Зловещие фотографии

Александра Соловонга
Один мой знакомый страшно не любит фотографироваться. Стоит только навести на него объектив, как он категорично машет руками, отворачивается, а однажды даже показал фотографу фигу. Вначале я решила, что он стесняется своей внешности, надо сказать, вполне симпатичной. Ну, мало ли у кого какие комплексы, думала я, но показывать комбинации из трёх пальцев в приличном обществе не принято, и я вызвала его на разговор. По секрету мой приятель признался, что боится сглаза. Вот те на, никак не ожидала от него такого, но как оказалось, он не единственный, кто в нашем просвещенном веке боится магии фотографии.

Оживший коллаж
Ольга Семеновна не имела никаких предрассудков насчет фотографий и даже больше, она очень любила фотографироваться, а когда появилось техническое чудо – программа фотошоп, полюбила еще больше. Теперь стало возможным без особого труда разгладить морщинки, подправить овал лица, румянец навести. Особый восторг у Ольги Семеновны вызвала функция, позволяющая делать коллажи. Ей всегда нравилась эпоха рококо, дамы в пышных нарядах, и она давно мечтала увидеть себя в подобном образе. Взяв за основу портрет одной из придворных дам Людовика XV, Ольга Семеновна «приставила» свое лицо вместо красавицы кисти неизвестного художника. Распечатав свое творение в фотоателье, и повесив его в золоченой рамке под стеклом на видном месте в своей небольшой квартирке, она стала подумывать о новых коллажах для родственников и знакомых. Вначале ничего не происходило, кроме восторженных отзывов подруг, но со временем женщине стало казаться, что изображение в золоченой раме шевелится. Вместе с этим здоровье Ольги Семеновны стало ухудшаться. Однажды, когда она лежала на диване после приступа внезапной усталости, её взгляд остановился на фотокартине.  Стекло как будто запотело в левом нижнем углу, опять показалось, что изображение дрогнуло. Ольга Семеновна замерла, стекло продолжало запотевать. Вместе с тем, начало искажаться её приставленное лицо, оно превратилось в страшное, покрытое глубокими морщинами старушечье. От ужаса Ольга Семеновна не могла пошевелиться, она, молча, наблюдала, как стекло полностью запотело, а через несколько минут фото вернулось в обычное состояние. После этого случая Ольга Семеновна сожгла предмет своей гордости и даже думать не хочет о продолжении подобных опытов. Да и фотографироваться разлюбила. Её здоровье поправилось вскоре после уничтожения дьявольского коллажа. Можно только гадать, что это было, козни духа неизвестного художника, мстившего за грубое вмешательство в его творчество или губительная для живого человека потусторонняя энергия давно умершей красавицы? 

Девочка со страшными глазами
В одном семейном архиве была необычная фотография, еще дореволюционная. Перелистывая старинный альбом, Оксана старалась не задерживаться на странице с этой фотографией. На пожелтевшей фотокарточке была девочка лет десяти, с какими-то странными глазами. Оксана всегда боялась встретиться взглядом с девочкой, которая, казалось, смотрит прямо в душу. О ней было известно, что это дочка двоюродной прабабки, фото которой было такого же желто-коричневого цвета и располагалось рядом. Альбом принадлежал Оксаниной тете, которая однажды затеяла ремонт и попросила Оксану временно взять на хранение некоторые вещи, в числе которых был и этот альбом.  Шестилетняя дочь Оксаны любила разглядывать альбом в красивом кожаном переплете, только ей не очень нравилось, что часть фотографий надорваны или помяты, и она решила это исправить: вытащила из альбома все дефективные фотографии и засунула их подальше в ящик стола. Ночью Оксану разбудил детский плач. Вначале она подумала, что заплакала её дочка, но та спокойно спала в своей комнате, а хныканье раздавалось из угла, где стоял письменный стол. Плач прекращался, стоило зажечь свет. Так и ночевали при свете несколько дней, пока к ним не зашла тетя. Та, узнав про «чудеса», творившиеся в последнее время у Оксаны, потребовала семейный альбом, данный на хранение. «Все ясно»,- сказала она, не обнаружив фотографии на своем месте. Оказывается и у неё происходило нечто подобное, когда пытались переставлять фотографии. «Бунтовала» именно девочка со странными глазами. Все прекращалось, стоило вернуть фото на свое место и поместить рядом с фотографией её матери, которая при жизни всегда носила этот снимок с собой. Семейное предание гласило, что это было единственное  изображение девочки, причем снимок был сделан уже после её смерти. Мертвую девочку нарядили, усадили на стул, и сфотографировали… Она была как живая, только глаза фотографу пришлось пририсовывать. Может быть, поэтому снимок и производил такое странное впечатление. Хотя ремонт еще и не был закончен, тетка забрала альбом обратно, чему Оксана была несказанно рада. Одна беда, альбом после этого исчез. То ли украли, то ли случайно выбросили со строительным мусором, то ли просто растворился в воздухе.
Снимки с мертвыми родственниками совсем не редкость для 19 века. В ту эпоху фотография была достаточно дорогой услугой, поэтому и делались снимки не часто. Зачастую получалось так, что фотографии мёртвых были единственными в семейном альбоме.Нередко можно встретить фотографии, на которых запечатлена улыбающаяся мать с мёртвым младенцем на руках.
Еще одна разновидность фотографий 19-го века, производящих странное впечатление – фотографии детей на коленях матерей-невидимок. Непоседливого ребенка усаживали на коленки, маму накрывали тканью или каким-нибудь одеялом, а полученные фотографии впоследствии подвергали ретуши, однако в студиях оставались и неотретушированные изображения, которые выглядят зловеще. 

Это интересно:
Фотография – это изображение, сходное живописному портрету. Существует множество мистических примеров из истории живописи. Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через 3 года после написания портрета без всякой на то причины. Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова “Тройка”. Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику. Репин закончил портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского буквально за день до их кончины. Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом. Преждевременная смерть постигла еще минимум 8 моделей художника. Многочисленные жены Пикассо сходили с ума, вешались и стрелялись. Дожила до счастливой старости лишь одна. По одной из версий, модель Леонардо да Винчи Мона Лиза Джоконда умерла еще до того, как портрет был написан. Жена Рубенса умерла в 35, а дочь - в 12 лет. Герцогиня Альба, позировавшая Гойе, скончалась через 3 года после знакомства с ним. В 30 лет от чахотки умерла и жена Рембрандта Саския. Трое детей художника - персонажи его полотен - скончались в младенчестве.