Сербский народный календарь

Никанорова Ольга
Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим. Человеку тесно жить только в настоящем, Нравственная жизнь требует памяти о прошлом и сохранения памяти на будущее…
Д.С.Лихачев


Наследие народа – язык, устное народное творчество, верования, обычаи и праздники  -  основа национальной культуры и идентичности. Ярким примером неповторимости национальной культуры сербского народа являются традиционные празднования и народный календарь. Традиционная славянская духовность и православие – основа культурной и духовной жизни народа Сербии на протяжении многих веков. 

Сербский народный календарь (Српски народни календар, Свецослов, Месецослов, Обичаjни календар) представляет собой сборник правил, предписаний, поверий, связанных с повседневной жизнью. «Календарь нужен не только для того, чтобы ориентировать нас во времени, но и для того, чтобы дать нам понять, что такое время и что такое память. Календарь – это повествование, в котором объединено предание, мифология и религиозное сознание, этические и этнические особенности, ставшие основой народной памяти. Календарь представляет собой сбор правил и предписаний, календарь разделяет время на единицы : день, неделя, месяц, год. Считается, что слово календарь происходит от латинского calenda, что означает первый день месяца.          Однако существует предположение, что слово календарь происходит от славянского  колодар». (Д.Антонич)

Славяне с древних времен имели весьма точный и разработанный календарь.  Важнейшей особенностью славянского земледельческого календаря была его соотнесенность с кругом сельскохозяйственных работ.  Календарь имел значение справочника-указателя,  порождающего каждодневную практическую реальность народной жизни. Календарь языческих молений слагался их четырех солнечных фаз: зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие. «Годовой языческий цикл складывался из сезонных аграрных обрядов, часть которых впоследствии была приурочена к христианским праздникам».( Б.А.Рыбаков)

Дохристианские представления о  благоприятности  того или иного дня и связанные с ним приметы, соотносились с церковным календарем.  Совокупность представлений, связанных с определенным именем святого  воплотилась в форме примет и поверий, обрядов, праздников и правил. Существовали народные предписания , что следует делать в тот или иной день, чтобы все шло «как положено», «как следует», чтобы продолжалась нормальная жизнь.

«Христианство, энергично потеснившее славянское язычество в сфере народной культуры и занявшее в ней доминирующие позиции, способствовало при этом и известной унификации, и внутренней систематизации языческих верований. Наиболее ярким примером систематизирующего воздействия церковной культуры … может служить соотношение и взаимодействие церковного и народного годового календаря». (Н.И.Толстой)
В сербском народе одновременно  с  церковными праздниками  существует система верований и обычаев, относящихся к тому или иному празднику, которые придают им свои неповторимые черты и особенности. В процессе формирования таких обычаев основой были официальные церковные правила и толкования , однако часто случались и отступления от них, которые так или иначе соответствовали древним верованиям и традициям.

«В годичном календарном цикле сосуществуют две системы духовного воззрения и мироощущения - христианская и языческая - одна, обращенная к небу, божественному началу, другая - к земле, к началу плотскому, к плодам земным, к их изобилию, зависящему, по древним представлениям, не только от человека и Бога, но и от сил сверхъестественных. Эти два мировосприятия и миропонимания сравнительно легко уживались в славянском народном календаре еще и потому, что христианство с его годовыми праздниками побуждало верующих ежегодно переживать в молитве жизнь и страсти Иисуса Христа, а язычество воплощало во многих своих обрядах цикличность природных явлений: возрождение, расцвет, увядание и временная смерть или «засыпание» природы». (А.В.Юдин )
Календарные праздники и торжества являются основой народной жизни. Центральное место в зимнем цикле праздников занимает Божич – православное Рождество.
28 ноября начинается Божични пост, который продолжается 40 дней.
7 января празднуют Божич. Накануне Рождества  отмечают Бадни дан. Обычаи и обряды накануне Рождества представляют собой  церемониал в течение целого дня. Женщины готовят рождественские угощения. Мужчины  рано утром идут в лес или рощу,  чтобы срубить несколько веток или целое дерево. Это может быть дуб, сосна или ель, в зависимости от края или области. Храст – так называется дерево дубовых пород, которое растет в Сербии. В это время года на дереве сохраняются листья, которые засыхают осенью, но не опадают. В течение дня срубленное дерево стоит у порога дома. К вечеру из срубленных веток и деревьев складывают бадняк – поленья, приготовленные для костра. В полночь накануне Рождества  зажигают большой костер.  Огонь горит до утра. Этот огонь называется бадняк, или баднеданска ватра. И хотя многие старинные обычаи  меняются со временем, приспосабливаясь к новым жизненным реалиям, есть и то, что остается неизменным.  Это – праздничный стол. Каждый год на Бадни дан вечером накрывают стол. Трапеза  постная. На столе должно быть нечетное количество блюд, среди которых обязательно  хлеб, соль, жареная рыба, салат из квашеной капусты, фасоль, вино и мед. Каждое из блюд имеет свою символику. Хлеб, рыба. вино и соль  связаны с именем Иисуса Христа, а мед - символ Вечной жизни.

Божич  - это не только церковный , но и  семейный культовый праздник, который отмечают в течении трех дней: 7, 8, 9 января. Утром 7 января повсюду слышен колокольный звон. Во всех церквях готовятся к праздничной службе. Верующие обязательно идут в храм на литургию по случаю Рождества Христова.  Люди приветствуют друг друга со словами: «Христос се роди!» (Христос родился!), и слышат в ответ: «Ваистину се роди!» (Воистину родился!). До дня Богоявления принято приветствовать друг друга этими словами.

22 марта в Сербии отмечают праздник, который называется Младенци. По церковному календарю в этот день чтят память сорока севастийских мучеников, которые пострадали за Христову веру в 320 году. Все эти мученики были молодыми людьми. В переводе на русский младенци значит молодожены. В этот день в Сербии молодые супруги, обвенчавшиеся после 22 марта предыдущего года, принимают в своем доме гостей. Гости приходят с подарками и таким образом помогают молодоженам, которые только начинают совместную жизнь и совместное ведение хозяйства. Молодые жены в этот день особенно тщательно готовятся к приему гостей, желая показать свои умения хорошей хозяйки. Как правило, праздник  Младенци  выпадает на время Великого поста, который начинается обычно в начале или середине марта, и поэтому все угощения в этот день должны быть постными; это правило соблюдается, чтобы супруги и их дети были здоровы и счастливы. Традиционно день весеннего равноденствия (22 марта) имел сакральное значение начала весны, начала нового жизненного цикла. В древности  у славян существовало множество обрядов встречи весны, празднования молодости. Сербский праздник Младенци своеобразно впитал в себя древние народные традиции и память о христианских святых.
Одно из центральных мест в православной церковной обрядности занимает Пасха. Пасха  относится к древним христианским праздникам. Первые упоминания датируются II веком н.э.  Этот праздник сохраняет в себе и дохристианские элементы, весенние народные обряды. В Сербии этот праздник называется Ускрс, или Васкрс – что означает Воскресение. Пасхальному воскресению предшествует Великий пост.
Первая неделя Великого поста - Чистая седмица. В первые два дня Чистой седмицы не готовили никакой еды и не ели ложками. По существовавшему поверью это делалось для того, чтобы птицы не клевали посеянное зерно. Девушки не носили украшения. Нельзя было  веселиться, петь и танцевать.

Чистый понедельник – первый день Чистой седмицы. В этот день тщательно моют всю домашнюю утварь. Наводят порядок, весь мусор и хлам выносят из дома, с тем чтобы дом стал совершенно чистым. Мусор сжигали и дымом окуривали участок вокруг дома для защиты от змей. Мужчины чисто брились и подстригали волосы. И обязательно надо было искупаться или помыться  в этот день, чтобы оставаться чистым. Подрезалась виноградная лоза в знак того, чтобы и вино было чистым и прозрачным. Первая неделя Чистой седмицы завершается Тодоровой субботой. В этот день люди собирались в церкви и причащались.
 
Вторая неделя Великого поста носит название  Пачиста неделя.
Затем идет Крестопоклонная неделя - Крсту поклоньена неделя, за ней – Средопосна неделя, которой обозначена середина Великого Поста.

Лазарева суббота предшествует празднику Цвети, или Врбица. В этот день дети украшают себя зелеными веточками и цветами, что является символом прихода весны. К этому дню выбирались девочки, которые  специально готовились к празднику, учили песни. Их называли лазарици. Украшенные цветами и веночками, они обходили дома сельчан и пели обрядовые песни, желая счастливой и благословенной жизни хозяевам.

Цвети, или Врбица  -  праздник, посвященный наступившей весне. Освященными веточками зелени украшали дом в знак защиты от весенней грозы. Домочадцы украшали себя поясами, сплетенными из зеленой травы или прутьев, чтобы волшебная сила зеленой природы передалась им. А девушки плели венки и надевали их в этот день, желая выйти замуж в наступившем году.

Великая неделя (Страстная седмица) начинается после праздника Цвети  и завершается Пасхальным воскресением, которое по-сербски называется Васкрс, или Ускрс. В эту неделю всякая деловая активность затихает, особенно работа в поле, связанная с земледелием. В первые три дня занимаются домашними делами. На Велики четвртак и Велики петак прекращают все дела. В эти дни можно было только готовить еду, а также варить и красить яйца. Крашение яиц – главный народный элемент праздника. Крашенные пасхальные яйца люди дарят друг другу, угощают ими гостей. А дети устраивают своеобразное соревнование, разбивая скорлупу. Самое крепкое яйцо оставляют в доме на весь год, оно является символом домашнего очага – чувар куче ( хранитель  дома ). В некоторых районах Сербии было принято на Ускрс ходить на кладбище оставлять крашеные яйца и другую еду на могилах предков за упокой их душ. Обычаи и верования, связанные с праздником Ускрс, почитаются с особым вниманием. Люди сохраняют пасхальные обряды из поколения в поколение, веря в то, что они обеспечивают здоровье, благосостояние и процветание.
Имена, события, идеи христианства  интерпретировались народом на свой лад, приближались к повседневной жизни.

6 мая православная церковь чтит память Святого Георгия. В Сербии этот день называется – Джурджевдан.  Именно этот день в представлении народа является переходным от зимы к лету. Период от Митровдана до Джурджевдана считается зимним полугодием, а от Джурджевдана до Митровдана идет летнее полугодие. Эти два периода длятся ровно по шесть месяцев. Такое деление годового цикла имеет определенное значение  для хозяйственной  и для повседневной жизни . Джурджевдан в народе праздновался как день  начала лета. В этот день закалывали и запекали барашка и подавали к столу с молодым  домашним сыром. Вставали рано утром. Девушки и молодые люди  еще до восхода солнца шли  собирать цветы, умывались и купались в речной воде. В некоторых селах женщины венками из цветов украшали калитки, двери домов и своих комнат. Дети умывались чистой водой, в которую добавлены были разные травы и цветы. Все это делалось с пожеланием здоровья и процветания.
На Джурджевдан подводили итоги предшествующего хозяйственного периода ( зимнего полугодия). В этот день заключали новые хозяйственные соглашения на период до Митровдана, т.е. на летнее полугодие. Кроме того, в этот день люди собирались на гулянья, для того чтобы отпраздновать начало лета. В  этот день приносилась жертва  (закалывали ягненка). В обряде омовения  речной  водой перед восходом солнца выражен был культ водной стихии, в плетении венков – культ растений в знак процветания. Обряды призывали здоровье и достаток в семью.

Многие церковные праздники являлись наследниками древних народных. Праздники оставались проявлением народных обычаев, сохраняя связь с древним культом плодородия и природными явлениями.

«Современная человеческая мысль утратила свою первозданно-глубинную почву;  она заблокировала себе накрепко доступ к духовному опыту… Мысль стала абстрактной и мертвой; это уже не разум, а голый рассудок. И этот абстрактный рассудок – без сердца и проницания – превратился в единственный источник правды и культуры. Благоразумие и вера исчезли». (И.Ильин)

В культурном наследии и духовном опыте  сербского народа сохранились «благоразумие  и вера». Это наследие живет в национальных верованиях, обычаях, праздниках.
«Каждый народ вынашивает свою веру в ходе векового созерцания, борьбы и страданий и имеет неотъемлемое право верить так, как ему дано, как Богом самим предназначено. Православие верит в бессмертие души и надеется на покой и радость в загробном мире. Но оно также утверждает, что здесь, на земле, жизнь может и должна приносить истинные покой и радость, те самые покой и радость, которые возникают в процессе творческого труда и которые в природе христианина, ведь призвание его на земле – в покое и радости творить христианскую культуру и служить преображению мира».( И.А.Иьин)
Религиозные верования и народные обычаи являются  выражением своеобразия и неповторимости всякой этнической общности людей. Обычаи как неписаные законы. Они диктуют распорядок жизни как для отдельного человека, так и для целого народа. Обычаи и верования сербского народа складывались на протяжении веков и свидетельствуют о драгоценном вкладе сербов в культурное  и духовное наследие всего человечества.

                Литература
Н.И. Толстой. Славянские верования. 
Српско наследjе. Историjске свеске.  http://www.srpsko-nasledje.co.rs/sr-c/archive.html
Драгомир Антонић. Српски народни календар 2013.
Б.А.Рыбаков. Язычество Древней Руси. М.1988

А.В.Юдин Русская традиционная народная духовность. М.1994

Петар Влахович. Обичаjи. Народна  култура Срба у XIX-XX веку. Београд,2004

И.А.Ильин. Покой и радость в православном мировоззрении. Собр.соч.т.6 М., 1997