Аватара бога Вишну

Виктор Грецкий
Вот уже полчаса  Лев Валерьянович Ко’зел сидел на своей кровати в позе «полу-лотоса»  и делал вид, что  медитирует. Одновременно он, чуть-чуть приоткрывая то  левый, то правый глаз, внимательно следил за поведением больных в палате, ибо та дисциплина, которую он им «привил» последние дни, сейчас уже не могла снести никаких ее нарушений. Каждый нарушитель строго карался Левушкой и наказывался лишением ужина, а то и завтрака в пользу Льва Валерьяныча,  так как аппетит у него последнее время был о-го-го  какой.

Больные   во избежание  неприятностей отложили все шумные игры и нехитрые развлечения и  занимались делением живота в карты, тоже, впрочем, не на простой интерес. Надо сказать, что   с приходом  в  отделение Левушки   и прекращением им голодовки,  их жизнь сразу стала как то,  если не сказать что веселее, то уж разнообразнее – это точно.

Левушка, прочитав неделей ранее не весь откуда попавшую к нему  брошюрку с описанием жизни Шри Рамакришны, явившимся (как  узнал из этой книжки Валерьяныч) ни кем иным,  как аватарой бога Вишну, в последующем обещавшим воплотится где-то на Западе, вдруг, почувствовал как дух Рамакришны с каждым днем все крепче и крепче проникает в его сознание.

– Так это что тогда получается? Теперь я аватара бога Вишну?  А почему нет, – ловил  себя Левушка на этой мысли, особенно в  минуты своей медитации, – чем Россия не Запад, по крайней мере,  до Урала.

Из прочитанного ему в память особенно запала  одна фраза, в которой говорилось: «Согласно ортодоксальному индусскому мнению Бог, воплощенный в земное существо, все время полностью  осознает свое божественное и потому, чтобы он не делал – это для него своего рода игра – ЛИЛА».

Вот этой самой игрой Левушка и увлек себя по самое никуда. Да, что там себя, ему удалось подсадить на эту веселую игру, практически, пол отделения. И все работающие в отделение врачи не переставали удивленно наблюдать за теми позитивными изменениями, которые происходили с их постоянными клиентами. У многих из них, вдруг, стала пропадать депрессия, в комнатах   то там,  то здесь раздавался веселый смех, что раньше происходило крайне редко и являлось скорее признаком повышенной возбужденности, нежели уступками больному  со стороны его злейших врагов – депрессии и апатии.

– Исаев,  к Главному срочно, – в палату заглянула Аська и, найдя взглядом Левушку, сделала страшные глаза.
– Уже бегу, моментально соскочил  с кровати Козел и сделал вид, что галопом несется к выходу  из палаты, оставаясь,  тем не менее,  на месте. Больные дружно заржали.

– Я не шучу, придурок, – посуровела Аська. – Или хочешь, что б я тебя шваброй подгоняла?
– Да иду,  иду уже, – примирительно просопел Левушка. – Вот ты, мама Ася, вообще Рамакришну не уважаешь.
– Какую еще такую Раму? – не поняла уборщица.
– Какую еще такую Раму, – передразнил ее Козел. – Раму, который сказал:  «Люби, мам Ась, все остальное приложится», а вот у тебя с любовью, похоже, совсем плохо.

– Я вот  щас как тебя с любовью провожу шваброй, – угрожающе шагнула в его сторону Аська. – Потому-то я здесь уже  тридцать лет и работаю, голубок, что мне все вы с вашей любовью и  с вашими плоскими шутками побоку, а иначе бы я уже давно среди вас, вот тут, местечко себе забронировала,  – бросила Аська напоследок и, окинув больных суровым взглядом,  вышла.

Козел залез в свои растоптанные, на два размера больше тапочки, и в развалку направился в сторону кабинета начальника  отделения.

– Вызывали,  Николай Александрович? – просунул он голову в кабинет Главного.
– Заходите, заходите, садитесь, – дружелюбно,  показывая  на стул,  пропел Главный.   –  Может чайку? Я добр сегодня как нас  бог, – Бердяеву  стало весело от такого придуманного им  экспромтом  сравнения.

– Доктор, а с чего Вы взяли, что нашим миром управляет добрый бог? – Лев Валерьянович вальяжно развалился на предложенном ему стуле,  небрежно забросил  нога на ногу и принялся   внимательно рассматривать верхнюю  часть  бронзовой статуэтки Нефертити,  стоящей в правом углу бердяевского  стола.

– Насколько я понимаю, Ваша точка зрения по этому вопросу  является абсолютно не ангажированной, потому как  лично  я  не вижу здесь с Вашей стороны никакого  интереса заниматься перетаскиванием одеяла на себя.  Ведь Вы же, доктор, как я понимаю – атеист?

– Неправильно понимаете,  –  Бердяев быстро окинул стол взглядом в поисках сигарет.
– То есть как это, не правильно?
– Очень просто, уважаемый Лев Валерьянович, –  Бердяев,  наконец-то,   заметил спрятавшиеся под бумажной кипой  с незаконченной  статьей сигареты и закурил.  –  И,  заметьте,  никогда таковым не являлся, а сколько себя помню, во всяком случае,   всю свою сознательную жизнь, стоял на позициях  деизма  в вопросах, касающихся  бога и  сотворения мира.

– А-а-а, ну-да, ну-да...  о чем  эта Ваша  статья?  Вы позволите?  –  Козел  взял верхний лист и бегло прочитал вслух первую  попавшуюся ему на глаза строку:  – ... вопрос  в том, как глубоко мы намерены проникнуть в кроличью нору? Определение связи  между наукой и духовностью  (если хотите религией)   с учетом последних открытий в субатомном мире  – вот основной  вопрос,   на который человечество  уже в начале   XXI века  обязано  найти ответ.

– Умно, умно, доктор, как всегда по одной строчке вижу, что Вы проникли в самую суть вопроса. С интересом прочту, как только Ваш опус увидит свет,  – кивнул Лев Валерьянович на кипу бумаг на столе. – Так Вы мне неразумному  объясните,  чем же Ваш деизм отличается от атеизма?

– Ну, батюшка, … хотя извольте, если,  конечно,  это не риторический вопрос с Вашей стороны. Деисты верят в бога как творца Вселенной,  который в последующем не вмешивается в закономерное течение ее  событий.  Бог  действует  только в начале и в конце мира.

При этих словах Бердяева  Козел нервно расхохотался.
– Конечно же, уважаемый Николай Александрович, вопрос был риторическим, но я,  тем не менее,  благодарю Вас за ваш ответ.  Не обижайтесь, доктор,   но позиция деистов мне кажется  даже    более жалкой и ничтожной,  чем   позиция агностиков, которые дождавшись уже таких времен, когда мы проникли, практически,  на самые окраины  Вселенной, не могут определиться в своем отношении  к Богу. Мол,  может,  есть он – Создатель а, может,  и нет его. По крайней мере, пока  нам не хватает знаний для точного понимания этого вопроса.

– Позвольте, господа, какие знания вам еще необходимы?  –  Козел театрально забросил правую ногу на левую и потянулся было к пачке,  но  по-видимому,  в последний момент передумал, поняв, что сигарета может затуманить ему мозги и он,  опять запутавшись  в хитросплетениях своих мыслей,  и в этот раз так и не выведет на чистую воду  начальника психоневрологического отделения,  который вот уже в третий раз приглашал Льва Валерьяновича для проведения подобного рода бесед в свой кабинет.

– Наверное, решил докторскую на моих умозаключениях писать, – весело подумал Козел и  решил проверить Бердяева, чтобы  убедиться в правоте своей догадки.
– Так вот, что я Вам хочу сказать, профессор, – он умышленно чуть выделил обращение «профессор»,  незаметно глянув при этом  на Бердяева. От такого обращения по лицу  Николая Александровича проскочила едва заметная самодовольная улыбка.

– Понятно, – подвел черту под своими наблюдениями  Козел.  – Спит и видит себя доктором психологических наук, а тут такой материал…,  ну что ж давай побеседуем.
– Хорошо, однако,  устроились,   –  угрюмо  подумал Козел  не только о  Бердяеве, но  и о всех его единомышленниках. – Родил  папа ребеночка, а дальше,  мол,  сам как хочешь,  так и  кувыркайся,  а я  тут ни при чем, приду только,  когда наступит время судного дня.

– Так вот, что я Вам хочу сказать, – повторил он еще раз. – Ваша деистическая позиция, относительно  бога для меня является еще более предательской  и ренегатской, нежели позиция агностиков  и  даже  атеистов.  Последние,  по крайней мере,   смело и открыто  со всей своей пролетарской ненавистью, бросая вызов и богу и всем верующим в него заявляют – бога нет! И если вы с нами  не согласны,  докажите  обратное.  А что вы? Чему вы учите людей и куда вы их ведете,  если вы признаете Творца, но полностью снимаете с него всю ответственность за свое  детище? Да еще и пытаетесь утверждать, что он у вас представляет само Добро.

– Ну, это  не только мы, – вяло попытался сопротивляться напору психа Николай Александрович, про себя чертыхаясь. Впопыхах   он забыл включить на запись диктофон, специально приобретенный им для таких разговоров с больными, и теперь понимал, что  после  его окончания  ему придется, как минимум, в течение часа воспроизводить  по памяти на бумаге их беседу,  чтобы  сохранить для себя  все самое интересное.

– Все  современные религии   мира и большинство философских течений и доктрин указывают на управление Вселенной добрым божеством, несмотря на присутствие  в мире Зла.  Практически,  все признают  бога, как абсолютное Добро, снимая с него всякую ответственность за наличие Зла. Поскольку мир сотворен богом, то он совершенен и является лучшим из возможных миров,   в котором все,  включая Зло,   к лучшему. И само Зло является в нем неизменным спутником и необходимым условием   Добра для блага человека.

– Ну, полная чушь, профессор, – засмеялся Козел,  вдруг, отчетливо почувствовав себя  Рамакришной. Он даже откуда-то со  стороны несколько секунд смог разглядывать свой новый образ.
– Что простите? – не понял доктор.

– Полная чушь, все то,  что Вы сейчас мне  только что сказали. Нет, ну я понимаю и еще могу согласиться с Вашим, так сказать,  полным тезкой, относительно того , что  Зло имеет место быть. Оно должно быть прожито и испытано и через это самое Зло, что-то человеку так же открывается в этом мире. Оно есть тоже суть, но то,  что Вы сейчас говорите доктор – это уже из ряда вон.

– Ведь что получается из Ваших слов? Так ведь любое Зло можно оправдать и ввести его в рамки само собой разумеющихся  и  даже вполне полезных и необходимых  для блага человека дел. Ведь так Вы, доктор, договоритесь до того, что начнете утверждать, что все то Зло в лице  Гитлера  и  последней   мировой бойни с ее концлагерями и душегубками  были посланы  человечеству  во благо?

– Я этого не говорил, – испуганно поднял обе руки вверх, будто бы хотел  сдаться  в плен Козелу,  Бердяев.
– Да как же не говорили,  открутите назад  запись,  проверьте себя, – засмеялся Лев Валерьянович, указывая на приоткрытый ящик рабочего стола.
Бердяев густо покраснел: – Откуда  паршивец  догадался, что я записываю разговоры? – но отпираться не стал.

– Да, не включил я сегодня диктофон, –  глубоко, с разочарованием вдохнул он, вынимая выключенный аппарат из стола.
– Так включите, профессор, – расхохотался  Лев Валерьянович, видя какой эффект произвела на Бердяева его догадка относительно диктофона. – Вам ведь эти материалы могут пригодиться при написании докторской диссертации? Ведь так, профессор? – он опять сделал ударение на слове профессор, но доктор, похоже, был так разочарован, что уже не обращал на это приятное для него слово  никакого внимания.

– А можно? Вы не возражаете? А то, знаете ли,  не все больные соглашаются на такое действие. Понимаете ли, говорят, что  это нарушает их права и свободу.
– И они правы, доктор, потому как Свобода –  выше всего. Если хотите, скажу только Вам и то по большому  секрету, – при этих словах Левушка,  сделав таинственное лицо и оглянувшись по сторонам (а не подслушивает ли кто-нибудь, ненароком,  их разговор),  понизив голос, торжественно произнес, –   она  даже выше бога, доктор.

–  Только Свобода дает право  выбирать между Добром и Злом, между Светом и Тьмой.   И только благодаря  Свободе,  бог и  человек, которые в конечном итоге, по моему глубокому разумению, являются не чем иным, как единым-целым,   делают  свой  окончательный выбор. И  никто, Вы слышите меня, доктор,  никто не в силах помешать   им в этом.

–  Вы  пытаетесь доказать мне,  что наш бог от рождения добр. А  Вы понимаете, что  сделав бога таким вот добряком,  ответственным только за сотворение  мира,  Вы тем самым  лишаете  его главного  –  свободы выбора,  а вместе с ней и  постоянной ежесекундной,  если хотите,  ответственности за свое творение.

– Уважаемый, доктор, поверьте мне, что выбор здесь только за Создателем и никакие высказывания сторонних лиц, заверения или даже принуждения   в том,  что наш бог является самим Добром, или напротив – самим Злом,   не заставят его принять это, потому что в этом случае он  теряет главное. Он теряет – Свободу.
–  И если   созданный богом мир – это что-то осязаемо материальное, то тогда можно сказать, что  Свобода – это  Ничто. Она Премирна,  она  находится  над божьим   творением,   и потому  не подвластна богу.

–  Вот Вы думаете, что если я нахожусь здесь,  в Вашей филармонии,  я не свободен, я ограничен  во времени и скован  в пространстве?  О,  как Вы ошибаетесь, доктор, если Вы так считаете! Как Вы глубоко ошибаетесь!  Никто! Вы слышите,  никто, даже Бог,  не в силах  лишить меня   Свободы!
– Успокойтесь, голубчик, успокойтесь, – Бердяев по-дружески похлопал по плечу психа, пытаясь привести его в обычное состояние своей уравновешенностью и ласковыми словами.

–  Никто не посягает на Вашу свободу, я Вас уверяю,   –  а про себя подумал, – да,  о какой свободе можно говорить в дурдоме,  когда здесь на всех окнах решетки и при малейшем проявлении больными инакомыслия или нарушения установленных порядков,  тебя тут же привязывают к кровати?

  – Поразглагольствовал бы ты у меня так, если бы я тебя сам не пригласил к себе на беседу, – улыбаясь Козелу,  подумал он про себя,  но вслух озвучивать свои мысли не стал, видя в какое возбужденное состояние пришел больной, как только вопрос  коснулся Свободы.
– Прямо как за мать родную пошел в рукопашную, – улыбнулся еще раз Бердяев, заглядывая в глаза Козелу, и пытаясь  по ним распознать его психическое состояние.

– Да, Вы исправляйте свою ошибочку-то, исправляйте, не стесняйтесь, – нервно подергивая ногой, и переведя сердитый взгляд с  Бердяева вновь на Нефертити, уже нормальным голосом произнес  Козел.

На лице Бердяева застыл немой вопрос. Лев Валерьянович, видя, что Главный не понимает уже о чем это он,  указательным пальцем показал на его диктофон.
–  Хотя…, – псих глянул на часы, висевшие на стене кабинета,  и озадаченно перевел взгляд на доктора, –  приемное время, однако, через пять минут. Клавдия тут ко мне обещала сегодня  прийти, харчишки домашние принести. Так сказать подкормить чуток, на Вашем-то питании  того и гляди кони бросишь. Может,  отложим разговор на потом,  доктор?

– Да-да, Вы правы, голубчик, – засуетился Главный, вспомнив про приход Клавдии. Он живо себе представил  ее могучие телеса,  и в нем  тот час же взыграла Свобода мужского  начала.
 – Давайте  отложим, но я Вам все же скажу, Вы не правы, голубчик, ой,  не правы тут! – Главный, глянув на Левушку и прекрасно   поняв его чувства и мысли, не стал больше донимать его своей болтовней.

 Первым  заметив  стоящую,  как Родина-мать,  Клавдию Ивановну, он молча   развернул  на нее  Козела  и,  не выпуская его руку,  прямиком, млея и краснея,  направил его вместе с собой к тетушке.

#http://www.proza.ru/2017/04/30/124