земельного участка на Разгуляе  иудейской общине «Хабад Любавич».
Собрать общественные слушания было предложено из-за широкого общественного резонанса, вызванного сообщением о передаче немногочисленной хасидской общине участка земли для постройки центра иудейской общины. Полемика усиливалась теми фактами, что «Хабад Любавич» не является ортодоксальной еврейской общиной.
Открыл слушания лидер пермской общины хабадов Залман Дайч, который представил проектный план постройки еврейского центра на обсуждаемом земельном участке, а также обосновал необходимость возведения здания и его значимость для развития религиозной общины в будущем. В планируемом четырехэтажном центре, полезная площадь которого составляет 3654 кв. м., предлагается разместить помещения национального культурного образования (школу и детский сад), а также синагогу.   Также Дайч не исключил, что в здании, возможно, будут устроены кошерный магазин, кошерный ресторан и два раздельных бассейна для мужчин и женщин, что соответствует традиции общины. Отметим, это здание планируется возвести на земельном участке площадью 0,5 га.  Дайч отметил, что центр не нарушил бы виды исторического центра Перми.
      Ему возразил Председатель Пермского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Лев Перескоков: «Пересечение Клименко и Пушкина— историческое ядро Перми. Возведение такого центра противодействует логике строительства города и нарушает взаимодействие исторических доминант. 
                Судьбу строительства центра «Хабад Любавич» решит Анатолий Маховиков   
                03 июля 2013 16:0http://www.newsperm.ru/novosti/society/2013/07/03/

       Доцент ПГНИУ Роман ЮШКОВ «Хасиды и Разгуляй»
       В минувший вторник в Перми прошли публичные слушания по вопросу строительства синагоги еврейской общины Хабад Любавич 
       Все присутствовавшие на мероприятии пермяки, а их набралось под сотню, сказали проекту своё единогласное и решительное: «Нет». 
       Аргументы против строительства хасидского общинного центра вполне очевидны. Кадастровая стоимость этого участка площадью 0,5 гектара, на котором планируется поставить 4 — 5-этажное здание — 44 миллиона 250 тысяч рублей. Рыночная стоимость ещё выше. При этом община планирует дополнительно перезонировать и освоить ещё и участок по соседству, относящийся уже к рекреационной зоне Р-2, то есть к территории общего пользования. Таким образом если планы хабадников реализуются, то они бесплатно получат 1,2 гектара муниципальной земли в историческом центре города. Роскошный подарок для радикальной религиозной секты от хлебосольных пермяков, не так ли? Руководство Хабада, заседающее в Нью-Йорке и занимающее агрессивную антироссийскую позицию, должно быть очень довольно.
       Вот некоторые цифры. Всех евреев в Пермском крае по последней переписи 1860 человек. При этом большинство из евреев нерелигиозны. Значительная же часть религиозных ходит в традиционалистскую историческую иудейскую синагогу на Екатерининской. 
       Пермская община Хабада очень малочисленна. На среднее богослужение приходит 10-12 человек. В шабат больше, аж до 50.  … Спрашивается, зачем маленькой, жёстко изолированной от мира окружающих гоев общине такие огромные площади и такая этажность здания? Уверен — чтобы сдавать в аренду под офисы, открывать рестораны и всеми прочими средствами делать деньги. Отчего бы не поживиться на лохах, которые отдают своё? 
Абсолютное большинство высказавшихся на слушаниях и в Интернете жителей Перми, сотрудников правоохранительных структур, работников краевой и городской администраций против реализации хасидских планов на Разгуляе. Единственным противовесом является настойчивое давление, которое российский Хабад Любавич и лично израильский миллиардер Леви Леваев оказывают на губернатора Виктора Басаргина. Скоро мы узнаем, насколько податлив наш региональный лидер.   
                Газета Звезда  05 июля 2013

      Денис Галицкий: «Религиозная община может просто купить участок». 
      Член комиссии по землепользованию и застройке Перми Денис Галицкий будет голосовать против предоставления еврейской общине «Хабад Любавич» земельного участка на Разгуляе для строительства синагоги. Однако позиция блогера основывается не на религиозных предпочтениях или оценке деятельности общины. Об этом он сообщил в своем блоге.
      Галицкий отметил, что нельзя бесплатно предоставлять земли в центре города для любых религиозных общин. Земельных участков в центре почти нет, если землю все-таки предоставить, другие религиозные организации тоже захотят получить территорию в центре Перми, а всем места не хватит. В краевом центре еще не было случаев, когда конфессии для строительства бесплатно предоставляли площадь. Все религиозные объекты в городе – возвращенные после перестройки.
       Денис Галицкий: «Нельзя бесплатно предоставлять религиозным общинам земли на условиях, позволяющих использовать их для коммерции. В зоне Ц-2 огромный список коммерчески выгодных видов использования, поэтому нет никаких гарантий, что выстроенный «религиозный объект» не будет совершенно законно приспособлен под торговый центр, банк или фитнесс-клуб. Религиозным общинам предоставлять бесплатно землю можно только в зоне ЦС-4 «Зона религиозных объектов», не позволяющую вести коммерцию».
       Денис Галицкий: «…Если община претендует на место в центре города, то у неё есть возможность просто купить понравившийся земельный участок…».
                Не секретно 09.07.2013, 10:57 http://nesekretno.ru/social/13998/

      Закончу статью следующими соображениями. Соображение первое. В прошлом 2012 году покидая пост вице-премьера, Мильграм в своем блоге поделился с пермяками  «радостным» известием – заступивший на губернаторский пост Виктор Басаргин пообещал  ему, Мильграму, продолжить все его проекты. И судя по тому, что любавичским хасидам под здание культурного центра (то есть, синагоги) того и гляди выделят огромный кусок земли в центре города – Басаргин свое обещание держит. Соображение второе. Борух Мильграм конечно же прав, заявляя о том, что люди притесняемые, изгоняемые, скитающиеся по пустыням – другими словами, люди страдающие  –  становятся лучше, умнее, талантливее. С одной оговоркой: они становятся просто «лучше», а не «лучше других» – как утверждает он. В развитие этого тезиса можно с полной уверенностью сказать, что когда страдания заканчиваются – а заканчиваются они, когда «либералы» дают исстрадавшимся карт-бланш – лучшие, умнейшие и талантливейшие моментально становятся худшими, тупейшими и бездарнейшими. Соображение третье. Власть  должна понимать, что нельзя быть либеральной по отношению к своим и заниматься чистками в отношении всех остальных. Если же это происходит, то выхолащивается егосновной принцип либерализма: принцип верховенства закона над волей правителей и равенства всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния.   

        [1]Тем, кому мои умозаключения о шовинизме Бориса Мильграма покажутся безосновательными, предлагаю рассмотреть вариант, о котором  пишет З. Фрейд: «…Каждому хотелось бы считать себя «исключением» и претендовать на преимущества перед другими людьми. Но именно поэтому необходимо особое, не всегда имеющееся обоснование, если больной в самом деле объявляет себя исключением и соответственно ведет себя… В исследованных мною случаях удалось показать общую особенность прежней судьбы больных: их неврозы происходят из относящихся к первым годам детства переживаний или недугов, которые они считали незаслуженными и могли расценивать как несправедливый ущерб их персоне: «Жизнь обязана мне за это вознаграждением, которое я возьму сам. Я претендую на то, чтобы быть исключением и не обращать внимание на опасения, стесняющие других людей. Я вправе творить даже несправедливость, ибо несправедливость была совершена со мною…». Не буду <- - - - ->  вдаваться в напрашивающуюся аналогию между аномалиями характера после многолетней детской болезненности и поведением целых народов с мучительным прошлым». («Семейный роман невротиков». «Азбука» 2012, С.-П. Стр. 53- 56.)