Феодор-Купец и Василиса Преполная

Андрей Зипунов
             комедийно-приключенческая сказка      
            
             Сцена 1.
      Виды столицы-града. Перед своим домом торгует маленького роста, в меру упитанный Феодор-купец.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ. В некотором царстве, в некотором государстве жил один купец по имени Феодор-купец. Жил, товаром своим торговал и за это деньги получал. Жил он беззаботно, почти богато. Да только случилась одна беда серьезная, и было это так.
                Сцена 2.
             Квартира Феодора-купца. На кровати спит Феодор-купец. В квартиру входит господин в синем кафтане с серьезным лицом.
ГОСПОДИН. (прокашливаясь) Простите, тут есть кто живой?
         Феодор-купец мигом просыпается, вскакивает с постели, раскладывает перед гостем товары, параллельно бодро вещая.
ФЕОДОР-КУПЕЦ. Здравствуй, друг дорогой! Вот ковры! Вот сыры! Вот вино! И книжка про Бородино! И все это у меня, Феодора-купца.
                Во время последней фразы Феодор восторженно поднимает руки вверх, демонстрируя свою квартиру, увешанную другими товарами.
ГОСПОДИН. Кхым... Я из налоговой дружины.
             Феодор опускает руки, и одновременно с полок падает несколько товаров (со стены падают ковры).
ФЕОДОР. Э... Из дружины?
ГОСПОДИН. Вы задолжали у нас, Феодор-купец. Вы забыли, что 3 года назад арендовали это помещение. Если через неделю вы не оплатите долги, вас вышвырнут на улицу. Всего хорошего!
           Господин уходит. Феодор-купец хватается за голову.
ФЕОДОР. Ай-ай... Надо бы к царю. Может, поможет чем?
                Уходит.
              Сцена 3.
    Царские палаты. Царь сидит на троне в раздумьях.
ЦАРЬ. Казнить или не казнить? Вот в чем вопрос... Актуальный вопрос... Палач, приговоренный кто?
           Палач с топором в одной руке и приговоренным в другой.
ПАЛАЧ. Разбойник, царь-батюшка.
ЦАРЬ. Ах, ну раз так, то можно готовить эшафот. Завтра казним.
ПАЛАЧ. Слушаюсь, царь-батюшка.
         Уходит вместе с приговоренным. В палаты вбегает Феодор-купец, падает в ноги перед царем.
ФЕОДОР. Здравствуйте, царь-батюшка!
ЦАРЬ. А, ну здравствуй, Феодор-купец. С чем пожаловал?
ФЕОДОР. У меня, царь-батюшка, экономические проблемы.
ЦАРЬ. (поднимая ладонь) Погоди, погоди, купец. (слышит громкий топот) Ко мне дочь зашла.
         Притопывает Василиса Преполная. Феодор-купец округляет глаза.
ВАСИЛИСА. Папа, а можно я пойду гуля-ааать?
ЦАРЬ. Конечно! Иди, девочка, иди!
ФЕОДОР (шепотом, восхищенно) Вот это да! Вот это да!
              Василиса утопывает.
ЦАРЬ (с грустью) Это моя дочка... Василиса Преполная. Не понимаю, почему никто на ней не хочет жениться?
ФЕОДОР (смотря Василисе вслед, шепотом) И я не понимаю, и я...
ЦАРЬ. Ну ладно. Феодор. Феодор! Феодор-купец!
ФЕОДОР. (очухиваясь) А что? А, ну да... Я к вам по такому вопросу...

            Сцена 4.
Царский сад. Гуляет Василиса Преполная. В кустах появляется Скелет. Он выходит навстречу Василисе.
СКЕЛЕТ. Девочка, ты Василиса Преполная?
ВАСИЛИСА. Ну да. А ты кто?
СКЕЛЕТ. (гипнотизируя) Я от Кощея Бессмертного. Спать. Спать. Спать.
          В глазах Василисы все расплывается. Слышен хохот Скелета.

          Сцена 5.
Те же царские палаты. Феодор-купец и Царь продолжают разговор.
ФЕОДОР. Вот такие у меня дела. Поможете как-нибудь?
ЦАРЬ. (раздумывая) Ммм... Сложно. Сложно. У меня каждая монета на счету.
             Феодор кладет на колени царя каждый предлагаемый товар.
ФЕОДОР. Я вас вином одарю, не хотите? А ковры? А книжки Карамзина? А бочки с порохом? А пушки? А Троянского коня?
ЦАРЬ (заваленный товаром) Стооооп! Нет, не хочу.
          Падает набок вместе с троном и товарами. Феодор-купец в гневе бросает на пол свою шапку.
ФЕОДОР. Но я теперь не знаю, что делать, в конце концов!
               Вбегает запыхавшийся стражник.
СТРАЖНИК. Вашу дочь угнали... то есть, нет! Похитили!
ЦАРЬ. С чего ты взял?
СТРАЖНИК. Я издалека видел.
ЦАРЬ. Так почему не остановил?
СТРАЖНИК. Да испарились они, и царевна, и похититель, оба!
ЦАРЬ. Но что же делать?
ФЕОДОР. Я царевну спасу!
ЦАРЬ. Да если ты ее спасешь, то считай, что долгов с арендой как не бывало!
ФЕОДОР. Спасибо, царь-батюшка, пора в путь!

            Сцена 6.
   Двор перед царским теремом. Феодор садится на коня. Царь его провожает.
ЦАРЬ. И запомни, Феодор-купец. Если ты не вернешься, то одной могилой на кладбище будет больше.
      Феодор видит, как неподалеку палач с энтузиазмом точит свой топор.
ФЕОДОР. А если я приеду с царевной, то одной незамужней дочерью у вас будет меньше. Прощайте, царь-батюшка!
         Феодор ускакивает. Царь остается в недоумении.
ЦАРЬ. Незамужней до... Чего?

         Сцена 7.
  Подземное царство. Дворец Кощея. В запертой комнате сидит Василиса. Дверь отпирается, в комнату входит Скелет
СКЕЛЕТ. (торжественно) И так! Правитель царства мертвых Кощей Бессмертный!
         Входит Кощей.
КОЩЕЙ. (начинает реплику радостно, но тут же растерянно) ЗДРааааа... (хватая за шею Скелета, шепчет ему) Холоп, это кто?
СКЕЛЕТ. Эта?... Василиса Преполная.
КОЩЕЙ. Какой ужас. Хотя... По сравнению с Бабой-Ягой...
        Улыбаясь, подходит к Василисе.
КОЩЕЙ. Здравствуйте, Василиса Преполная.
ВАСИЛИСА. (сильно хлопнув того по плечу) Здорово!
          Кощей от этого хлопка лежит на полу.
КОЩЕЙ. Слава богу, что я бессмертный!

           Сцена 8.
  Феодор скачет по лесам и полям. Доскакивает до темной опушки с избой на курьих ножках.
ФЕОДОР. Избушка на курьих ножках! Встань к лесу задом, а ко мне передом!
           Избушка не реагирует.
ФЕОДОР. Ладно, поступим так.
           С товарами кричит у избушки.
ФЕОДОР. Вино и сыры, покупаем! Вино и сыры - по цене как ковры!
        Из избушки выходит недовольная Баба-Яга.
БАБА-ЯГА. Эй вы! Аспиды-торговцы! Валите отсюда, пока я вас всех аспидами не перетравила!
ФЕОДОР. Бабуля, это я! Феодор-купец! Почему не открываем знакомым торговцам.
ЯГА. Да сам должен понимать, мало ли кто ходит сюда. Но тебе - милости просим.

          Сцена 9.
  Внутри избы Бабы-Яги. Яга и Феодор пьют чай.
БАБА-ЯГА. Говоришь, похитили?
ФЕОДОР. Да. И похитил Кощей.
ФЕОДОР. Да. И похитил Кощей.
БАБА-ЯГА. Вот же ж… ухажеришко! И меня, помнится, похищал, когда я была ведьмочкой необразованной… Че делать будешь?
ФЕОДОР. Не знаешь,есть ли у него изъян?
ЯГА. Изъянчик-то? Ну... Разве что яйцо золотое.
ФЕОДОР. Фаберже, что ли?
ЯГА. Ну, толкуют, что это яйцо ему Фаберже сделал. Но суть не в этом. Главное, что жизнь-то... жизнь-то в нем хранится. Стыбзишь яичко – и Кощеишко к тебе в ноги упадет.
ФЕОДОР. Воно как.
           Сцена 10.
          Подземное царство. Комната Василисы. Кощей держит на ладони череп Скелета, на другой руке держит меч.
КОЩЕЙ. Бедный Йорик! Я знал его, Горацио! Это был человек вечного остроумия, неистощимый на выдумки.
           Подходит к Василисе, которая наблюдала за его выступлением.
КОЩЕЙ. Ну как тебе, Василиса, Шекспир?
ВАСИЛИСА. Ничего, нормально.
КОЩЕЙ. (роняя на пол череп) Ну так выходи, Василиса Преполная, за меня замуж! Василиса, чего тут думать-то?
ВАСИЛИСА (хватая Кощея за голову) За тебя? Тощего? Ну, нет.
    Кидает Кощея в сторону двери. Тот с трудом поднимается.
КОЩЕЙ. Ах, так! Не скажешь мне "да"- будешь сидеть голодной!
            В гневе уходит, сильно распахнув дверь.
ЧЕРЕП СКЕЛЕТА. Меня подождите!
           Прыгает, покидая комнату. За ним ползет туловище.
ЧЕРЕП ЗА КАДРОМ. Туловище, не отставай!
           Дверь захлопывается. Василиса стучит в дверь.
ВАСИЛИСА. Негодяи! Уроды!... Хотя... мне не помешает посидеть на диете.

             Сцена 11.
        Опушка перед избой Бабы-Яги. Феодор садится на своего коня. Яга провожает.
ЯГА. До встречи, Феодор-купец, и помни: с тебя пара банок с дохлыми лягушками.
ФЕОДОР. Яга, у нас, купцов, данное слово приравнивается к весу золота. И я сдержу слово. Не хворай, бабулька!
                Ускакивает.

             Сцена 12.
       Феодор приезжает к болоту. Вспрыгивает на землю, подходит поближе к воде.
ФЕОДОР. Эй, Водяной! Водяной!
            Никто не откликается. Феодор ударяет ногой небольшой камень, тот плюхается в воду. Из воды выныривает злой Водяной с шишкой на голове и выходит на берег.
ВОДЯНОЙ. Какая жаба это сделала?
ФЕОДОР. Водяной, вам сегодня крупно повезло!
     Феодор достает из своего кафтана зеленый пузырек.
ФЕОДОР. Только сегодня и только сейчас! Вы можете получить настойку йода от шишки по самой низкой цене!
ВОДЯНОЙ. Какая низкая цена?
ФЕОДОР. Проход в царство Кощея.
ВОДЯНОЙ. (округляя глаза) В царство мертвых?
ФЕОДОР. Ну да!
ВОДЯНОЙ (махнув рукой) Ладно, валяй!
          Феодор вручает Водяному пузырек и смотрит в воду.
ФЕОДОР. Ну, так где проход-то?
ВОДЯНОЙ. Так вот же он!
      Водяной пинает Феодора, и тот падает в воду. Та пускает большие пузыри. Водяной рассматривает этикетку пузырька.
ВОДЯНОЙ. Так, стоп! Это не йод! Это слабительно! Ах, он!...

               Сцена 13.
 Подземное царство. Тронный зал Кощея. Кощей спит на троне. Рядом воткнут его меч, вокруг его клинка извивается змея. Подбегает скелет.
СКЕЛЕТ. Извольте доложить, царь-батюшка покойных!
КОЩЕЙ. (просыпаясь) А? Чего случилось?
СКЕЛЕТ. Доложили мне, что в нашем царстве один коротышка объявился. Одет, как купец.
КОЩЕЙ. Прогоните. Не хватало еще, чтобы он все поселение чурчхеллой перетравил. И так у нас все траванутые. Иди, исполняй.
         Снова погружается в сон.
СКЕЛЕТ. Есть!
            Уходит.
            Сцена 14.
 По темной дороге подземного царства бродит Феодор-купец. Впереди - дворец Кощея.
ФЕОДОР. Василиса, я иду к тебе!
     С обеих сторон дороги выходят разнообразные чудища.
НЕЧИСТЬ. Чужак! Убирайся! Пока не стал одним из нас!
ФЕОДОР. Мне к Кощею надо!
НЕЧИСТЬ. Нечего ему на тебя его время тратить. Убирайся!
ФЕОДОР. Я к Кощею!
       Бежит к Дворцу. Нечисть бросается за ним в погоню. Феодор-купец спотыкается вблизи от дворца. Нечисть окружает его, поднимает пики.
ФЕОДОР. Стойте!
               Нечисть застыла.
ФЕОДОР. Стойте, говорю! Сегодня же акция. Все получают сорокаградусный яд и соленые аспиды под закуску. И вы тоже в этом участвуете! Получите!
        Кидает нечисти бутылки с ядом и подсоленных аспидов. Нечисть набрасывается на добычу, потеряв интерес к Феодору. Тот встает, убегает во дворец Кощея.
           Сцена 15.
   По темным коридорам ходит Феодор-купец. Подходит к одной двери, на которой висит огромный замок в виде черепа.
ФЕОДОР. (в дверь) Там есть кто-нибудь?
ВАСИЛИСА ЗА ДВЕРЬЮ. Кто это? Кощей, ты там гелия наглотался что ли? Че голос такой писклявый.
ФЕОДОР. Василиса, это я. Феодор-купец. Отец твой послал спасти тебя. Я и спасаю.
ВАСИЛИСА. Ой, ну, слава богу! Давай! Выломай дверь!
            Подходит Кощей.
КОЩЕЙ. Чего шумите? Спать невозможно! (видит Феодора) Ах! Чужак!
ФЕОДОР. О, нет.
           Бросается наутек.
КОЩЕЙ. Стража!
           Из пола выскакивают скелетные руки, хватают Феодора-купца за подол, тот падает.
КОЩЕЙ. В темницу его! А ты, Василиса, принадлежишь только мне!
           За дверью: в глазах Василисы слезы.
             Сцена 16.       
     Феодор-купец сидит в темнице, вспоминает тот момент, когда впервые увидел Василису. За решетками появляется Кощей.
КОЩЕЙ. Ты пытался украсть у меня счастье! Как видишь, не получилось. Больше такого не произойдет. Прощай, русский купец!
           Кощей уходит. На полу появляются отверстия, из них выползает пара змей. Феодор-купец прижимается к стене.
ФЕОДОР-КУПЕЦ. Ну, нет! Я - купец, и я торгую. И я ничего не обязан платить! И тебе, Кощей, тоже не обязан.
            Феодор-купец встает. Змеи подползают. Феодор-купец совершает прыжок, приземляется, наступив на одну змею и схватив другую. Он сжимает в хватке пойманную змею, и та пускает яд на дверь темницы. Дверь, оставшаяся без замка, отворяется. Феодор-купец выбегает из темницы.
          Сцена 17.
        Василиса Преполная таранит закрытую дверь. По ту сторону двери прибегает Феодор-купец, стреляет ядом из змеи в замок. Тот растворяется, и Василиса сносит дверь, раздавив купца. Услышав под дверью писк, Василиса поднимает дверь, видит лежащего без сознания купца.
ВАСИЛИСА. О, спаситель!
       Наклоняется к нему, гладит его лицо. Смотрит. Из-за угла наблюдает Скелет, скрывается. Василиса целует Феодора. Тот очухивается.
ФЕОДОР. Василиса! А я к тебе.
ВАСИЛИСА. Это отлично. Так побежали что ли?
ФЕОДОР. Да, самое время.
            Василиса поднимает Феодора, и оба героя убегают.
          Сцена 18.
        Тронный зал. Кощей размышляет на троне. Вбегает скелет.
СКЕЛЕТ. Батюшка-государь! Побег!
КОЩЕЙ. (хватаясь) Да чтоб вас всех в преисподнюю!
СКЕЛЕТ. Мы уже в нем, государь!
КОЩЕЙ. (направляясь к выходу) Не умничай, а поднимай тревогу!
СКЕЛЕТ. Есть!
          Сцена 19.
           Феодор-купец и Василиса Преполная бегут по коридору, и вдруг Феодор-купец останавливается у витрины, за которым золотое яйцо.
ФЕОДОР-КУПЕЦ. О. За него много дадут.
           Расстреливает витрину ядом из змеи, звенит сигнализация, Феодор забирает яйцо, прячет в карман. Из пола снова вылезают скелетные руки. Василиса Преполная топает по ним, и от них остаются только крошки. Герои убегают.
          Сцена 20.
    Берег озера подземного царства. Феодор-купец и Василиса Преполная достигают цели.
КРИК КОЩЕЯ. Остановите их!
              Появляется та же нечисть, но только пьяная и с пустыми бутылками от сорокоградусных ядов. Героям не составляет труда обезвредить их: Феодор-купец расстреливает ядом, Василиса Преполная всех одолевает врукопашную. Прибегает Скелет. Феодор-купец тратит остатки яда на туловище скелета, тот распадается на две части.
СКЕЛЕТ. Вот не повезло-то!
        Феодор-купец отбрасывает змею в сторону.
ФЕОДОР-КУПЕЦ. (кивая на озеро) Прыгай, царевна!
ВАСИЛИСА. Но я не умею плавать.
               Феодор-купец достает из кафтана окорок.
ФЕОДОР. Царевна, видишь окорок? Плыви за ним.
            Бросает окорок в озеро.
ВАСИЛИСА. Окорок, я за тобой!
          Прыгает в озеро. Приближается Кощей, размахивающий мечом.
ФЕОДОР-КУПЕЦ. Чао, повелитель мертвых!
           Прыгает в озеро. В гневе Кощей рассекает огромный камень.
КОЩЕЙ. Ну, погодите у меня!
          Сцена 21.   
         Болото Водяного.  Из воды вылезают Феодор-купец и Василиса Преполная с окороком.
ФЕОДОР. Фух! Выбрались!
      На Феодора-купца набрасывается разгневанный Водяной.
ВОДЯННОЙ. Верни мои деньги, вор! Верни мои деньги!
ВАСИЛИСА. Отстань от моего жениха!
            Василиса взмахивает окороком, и Феодор-купец с Водяным лежат без сознания.
ВАСИЛИСА. Простите, переборщила.
           Поднимает Феодора-купца, перекидывает себе на плечо, садится на коня, ускакивает. Водяной приходит в себя с еще более огромной шишкой.
ВОДЯНОЙ. Вот негодяи!
           Из воды выходит Кощей.
КОЩЕЙ. Щас я всем покажу!
ВОДЯНОЙ. О, дай-ка мне!
        Водяной снимает с головы Кощея корону, надевает себе.
ВОДЯНОЙ. Вот теперь хотя бы шишки не видно. Мерси!
       Уходит.
КОЩЕЙ. Эй, ты чего! Верни корону! Стой! Верни корону!
          Бежит за Водяным. 
          Сцена 22.
    Лес. Феодор-купец лежит на седле, расстиланном на земле. Герой пробуждается от громкого треска, раздающегося рядом. Это Василиса Преполная вручную ломает бревна и кидает в костер. Василиса, кинув очередные обломки в костер, видит, что Феодор-купец очнулся, подходит к нему, обнимает.
ВАСИЛИСА. Ну как?
ФЕОДОР. Да вроде ничего. А мы что, сбежали-таки?
ВАСИЛИСА. Ага.
            Доносится странный звук. Василиса хватает огромное бревно, принимает боевую позу.
ВАСИЛИСА. Кто здесь, выходи!
      Шум усиливается.
ГОЛОС. Вот не надо этого щас!
        К героям приземляется Баба-Яга на ступе.
ЯГА. Ну здрасьте, Василиса Преполная и Феодор-купец. Сбежали-таки?
фЕОДОР. Таки сбежали. Мы свободны, и, если что, Кощей тоже свободен. Ты, наверное, Яга, понимаешь, к чему это я.
ЯГА. Ага. Еще бы. Мысля, определенно, хороша. Совет вам, внучата, да любовь. Чава-какава!
           Улетает. Феодор-купец встает.
ФЕОДОР. Пора домой, наверное.
            Сцена 23.
     Феодор-купец и Василиса Преполная на коне въезжают в город. На одной из улиц встречают по пути господина из налоговой дружины.
ФЕОДОР-КУПЕЦ. (господину) Дружище!
ГОСПОДИН. М?
           Феодор-купец достает яйцо Кощея.
ФЕОДОР. Возвращаю долги.
            Кидает господину яйцо, тот его ловит и удовлетворенно кивает головой.
          Сцена 24.
     Лес. Кощей одним взмахом вырубает огромное дерево. Втыкает меч в землю. Садится на получившееся бревно. Размышляет о чем-то с грустным выражением лица. Подходит Яга.
ЯГА. Место есть?
          Кощей кивает. Яга садится рядом. Оба героя сидят молча. Вскоре Кощей пододвигается к Яге поближе, и оба героя склоняют друг к другу головы.
           Сцена 25.
           Двор при царском тереме. Поставлен эшафот. Приговоренный разбойник склоняет голову для удара топора. Подходит палач с топором. Неподалеку сидит царь на троне. Царь машет рукой. Палач поднимает топор. Во двор въезжают Феодор-купец и Василиса Преполная.
ВАСИЛИСА. Папа!
           Царь вспрыгивает с трона.
ЦАРЬ. Дочура!
            Отец и дочь бегут навстречу, обнимаются. Феодор-купец подходит к обнимающимся.
ФЕОДОР. Эта... Папуля!
          Обнимает со спины царя. Тот от неожиданности отцепляется от объятий.
ЦАРЬ. Что?
ВАСИЛИСА. Пап, а мы тут жениться решили.
ЦАРЬ. За купца-то? Нет, конечно, можно и за купца. Но ведь найдутся женихи и побогаче!
ВАСИЛИСА. Ну, папа!
ЦАРЬ. Доча!
ФЕОДОР. Папа!... В смысе царь-батюшка, а давайте я вам (доставая непонятный прибор) вот это презентую. Точилка для топора. Чтоб казни для вас стали более зрелищными.
ВАСИЛИСА. Но это ж садизм!
ЦАРЬ. А, ладно! Валяйте, чего уж там! А точилку все-таки возьму.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ. На том и порешили.
          Показываются кадры свадьбы с накрытым столом, с бесчисленными гостями, с обвенчанными Феодором-купцом, с криками "Горько! Горько!" (крики поддерживал и приговоренный, которого пока что не казнили, и даже положили под его склоненной головой рюмку с соломинкой).
ГОЛОС ЗА КАДРОМ. И был пир на весь мир. Ну ладно это была гипербола. На всю град-столицу. Была свадьба Феодора-купца и Василисы Преполной. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Пора мне побриться, наверное!
          Под конец Феодор-купец и Василиса Преполная целуются.
          Сцена 26.
  Опушка леса с избой Яги. Яга подметает. Приходит довольный Кощей.
КОЩЕЙ. Дорогая, я дома!
ЯГА. Здравствуй, милехонек ты мой. Как на работе? Как в подземном царстве царствуется?
КОЩЕЙ. (немного хмурясь) Да спокойно все и мертво. Да только яйцо мое сперли!
ЯГА. (качая головой) Вот те на.
           Подходит господин из налоговой дружины, поглаживая в руке яйцо Кощея.
ГОСПОДИН. Здрасьте, дорогие мои. Сегодня счастливый день! Пора ведь за аренду платить. Вы же у меня три года назад эту зону арендовали!
ЯГА. Ай-яй, точно.
           Кощей расширяет глаза: он узнает яйцо в руке господина.
КОЩЕЙ. Откуда оно у вас?
ГОСПОДИНА. Это? Ну... Так... Презентовали.
КОЩЕЙ. (приближаясь к господину) А презентуйте-ка ее мне!
 ГОСПОДИН. (ретируясь) Не, ну как же? Я... я не могу...
КОЩЕЙ. Сможете. Своровали - сможете и вернуть! Верни ее, вор!
ГОСПОДИН. Я не вор!
       Кощей выхватывает меч, идет на господина. Тот убегает, Кощей и Яга с криками бросаются за ним в погоню.
         Сцена 27.
        На дворе при царском тереме Феодор-купец и Василиса Преполная убаюкивают трех младенцев (одного из них держит Феодор, а двух - Василиса). Рядом Кощей и Баба-Яга убаюкивают своего ребенка, бледного, как Кощей, и с таким же носом, как у Яги. Все герои собираются вместе, танцуют и поют "Это все", ознаменовывая конец истории.