Аполяр

Геннадий Лысенко
               
   
       Жизнь рыбака ценна не одними рыбалками, ибо почти каждый рыбак  является ещё и хорошим рассказчиком.  И когда заканчивается «ловля» и ты сидишь у весёлого ночного костра на открытом воздухе среди друзей и  смотришь на высокие отрешённые звёзды, то кто - нибудь из приятелей начинает вкрадчиво и обстоятельно вещать о том, что случилось с ним на одном из водоёмов. И не важно, было ли это на самом деле, или придумано всё от первого и до последнего слова. Так вот сидишь,  и слушаешь, ни о чем постороннем не думая и сразу на душе становится легко и тепло.  Вот и в этот раз, когда из-за неплотных туч на небе выкатилась бледно- жёлтым шаром, полная луна, мой приятель, Давид, помешивая корявой палкой головешки  костра, принялся рассказывать свою историю:
     « Я много раз слышал  от людей, как самые непримиримые  враги  становились друзьями, а лучшие друзья закоренелыми врагами. История, о которой я  хочу вам поведать,  произошла  в семидесятые годы, в годы моей юности.
      Я тогда учился в техникуме электронных приборов и учился, если говорить начистоту, спустя рукава. Как  ни учись, диплом у меня всё равно будет в кармане, ибо с самого основания учреждения, все студенты,  достигшие третьего курса, не оставались без обязательной синей книжечки в твёрдом переплёте, которая смело и гордо именовалась дипломом.
        Однако, уверенность, ставшая аксиомой, незыблемо сохранялась в моёй душе не так и долго.  В один из солнечных январских дней, к нам в 108-ую аудиторию, вместо ушедшей в декретный отпуск, красавицы Светланы Мирославовны, преподававшей автоматику, бочком, как слепой телёнок, вошёл заменивший её, Аполяр Сигизмунд Наипович. Он имел на голове буйную курчавую шевелюру, которая видимо, не слушалась ни одного гребня,  ни одной расчёски. Очки он тоже носил престранные, напоминавшие  седло на корове, если оно существует в природе.
      Вдоволь потешившись над внешним видом и над странными   инициалами педагога, мы принялись познавать глубины автоматики. Сигизмунд Наипович был твёрдо уверен в своих познаниях преподаваемого  предмета и это, не обсуждалось. Все студенты вели себя мудро и лишь один я, в ответ на замечание Аполяра, позволил сказать, что и он не всё знает.
     Его лицо, всегда жёлтое, в мгновение ока налилось красной краской и запылало, как весенний костёр на ветру.
     -Что же ты, Бондаренко, - так звучала моя красивая фамилия - хочешь этим  сказать? Задавай любой вопрос, и я дам тебе исчерпывающий ответ.
     -Хорошо – отвечал я с ехидцей – а нарисуйте - ка мне схему однопроводного звонка.
В этот момент вся аудитория притихла и с жалостью, именно с жалостью, а не с осуждением, посмотрела на меня. Так видимо смотрят французы на приговорённого к гильотине преступника.
     - Хорошо – сказал Наипович – господин студент, вам не удастся поставить меня в затруднительное и унизительное положение. Мы берём фазу и через кнопку посылаем её на звонок, а второй  проводник подсоединяем  напрямую, от земли к звонку и дело пошло.
    -Нет, господин профессор - был мой ответ- Земля тоже провод  и вы сели в ка-ло- шу.
     Дополнительные пятнадцать минут глубоких раздумий не принесли желаемых результатов и он, наш неуязвимый, наш непогрешимый преподаватель вынужден был сдаться.
     И наконец, настала моя очередь сказать правильный ответ, и он не замедлил себя ждать.
     - Дёрните за шнурок с одной стороны двери, а с другой: Динь – дилинь…
 С этого дня я твёрдо уверился в том, что сдать автоматику без вмешательства посторонних сил мне ни за что не удастся. Я мог стать первым и единственным студентом учреждения из четверокурсников за все годы,  не получившим диплома. Редкий урок автоматики обходился без моих ответов у доски и очередных двоек в журнале против моей фамилии.
      К радости моей, всё закончилось благополучно. В один из  выходных  я решил отдохнуть на реке Громотухе, известной своим буйным и строптивым  характером. Была глубокая осень, и я торопился закончить летний сезон рыбной ловли. Клевало плохо и перепробовав все наживки, от червя до манной крупы, я уже собирался «сматывать удочки», как что- то заставило меня остановиться. Я посмотрел влево от себя и увидел, что вниз по горной речушке несётся на обыкновенной резиновой рыбацкой лодке человек. По неизвестной причине, в руках у него не было ни весла, ни шеста. На его пути возник порог, и он, не имея управления, со всего маху налетел на него. Решение было принято молниеносно и прежде чем осознать, что я делаю, моё тело ощутило на себе дьявольский холод струй Громотухи.
     Плавал я хорошо, однако мне стоило большого труда вытащить из воды утопающего, почти не показывающего признаков жизни. Он оказался на редкость живучим и сразу же, только мы достигли берега, пришёл в себя. И как вы,  наверное уже догадались, это и был не кто иной, как  Аполяр Сигизмунд Наипович, мой «любимый» преподаватель автоматики.  Вы будете смеяться, но оказавшись на берегу и придя в себя, он сказал лишь одно:
     -Бондаренко, вы сошли с ума, прыгать в такую холодную воду.
     В этот день мы не сказали друг – другу больше не слова, но на уроках он меня больше не вызвал к доске ни разу, а в журнале непонятно откуда против моей фамилии появились внушительные жирные пятёрки.
     На выпускном вечере  он подошёл ко мне, поздравил с получение диплома и пригласил к себе в гости. В ближайшем общении, Аполяр оказался милым и интересным человеком. К тому же он был опытным  бывалым рыбаком и многое из того, что он мне рассказал, я впоследствии взял себе на вооружение. На рыбалку мы тоже стали ездить вместе и за всё время я только один, единственный, раз сумел «обловить» его и то это произошло в тот день, когда я пожаловался ему на свою относительную неудачу в рыбалке.
     При всём притом, что мы стали друзьями, я ощущал, что он не может забыть того далёкого и постыдного для него случая. Вскоре мой бывший преподаватель получил новую квартиру и  сменив место жительства не сообщил мне своего адреса. Вот такая закавыка получается» .