Барельеф Становление человека разумного

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Декоративный барельеф "Становление человека разумного" в Московском институте электронной промышленности (МИЭТ), выполненный в 1974 году Эрнстом Неизвестным


Для художественного оформления МИЭТа министр электронной промышленности А. И. Шокин пригласил известного скульптора Эрнста Неизвестного.

Чтобы выполнить заказ на огромный барельеф для Института электроники в Зеленограде, Эрнст Неизвестный обратился за помощью в получении необходимых материалов к члену Политбюро ЦК КПСС Председателю Совета Министорв СССР А.Н. Косыгину. И тот дал добро.

Союзу художников пришлось выполнить указание Косыгина. Получив материалы Эрнст сделал в трцднейших условиях (всего с одним помощником) 970 метров - самый большой в мире, - аместо 300 заказанных. Работа была выполнена всего за 5 месяцев.

Замысел у художника был ещё более впечаляющим, но его не удалось осуществить.

«До сих пор жалею о том, что вместо этой работы Неизвестного, которая как нельзя лучше вписалась бы в архитектуру города, одновременно являясь его символом, появился памятник Ильичу, взятый в то время из неликвидов одного из московских конкурсов» (из воспоминаний Игоря Покровского, газета «41», 27 ноября 1997 г.).

«Печальная судьба оказалась и у МИЭТовского рельефа на тему космоса. Цензура подрезала художнику крылья, убрав горельеф внутрь здания и опоясав им библиотеку МИЭТа. При этом потерялась монументальность замысла: площадь рельефа уменьшилась в 6 раз, да и как охватить картину в целом с расстояния в несколько метров, особенно если вместо глубокого неба — давящая крыша и нависший карниз? Студенты Строгановского училища, выполнявшие техническую сторону проекта (это было их курсовой работой), жаловались, что заработок их упал в 6 раз (им платили с квадратного метра рельефа)».

Первоначальный проект был грандиозным. Горельеф на тему космоса должен был обрамлять снаружи верх здания МИЭТа; с расстояния в несколько сотен метров это было бы потрясающее зрелище!

По другую сторону дороги, в сквере, возле Научного Центра, должна была встать: 12-метровая скульптура двух сплетенных между собой рук, одна из которых — явно механическая, подобно руке водолаза в скафандре, а другая — похожа на живую, держащую электрон. В комплексе две руки создают сильное впечатление. Это очень пластичная, рельефная вещь, выполненная в косых плоскостях.

Эрнст Неизвестный сделал для библиотеки МИЭТа двенадцать портретов великих деятелей науки из дерева и латуни и, в том числе, портрет Ленина, несколько большего размера, нежели остальные одиннадцать и, насколько известно, единственный в его творческой биографии.

На волне популярности постройки МИЭТа Союз архитекторов представляет се на Госпремию СССР. И Эрнст Неизвестный представлен в авторском составе. Но тут происходят странные вещи.

Газета «Правда», публикуя очерк о монументальном искусстве и поминая добрым словом скульптурный рельеф в МИЭТе. называет имена зодчих, не назвав имени скульптора. Протест архитекторов, адресованный главному редактору, остается безответным.

Посетившая Зеленоград комиссия комитета по премиям вычеркивает Неизвестного из авторского списка. Письма в этот адрес также не меняют положения вещей.

Но МИЭТ не получил премии. И это было справедливо. Тому была веская причина. Не следовало спешить. Он ведь только часть большой работы — целого города, который создан большим коллективом. А без нашего МИЭТа и город не полон.

Спустя два года в 1975 году проект «Архитектурные комплексы Зеленограда» получил Госпремию, и Эрнст Неизвестный праздновал вместе со всеми награждение архитекторов.

В книге "Говорит Неизвестный" сам скульптор оценивает отношение "художественно-идеологической мафии" чиновников следующим образом (http://lib.rus.ec/b/393196/read ):

"Когда в последние годы моей жизни в СССР у меня отношения с верхами власти улучшились, я столкнулся с новым для меня явлением — сопротивлением среднего звена. Одна из причин моего отъезда — невозможность понять, кто принимает решения и как дальше жить и работать. Казалось бы, Косыгин принимает решения, Косыгин мне поручает работу, но я видел воочию, что эта машина не работает, что решения Косыгина саботируются средним звеном. Это было, когда я строил рельеф в институте электроники. За моей спиной стояли министр электроники Шокин и министр электрификации Антонов, два мощных технократа, подключенных к армейским делам, да к тому же личные друзья Косыгина. Но как саботировался этот рельеф! Художественная идеологическая мафия просто не хотела, чтобы я его делал".

После создания рельефа в МИЭТе Союз художников установил для Эрнста Неизвестного правило - ему разрешалось, как автору, создавать лишь небольшие работы.

Продолжение следует: