Дорога к Майе или Планеты в кружении

Зинаида Синявская
               

После двух привычных утренних таблеток, в уравновешенном благодушии поведала пожилой незнакомой женщине на остановке всю историю моей палочки.  Вежливо приняв её сочувствие, взобралась с цветочной поклажей в междугородний автобус и угомонилась в удобном сиденье, предвкушая часовой отдых с любованием меняющимся пейзажем в лобовом стекле.
Репортаж о сиюминутных ощущениях, из  процесса которого я редко выхожу, пульсировал фонтанчиками, я умудрялась стенографировать его в дорожный блокнотик, выпрямляя кудрявые пряди мыслепотока.
 Забегая вперёд, скажу, что блокнотик этот я в следующем же автобусе выронила, чем возвела свои утерянные записи в ранг необычайной ценности. 

Время не «идёт», не «проходит», не «мчится». Оно «висит», объективно безразличное, бездушное как любая «категория». И только в точке понимания (или наблюдения) Тот, Вездесущий, в одной картинке видит что с нами было, есть и будет. В один момент там видно всё. Я раньше никак не могла этого представить. А вот уже могу. Созрела к пониманию. А ведь созревание – то же движение, то же проявление нас в категории времени.

В пространство, очерченное моим горизонтом, законом встреч  время от времени привносится планета-личность, окутанная тайной своей истории, туманностью Мифа, сотканного из моих представлений. Каким-то неисповедимым кликом среди многомиллионных россыпей на Прозе.ру я на лёгких крылышках влетела в окошко Майи Уздиной. Там теплился огонёк, и я закружилась вокруг.

У неё  есть  рассказы, новеллы, эссе.  Но  в   предисловии к своей странице она рекомендует гостям не тратить   на прочтение  их  драгоценное  время. Оригинально? Пусть так.
В этом  разделе  из  29  небольших  произведений,  оставлено  200    рецензий.
Есть  укромный уголок для  «незамысловатых», по её  выражению, стихов, которые  посеребрены патиной названия «Из прошлого века». « Я не птица, но мне снится, что имею два крыла…», - а вам, вам когда-нибудь снится?  Или,  « Рябины гроздь тяжёлую дарю… », - вы держали в руке гроздь рябины?  Помните её тяжесть?

Но не только этими  блёстками  Маин огонёк  собрал вокруг себя почти 40 тысяч читателей. Её волшебная флейта поёт о сонме неповторимых творцов  культуры, встречей с которыми и дружбой со многими  жизнь её щедро наградила. Так сложилось, что после босоногого детства, московского полуподвала, агонии эвакуации, спасительных  благ ремесленного училища вслед за нелепой гибелью отца, преодолевшего пламя войны, но поглощённого водной воронкой при спасании единственной дочурки, эта девочка, от природы наделённая умом, жизнелюбием, жаждой  красоты  и  духовности,  девочка-труженица получила вожделенное образование, завоевала себе место среди книжных стеллажей и закружилась в вальсе взаимной любви с провозвестниками человеческого Духа.

Её профессия называется скромно – библиотекарь. Врач  лечит, учитель научает, она просвещает. Долгое время ей посчастливилось работать в Центральном  Доме работников искусства в Москве. Она организовывала встречи с известными интереснейшими людьми,  которым было что рассказать о своём творчестве.

Литературные заметки о каждой такой встрече Майя и нанизывает на стержень своих воспоминаний  в разделе «Я помню».  С этим разделом почти смыкается «Книжное окошко» - очерки об  авторах любимых книг, с рассуждениями, описаниями встреч, деталями из личного общения, дополненные библиографией и часто ссылками на произведения. Служение делу Просвещения продолжается теперь на новом уровне – через интернет. Отдаю дань восхищения женщине, освоившей компьютерные навыки уже в золотом возрасте и наработавшую за два года на Прозе.ру около 400 произведений, написавшей только рецензий более двух с половиной тысяч, а ведь за написанными рецензиями стоят прочитанные чьи-то откровения. Скольким людям от её отзывов повеяло теплом, сколько улыбок расцвело и благодарность преисполнила.

 Великая Просветительница, Необыкновенный читатель, Маяк в бескрайнем любительском литературном море, Майя придумала рубрику «Таланты и поклонница», и теперь эта рубрика и её имя в ней  - «Поклонница», стало визитной карточкой её Страницы на Прозе.ру.
 
Я написала ей впервые 1-го октября прошлого года: « Недавно через кого-то попала на Ваш журнал и охнула: столько всего хорошего и нужного.Перенесла в избранные, теперь – читать.»
В тот же день она прочла мой не очень удачный «Страх» и написала, что ей нравятся незаконченные, не решённые произведения, когда люди пытаются разобраться в себе. Следом был отклик на «Оглавление», а когда Майя стала читать мои «Пазлы детства», почти после каждой главы она слала мне свои восторженные послания.
А я ей не отвечала. Даже на её озабоченное и озадаченное в середине ноября восклицание: «Вы не отвечаете читателям. У Вас всё в порядке?» я смогла ответить только в декабре, когда, наконец, освободившись от гипса, подрулила в своем кресле на колёсах к больничному компьютеру и сквозь звон и шум в ударенной голове, напрягая память и остатки смекалки, добралась до Прозы.ру. То, что я прочла о своём творчестве в её «Таланты и поклонница» обдало жаром, приподняло над посттравматическим бытом: « Мне понятны  и близки  мысли и мир этой растущей девочки. Мне непонятно другое: как Вы создали это чудо?»
Хочу думать, что моя мама, если была бы жива, тоже сказала мне эти  слова.

Живу в маленьком городке на Назаретских горах, открывающих Галилею, Майя обитает в красавице Хайфе, что любуется сеой в волнистом зеркале Средиземного моря. Между нами всего-то километров сорок. И наше созвучие зовёт, зовёт. Наконец-то еду в автобусе по прекрасной, недавно отстроенной  заново дороге. Я еду к Майе. Вокруг холмы. Они непостижимым образом расступаются, разворачиваются, уплывают, манят  густыми лесными массивами,  темнозелёными пятнами, выписанными  на их склонах. Многие хребты  окаймляют  просвеченные солцем   шеренги островерхих деревьев. Долины покрыты мозаикой  посевных делянок. Мелькают по сторонам каменные отёсы со следами режущего инструмента, прикрытые свисающими ветвями ликующей под солцем бугенвилии, яркостью цветов сравнимой только с люминисцентным свечением. Справа кладбище, оно всегда тут, олицетворяет израильскую тесноту. Растений нет, только уложенные на расстоянии стопы друг от друга гранитные прямоугольные  плиты с вертикальными невысокими визитками. Нас не спрашивали, когда приводили в этот мир, не спрашивают  и когда забирают. Кто составлял Договор? Кому предъявлять претензию  о  несогласии на Порцию? Да и порция от порции  отличается. Завелось у нас  слово такое  многоликое -  Справедливость, мы часто к нему вожделеем.

После сотрясения и наркоза долго приходила в себя. Книг у меня было много, а читать не могла. И вдруг открыла «Курсив мой» Нины Берберовой, она меня как будто за руку взяла и потихонечку повела. В сентябре будет двадцать лет, как она уже в горнем мире, а мне расстаться с нею невозможно, наконец-то встретила подругу, чёткость мысли, точность слова, этические понятия один в один, чувствую непреодолимое родство. У Майи в мемуарах  вычитала о встрече с Ниной Николаевной Берберовой в Москве  в 1989 году, когда писательница единственный раз посетила Родину, ей было 88 лет. Майя её встречала и сопровождала,  один день она провела с нею от  утра до вечера. Н.Берберова выступила на вечере в МГУ на Воробьёвых горах в переполненном актовом зале, и на вечере памяти Владислава Ходасевича, организованного Майей. С Ходасевичем Берберова оставила Россию в 1924 году и пятнадцать лет была его женой. Потихоньку я прочла её «Железную женщину», «Историю одинокой жизни» о П.И.Чайковском , книгу «Бородин», рассказ «Аккомпаниаторша». Мне было важно держаться за руку Берберовой, захотелось о ней знать как можно больше и я почувствовала непреодолимое желание о ней писать. Но кто я и кто она! По Сеньке ли шапка?!  Так ведь и она взялась писать о Петре Ильиче, когда того уже не было в этом мире. Она нашла людей, знавших его, перечитала о нём массу документов.

И вот  я еду к Майе. Её жизнь для меня - живая легенда.  Городской автобус вписывается в серпантин по горе Кармель, взбираясь всё выше.Университет, конечная. Высокую бетонно-стеклянную университетскую башню я вижу со своего балкона в Нацерете как  палец, указывающий в небо. В районах прославленных учебных заведений, везде, где удалось побывать, я испытываю щемящее чувство несбывшегося, утраченного и уже в этой жизни невозможного. Сейчас маленьким местным автобусиком в район вилл – Дению. Здесь всё перевито цветами, и двухэтажные  особняки из  белорозового иерусалимскиого камня прячутся в зелени.  Лестницы, лесенки и вот она стоит, с палочкой, ждёт меня. Во-первых,  она – красавица. Лицо освещает улыбка и это улыбка доброй открытой души. Мы говорим так, как будто видимся в энный раз. Мне легко, просто, уютно. Мы сидим в  садике, переходим в тень по движению солнца.  Майя показывает мне дом.  Вот её портрет, чудесные глаза, художник писал с любовью, это видно. Надо узнать, описана ли ею история этого портрета? А вот на стене ещё портрет, маленький, кто-то очень знакомый …
Это молодая Белла. Подарок от Беллы Ахмадулиной. Передаёт телефонный разговор с Владимиром Порудоминским, он хвалит её стихотворение, а я стесняюсь спросить, какое, думаю: потом найду в сборнике и догадаюсь. Не догадалась.    Она показывает мне свою книжку «Я помню», рассказывает о дочке, внучке. Внучку вот-вот ждут в гости. Рассказывает о муже, о его достижениях в работе, показывает хорошо изданную книгу с фотографиями построенных под его началом зданий в Москве, кстати, его пора будить и это поручается мне, надо спускаться по лестнице. Три года назад сердце Майи побывало в руках хирурга, лестницы ей противопоказаны. Я получаю чёткие инструкции и успешно с ними справляюсь. Мы обедаем, запоминаю Маины кулинарные рецепты, даём Иосифу возможность поухаживать за дамами, копаемся в интернете, вспоминаем нескольких общих виртуальных  знакомых, снова перекочёвываем в сад, фотографируемся, я отщипываю отростки с очень живописных, редких расцветок, гераней. Солнце уже склонилось к морю. Пора уезжать. Виртуальное соединилось с реальным, взошло простым человеческим общением, корни которого питались тем удивительным источником прожитых жизней, переплетением  интересов, которые  нашли себя в новом, перенасыщенном информацией дивном наисовременнейшем  пространстве под именем интернет.
 До свидания, дорогая моя Майя.
 А этот адрес всегда со мной:  http://www.proza.ru/avtor/zdinamaya