Этюды о любви. Эквивалентный обмен

Игорь Коровин
Любовь. Эквивалентный обмен.

Очень часто, казалось, обычные житейские события серьезно влияют на людей и общество.
Итак, рядом с нашей конторой существовал Научно-исследовательский Институт, коротко НИИ. Это было весьма уважаемое учреждение, которое проводило массу полезных работ. Эти работы наше конструкторское бюро проводило в жизнь. Во главе его стоял очень интеллигентный и умный человек Степан Фомич Трубач. В начале своей научной карьеры он был послан на стажировку в  Англию, где прожил несколько лет. Так что английский он знал в совершенстве.
Когда я попал в его кабинет, меня поразило одно явление, но об этом позже. Я очень уважал его за то, что, находясь на высокой должности, он не растерял инженерного потенциала. Он постоянно получал авторские свидетельства на новые инженерные решения. С ним можно было обсудить последние технические новости. Поддерживать такой уровень ему помогало чтение иностранных журналов, особенно американских.
Он очень внимательно следил за работой библиотеки (этот факт полезно запомнить для дальнейшего чтения) и выделял из бюджета института солидные деньги на приобретение иностранных журналов. Он ввел надбавку к зарплате сотрудников за знание языка.
Каким – то образом он узнал о моих работах и пригласил в свой кабинет.  Странно, что в своем напряженном графике он нашел «окошко» посередине рабочего дня. У него на столе лежал несколько журналов, где были размечены его пометками иностранные статьи.
Поскольку в то время у меня не было никаких познаний в английском языке  (я изучал немецкий, который тоже знал и применял плохо) он мне начал переводить отдельные абзацы, и  у нас пошла дискуссия. Приятно вспомнить, что он первый привил вкус к иностранным языкам и анализу научных статей.
У меня была масса своих мыслей, не всегда совпадающих с мнением авторов статьей.
Мы так увлеклись, что не заметили, как тихо открылась дверь и в кабинет вошла женщина.
Эта была женщина с добротной русской красотой,  у нее было пышные волосы (не русые). На лице играла очень добрая улыбка.
 В одной руке она держала вешалку, на которой висел футляр для рубах, в то время это была редкость. Другая рука сжимала сумку с набором термосов.
« Степочка! - нежно позвала она  - Пора обедать». Я понял, что это жена.
Я хотел ретироваться, но начальник сказал – Сиди!
И я остался, сделав вид, что углубился в статью. Действительно, эта статья содержала интересный алгоритм, и я увлекся ей.
В те времена кабинет директора состоял из двух комнат. Первая была открытая, а вторая тайная. В ней начальник мог отдохнуть, перекусить и даже выпить. Там был бар, наполненный различными коньяками и водками.
Почему –то дверь не закрыли  полностью, и я мог наблюдать весь ритуал.
Из шкафчика были извлечены салфетки, которые были закручены вокруг шеи, потом вынуты приборы. Они были явно избыточны, но я впервые узнал, что существуют отдельные вилки для рыбы и для десерта.
Сначала открылся первый термос, где был горячий дымящийся домашний суп, потом открылось второе, и  последним шёл какой – то напиток то ли компот, то ли чай на домашнем варенье, к нему был приложен  кусок вкусного домашнего бисквита.
После еды началось еще более странное действие.  Из футляра была извлечена чистая белая рубашка и новый галстук.
Мне потом объяснили, что даже в командировке он менял рубашку дважды в день.
После переодевания директор вышел свежий и подобревший. Жена все убрала. После чего я услышал его голос, обращенный к жене: « Ну, все. Иди домой».
Она с извиняющейся улыбкой попрощалась со мной и ушла.
Эта сцена  врезалась в мою память и не зря.
На следующей неделе мы продолжили беседу, поскольку надо было определить тенденции построения устройств управления. В это время уже началось развитие электронных вычислительных машин. 
В это время опять открылась дверь, и вошла женщина поразительно отличающаяся от  той, которую я видел в прошлый раз. В идеально сшитом деловом костюме и с короткой юбкой.
 Буоно джорно! Кари! Гуд дей!. Диар! Произнесла она по-итальянски и на английском языке.
На что было отвечено приветственным взмахом руки. Она положила на стол пачку новых иностранных журналов. Соблазнительно улыбнувшись, она заняла позицию недалеко от стола, отставив свою соблазнительную ножку.  Рука была отведена в сторону, а пальцы расположились так, как будто в руке была сжата тонкая сигарета.
- «Спасибо!» Чем ты собираешься заняться? - произнёс директор.
- Я думаю, как всегда – был ответ.
- Тогда после семи.
Из этого я понял, что отношения между ними были далеки от дружеских.  Они были более близки к отношению любовников.
Но это было не мое дело. Я молчал.
Я всю жизнь отделял личные дела людей от их производственной деятельности. К сожалению, большинство людей в мире их связывают в единую цепочку.
И я скоро это понял, гораздо раньше дела американского президента Клинтона и практикантки Левинской, как это используется ловкими людьми.
О романе между Степан Фомичем и директором библиотеки шептались почти все женщины института.
Я, прикомандированный к институту, тоже, между прочим, наблюдал за ними.
Надо сказать, что возраст  и положение диктует стиль поведения любовников. 
Это в молодости молодые горячие и юные рвутся встречаться на любом углу и, как показывают многие фильмы, она бросается и виснет у него на шее. Далее долгий поцелуй и совместный визг от радости.
Здесь, конечно, было спокойнее. Я не следил, но видел, как он вечером отпускал шофера, и сам вел машину за ближайший угол, где его встречала ОНА.
Далее думаю, что с его способностями был зарезервирован прекрасный уголок, далее фантазируйте сами.
Все это длилось долго, но закончилось триумфально.
В институте появился генерал - майор. В парадном мундире и при орденах.
Заметим, что в то время военные заказы были не редкость. Вид военных в институте никого не смущал. Но, во-первых, это были капитаны и майоры. Генерал появлялся в заранее намеченные даты, для того, чтобы возглавить комиссию по приемке проекта.
Да и то он появлялся в скромной форме, и о его визите было известно заранее.
Этот шагал по коридору без свиты, явно не зная, куда идет, и вид его не предвещал ничего хорошего.
Он, не представившись, вошел в кабинет. После чего в приемной секретарь услышала: «Я занят. Никого не пускать». Что там было, никто не знает. Все можно было восстановить только позже.

А было вот что. Этот генерал был мужем библиотекарши. Он был гораздо старше её и из менее интеллигентной семьи. Это был простой человек с простыми ценностями и поступками.
Когда и как он узнал об измене жены, никто не знает, но действия его были просты и нестандартны. Он пришел к жене директора, когда того не было дома. Это было нетрудно, поскольку тот работал и днем, и ночью.
Сначала генерал потребовал, чтобы она приняла меры и удержала мужа от измены. Бедная простая женщина присела от такой ответственности. Она была воспитана на покорности и уважении мужского права на команду.
А ей предлагали взять ситуацию в семье в свои руки.
Она опустилась медленно на стул. А потом поступила так естественно, как могут поступать бесхитростные женщины.
Она сказала: « Я не знаю как уж и быть. Давайте сядем и выпьем чаю».
Генерал не протестовал.
Он солидно сел на кухне за стол, и оглядел кухню. Ему очень понравилось, что это был не модерн, который его стеснял дома, а обычная чистая кухня, украшенная чистыми салфетками. Салфетки были видно вышиты  хозяйкой на забытых уже пяльцах и на привычные сюжеты. Цвели незабудки, ромашки склоняли свои головы. Все это было вышито нитками «мулинэ» Сейчас эти нитки давно забыты, но они отличались особенно колоритными красками.
 Чай был заварен в маленьком чайнике и подан на стол,  накрытый подушечкой. Далее появились самодельное варенье и очень свежий пирог с капустой.
Хозяйка явно тянула время. Она вышла и переоделась в простой наряд, главное бросались в глаза туфельки на низком и широком каблуке, а генерал давно со времен своей матери был в такой простой обстановке.
«Ну, как Вы думаете, я могу остановить его?» - спросила она.
Генерал быстро понял, что никак. Но не хотелось терять престиж.
- Я же не знаю женских хитростей. Приласкайте займите домашним делом.
- Ничего не получится. Я просто не нужна ему. Да и я привыкла жить без него. Вы знаете, что странно. Что жили мы душа в душу, но он шел куда -то вверх. Я сидела дома и делала все, чтобы у него была жизнь без помех. А теперь мне все равно.
Генерал не ожидал такого поворота событий. Он сосредоточился и сказал: « Я подумаю. Когда можно прийти еще раз?»
Варенье и пирог были хорошо распробованы. Потом наступил следующий раз, а потом все стало приятной обязанностью.
Через некоторое время у генерала был разговор со своей женой, где выяснилось, что и она не в восторге от их жизни. Подумав, он принял решение, которое сказалось не только на жизни этих четырех людей, но можно сказать на судьбах современной информационной техники.
И вот мы остановились на том, что генерал вошел в кабинет.
Директор вежливо предложил ему сесть. Он догадывался о цели прихода, и приготовился к скандалу, может, переходящему в драку.
- И так! – начал генерал , - Вы соблазнили мою жену.
- Да! Она мне очень нравится.
Дальше пошло неожиданное.
Генерал подышал, а потом, решившись, выдохнул:
-А мне Ваша!
Потом было молчание.
- Что будем делать? - тихо пробормотал директор.
- Давайте поменяемся! – рубанул генерал.
- Годится !– быстро ответил директор.
Дальше все пошло как по маслу. Обговорили детали разводов. Оформили новые браки. После чего жена директора перешла жить к генералу, который вскоре ушел на военную пенсию.
А директор стал жить с новой молодой и образованной женой.

Генерал проводил время на даче, где они совместно хлопотали по хозяйству. А директор проводил время с женой в экскурсионно-туристских поездках и содержательном отдыхе.
В эпилоге вспомнил, что уже  через много лет, когда мы уже вместе работали с директором, я узнал, что у него инфаркт и срочно бросился в больницу.
Он лежал в хороших условиях. В разговоре выяснилось, что к нему приходит дочка, а  вторая жена даже не появляется. 
После визита я позвонил жене и сказал: «Вам известно, что у Вашего мужа инфаркт?»
На что получил веселый ответ: «У мужчин это иногда бывает».
Вот и все, что касается отношений мужчины и женщины.
Но, к сожалению, при наличии определенных должностей  - в общественном и административном плане это не проходит незаметно.
 В наше время в нашей стране это значилось под названием «моральный облик руководителя».
Судя по многим странам для многих руководителей нестандартные отношения в личной жизни квалифицируются так же
И это сказалось далее на биографии директора и течении нашей науки.