Сказка63 для любимой Отдай то, что дома не оставил

Владимир Мазурин
(по мотивам белорусской народной сказки "Отдай то, что дома не оставил")

Охотник угодил в трясину.
Погрязнув в ней наполовину,
Он стал на помощь звать кого-то.
Но кто гуляет у болота?
И всё же помощь подоспела -
Седой старик с бородкой белой.
Сказал он тонущему: - Ладно,
Спасу тебя, но не бесплатно.
Отдашь мне то - цена простая -
Чего ты дома не оставил.
Задумался охотник было:
- Оставил всё, что сердцу мило...
Да о торговле нет и речи,
Когда увяз уже по плечи.
На кожи буйвола огрызке
Он кровью написал расписку.
Когда ж домой он воротился,
Узнал, что сын у них родился,
В семье, до этого бездетной,
И грустью загрустил конкретной.

Хоть рос как на дрожжах сыночек,
Отец ходил мрачнее ночи.
И как-то, юношей став взрослым,
Сын подошёл к отцу с вопросом:
- Что так гнетёт тебя, печалит?
Отец ему и отвечает:
- Запродал я, сынок мой милый,
Тебя в расчёт с нечистой силой.
- Коль так, пора мне в путь неблизкий.
Останусь жив - вернусь с распиской.
Взяв лук и стрелы, хлеб и воду,
Тотчас отправился в поход он.
В пути привал устроил где-то,
Любуясь красотою лета,
Чтоб хлебом-солью подкрепиться,
Да ключевой воды напиться.
Двенадцать уток пролетало.
Одна от остальных отстала.
И коршун стал над ней кружиться,
Готовясь кровью поживиться.

Взяв лук с тугою тетивою,
Пронзил он коршуна стрелою.
А утка наземь опустилась
И девицей оборотилась.
- Спасибо, добрый мой спаситель!
В какую держишь путь обитель?
- Расписка спать отцу мешает
И жизни радостей лишает.
- Усадьба панская - обитель.
А твой хозяин - мой родитель.
- Я - Янка. А тебя звать? - Кася.
И взмыла, в утку обратяся.
Пошёл он в сторону полёта
И вскоре постучал в ворота.
Тут вышел пан в заморском платье:
- Чтобы расписку смог отдать я,
Ты срок положенный отслужишь.
Всё выполнишь - сдержу я слово.
А коли слабость обнаружишь,
То кожу я сдеру с живого.

- Что ж, коли так - давай работу!
- Вон озеро за домом видишь?
Напёрстком вычерпаешь воду
И дно сухим песком засыплешь.
Черпал-черпал, а толку нету.
Ведь то не озеро, а море.
И к вечеру, заплакав с горя,
Пошёл он к Касе за советом.
Она жила в отдельной хатке.
В хлеву - сказать вернее даже.
Держала падчерицу матка
От дочерей родных подальше.
- Сними усталость сном целебным.
Глядишь, к утру совет найдётся.
Взмахнула прутиком волшебным -
И к ней явились тридцать хлопцев.
Всю ночь старались те до пота.
А Янку разбудила рано:
- Иди, сдавай работу пану.
Пан глянул - чистая работа.

- Коль будешь так стараться, точно, -
Сказал колдун с довольным видом, -
Расписку я верну досрочно
И дочку за тебя я выдам.
Такой дворец построй ты за ночь,
Как дней в году, чтоб было комнат,
Чтоб небосвод в них потолком был,
На нём вставало солнце рано.
И речка с чистою водою
Вокруг дворца чтоб протекала,
Над мостовиной золотою
Цветами радуга сверкала.
И распрощалися на этом.
Нечистой силой озадачен,
Он снова к Касе за советом.
А кто б помог ему иначе?
- Ты по двору ходи весь вечер,
Как будто место выбираешь.
Ты моего отца не знаешь.
Невесту выбирать не легче!

Нас у отца двенадцать дочек,
Все - волос в волос, голос в голос.
Заметишь ты, что уколола
Себе я в волосы цветочек.
Когда же выбор повторится,
По просьбе ревностной старухи,
Назойливая закружится
Над головой моею муха.
А если сделать пан предложит
И третью выбора попытку,
Тебе узнать меня поможет
На пальчике-мизинце нитка.
Он походил, пока стемнело,
И спал до зорьки как убитый.
А хлопцы вновь взялись за дело -
Дворец сваяли знаменитый.
Вот пан дворцом залюбовался:
- Ты славный мастер оказался!
В подарок будущей невесте
До свадьбы ты коня объезди.

Пришёл весёлым Янка к Касе:
- Расписку пан отдать согласен,
И дочку в жёны даст на выбор.
И за пустяк, как за спасибо.
По силам мне задача третья -
Коня ретивого объездить.
- Отец мой не такой уж добрый.
Коня объездить ты попробуй!
Конём ведь сам хозяин будет!
А утром рано Янку будит:
- Возьми вот прут железный ладный
Да меж ушей хлещи нещадно.
Конь на дыбы вставал, брыкался,
В яры глубокие спускался
И выше леса поднимался,
Но всласть прута отведав, сдался.
Да по полям и по оврагам
В конюшню воротился шагом.
А Янка своего добился -
И богатырским сном забылся..

Наутро пан отдал расписку,
В ряд дочерей поставил близко,
И как тут мачеха не злилась,
Но Кася избранной явилась.
Предвидя мачехи расправу,
Сбежали ночью Кася с Янкой
Гонцов с приказом пан отправил
Доставить беглеца с беглянкой.
Когда была погоня рядом,
Те стали пастухом с овечкой,
Потом садовником и садом,
А после - селезнем и речкой.
К отцу и матери явились,
Сыграли свадьбу, ели, пили,
Гостей желанных угощали,
Подарков много получали,
Весёлых много спели песен.
И больше всех отец был весел...
- А в чём урок? - ты не спросила.
- А в том, что двое - это сила!