Глава сорок третья. Возвращение жизни

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало  в гл. 1- 42.


Прибыв  домой,  Сергей  Николаевич слёг,  Ирэн очень беспокоилась за его состояние,  хотела послать за доктором, но  он отказался  от его услуг.  Ночь спал беспокойно, однако  утром проснулся  в добром  здравии, чем очень обрадовал  жену. 

За  утренним чаем, она просила рассказать обо всех событиях,  которые произошли за последнее время.  Ей хотелось знать, как прошла помолвка  Дмитрия,  как произошла встреча   Евдокии Николаевны и Леокадии, что случилось  с   Евдокией Николаевной, как чувствует себя  Леокадия.  Он рассказывал ей всё подробно, она, слушая рассказ,  плакала, жалея  тётушку,  Леокадию,  её малыша. Когда Сергей Николаевич   в своём рассказе дошёл   до просьбы  Леокадии,  глаза Ирэн  расширились.

- Зачем  ей нужен  Николай Александрович?  Что она на этот раз задумала? –Ирэн  была возмущена. – Я думаю, что его не надо беспокоить.  Наташа будет волноваться, в её положении это очень вредно.  Нет,  нет, ни в коем случае!

-  Я сначала тоже так подумал,  но потом дал ей слово,  что  приеду вместе с Николаем, - подвёл итог  Сергей Николаевич.
-  Сергей  Николаевич, она привыкла всех подчинять себе, из-за этого и пострадала, - Ирэн  была права.  Она не  одобряла эти качества, хотя искренне  была привязана к ней  и не хотела для неё ничего плохого.

-  И всё-таки,  Ирэна,  я  думаю поехать к Николаю, поговорить с ним, узнать его мнение, если он согласится, то  завтра мы отправимся вместе  с ним  в Петербург,  если  же  нет,  то  я поеду  туда один, - заключил Сергей Николаевич.
-  А  как  вы объясните  поездку Николая  Наташе?  Что она подумает?  И  вообще  Вы  о  ней  подумали? – Ирэн  возмущалась.

-  Ирина, я должен  помочь  Леокадии,  и  я сделаю  всё, что в моих силах,  я должен  ей помочь,  ближе  меня  у неё  никого нет!- Сергей Николаевич говорил так горячо, что Ирэн  задумалась.
-  Серж,  а что же её родители? -  с  удивлением спросила она.

-  Понимаешь  Ирэна, родители  Леокадии  не стали  ей близкими людьми, потому  что она была воспитана бабушкой, которая  отдала ей себя, где-то и баловала, но любила до безумия! –
-  Да,  я  согласна, - ответила  Ирэн.
-  Ну, вот, а теперь она лишилась  такого дорогого человека, понимаешь её состояние? –
-  Да, Серж, я считаю, что надо ей помочь!  Думаю, что Николай  Александрович  поедет  к ней, -  заключила  Ирэн.

-  Я тоже  думаю, что мне удастся его убедить, - подтвердил Сергей Николаевич. – Так что я  еду сейчас к нему, мы всё решим на месте.
Сергей Николаевич  стал собираться  в дорогу,  Ирэн направилась к своим малышам, но из головы не выходила  Леокадия. «Как жестоко обошлась  с ней жизнь, - думала  Ирэн. – Разве эта девочка, почти  ещё ребёнок, могла предположить такое?  Как  же  ей помочь?»

Сергей  Николаевич   всю дорогу ехал  с  тяжёлыми мыслями.  Ему было бесконечно жаль дорогую  тётушку, она была последней  из рода  его  маменьки, теперь не осталось никого, прервалась та  тонкая  нить, которая связывает одно поколение  с другим.  Теперь поддержать и успокоить его было уже некому, все остальные  родственники были моложе  его.  «Стало быть,  пришёл  мой черёд  уходить, - подумал  Сергей Николаевич   и  ему стало  дурно,  перед  глазами  стояли  папенька, маменька, вся многочисленная  родня. – Боже мой, ведь никого уже нет!» 

Размышляя  о  жизни  и смерти, он представил  Леокадию – эту девочку, которая  в  сущности ещё ребёнок.  Как  много она успела испытать!  Её теперешнее  состояние  очень напугало  его, для того, чтобы видеть  её  прежней, он готов на  всё.

Незаметно  Сергей Николаевич  подъехал к дому  Краснолуцких.   Николай  и  Наташа  ждали его каждый день, новости из Петербурга они получили, но  им хотелось узнать подробнее  обо всём, что там произошло.  Сергей Николаевич  рассказывал  обо  всех:  Дмитрии, Лизоньке, бале, встрече  Евдокии Николаевны  и  Леокадии,  о том, какая это была радостная встреча.  Тётушка была готова  ехать  за своей внучкой  хоть на край света, лишь бы больше никогда не расставаться. Когда  рассказ  дяди дошёл до момента смерти Евдокии   Николаевны,  Николай   нежно обнял  свою жену.

- Родная моя, давай  побережём нашего малыша, - сказал  он.
- Да, да, конечно, - отозвалась Наташа,   и они вышли. Проводив жену  к  себе, Николай вернулся  к  дяде.
- Продолжайте, Сергей Николаевич дальше, я готов слушать Вас, - сказал он.
-  Николай Александрович,  я приехал к  Вам  с  большой просьбой, - начал  дядя разговор о самом главном. – Леокадия Сергеевна  очень желают  Вас  видеть!

- Это она Вас прислала ко мне? – спросил Николай.
-  Можно сказать так, - ответил Сергей Николаевич.
- Когда  мы  выезжаем?  Я готов! – ответил Николай.  Сергей Николаевич смотрел на него,  а  к горлу подкатывал комок,  глаза наполнялись слезами, это были слёзы радости и благодарности одновременно.

-  Я  очень признателен  Вам, мой друг! – сказал Сергей Николаевич, достал  из кармана носовой  платок, промокнул глаза.
-  Да что  Вы, право, Сергей Николаевич!  Я  готов  поехать  с  Вами  к  Леокадии! – повторил  Николай.

-  Какой же  Вы  великодушный, Николай Александрович!  Какой надёжный,  наверное, поэтому  с  самого начала знакомства я  полюбил  Вас, как родного сына! – Сергей Николаевич  не  стеснялся  своих  слёз,  которые  уже текли по щекам.  Он  обнял Николая, расцеловал. – Спасибо  тебе, друг  мой!  Есть одно маленькое дельце, которое надо сделать обязательно.  Как отнесётся   ко всему   Ваша  жена?  Я  не хочу, чтобы она переживала  и расстраивалась.

-  Наташу я подготовлю сам,  я сумею  её убедить  в том, что мне надо поехать в Петербург, сказал Николай. –У меня есть к Вам одна просьба:  я  бы не хотел оставлять Наташу одну  в доме на время моего отъезда,  пусть она поживёт  у  Вас, там  с  Ириной  Владиславовной  и малышами  ей  не будет скучно.

-   О чём, разговор, Николай!  Конечно,  с   превеликим удовольствием,  моя жена будет этому очень рада! – Сергей Николаевич оживился, засобирался.
Прощаясь, Николай  Александрович  обнял  дядюшку.
-  Ждите нас  завтра  утром,  и  будьте готовы!  -  сказал  он.

Проводив  дядю,  Николай  рассказал  Наташе   обо  всём,  что  случилось  с  Леокадией,  Наташа слушала внимательно.
-  Николенька,  обязательно надо её навестить,  я  бы  тоже  с  вами поехала,  но  не хочу рисковать, - сказала она.
-  Милая  моя  Наташа!  Я  знал, что  вы  именно такой ответ дадите  мне! – Николай обнял свою жену, поцеловал.

-  Мне никогда не забыть того  состояния, которое  я  испытала после смерти  бабушки, - начала  Наташа.- Я  помню,  как  Вы пришли  ко мне в беседку, где я была одна.  Помню  Ваш  самый лучший в жизни подарок, тогда  Вы принесли  мне Верного, его глаза были такие весёлые, игривые.  Я посмотрела на него,  и поняла, что жизнь не закончилась, она продолжается  и надо жить дальше!  Нам надо  подумать,  что можно подарить Леокадии, чтобы  она  поняла то же самое, что когда-то поняла  я!

-  Наташа,  любимая  моя, если бы  Вы знали,  как я  Вас люблю!  Как  я  счастлив  с  Вами! – чувства нахлынули,  Николай  с трудом  сдерживал себя.
-   Николенька,  я  подарю  ей  свою канарейку, пусть она радует  её! – вдруг с радостью сказала Наташа. -  Завтра мы выезжаем, надо собираться  в дорогу!

 Николай смотрел  на  Наташу  и  удивлялся.  За  последнее    время она столько всего пережила     по  вине Леокадии,  но теперь, когда той нужна была помощь, Наташа готова  была её оказать.

Утром в назначенный час   Николай и  Наташа были  у дома  Коминских.  Ирина  Владиславовна  очень обрадовалась, что Наташа  проведёт несколько  дней  с ней, они будут  говорить и говорить,  никто не помешает,  а  им  есть  что рассказать друг другу.
Сергей Николаевич  и Николай Александрович поехали  дальше.

В  Петербурге их уже ждали, хотя и сомневались, приедет  ли  Николай  Александрович.  Войдя в дом,  Сергей Николаевич  первым  делом  справился у слуги: как состояние Леокадии  Сергеевны?
-  Они-с   сию минуту  спят, сегодня  им лучше-с, они  обедали, - отбарабанил  тот.
-  Всё  понятно, ступай! – сказал Сергей Николаевич.- Дальше  мы разберёмся сами!

Друзья поднялись  наверх,  им навстречу вышел  Сергей Владимирович, они поздоровались. Николай  был впервые в этом доме, всюду  был заметен недавний траур.
-  Как она? – спросил  Сергей Николаевич.
-  Ей  немного  лучше, - ответил  Сергей Владимирович.  Они прошли в гостиную.  К ним пришёл  Пётр  Иванович,  поздоровался, сел.  Слуга сообщил, что принесли  заказанные цветы. 

-  Извините, господа, это  был мой заказ! – Николай Александрович  вышел.  Через некоторое время  он появился  в гостиной  с букетом  белых роз  и  клеткой  с канарейкой.
-  Пётр  Иванович,  с  Вашего  позволения  я  бы хотел навестить Леокадию Сергеевну, - сказал  Николай  Александрович.

-  Да, пойдёмте  я  Вас провожу, - ответил муж Леокадии.  Они  подошли  к  двери.
-  Прошу  Вас, проходите! – шёпотом сказал  Пётр  Иванович  и  осторожно открыл перед ним  дверь.  Николай  вошёл, одно  окно  в  комнате  было  закрыто плотными шторами,  в другое проникал  дневной свет.  Леокадия лежала  на боку, она спала.  Николай  тихо, чтобы не нарушить её  сон,  прошёл  к  окну, поставил клетку  с канарейкой,  розы положил  на столик  рядом  с кроватью,  тихо присел  и  стал рассматривать  её.

Она заметно похудела, осунулась,  лицо её было спокойно, дыхание ровное.  Не прошло и  пяти минут,  она повернулась на спину,  Николай не сводил с неё глаз. 
- Лицо  словно восковое, - отметил он. -  И рука…-  ему хотелось поцеловать эту почти ещё детскую руку, но он боялся  дотронуться до неё, не хотел будить спящую красавицу.  Вдруг  она  глубоко вздохнула,  ресницы её дрогнули, глаза распахнулись.  Она обвела взглядом комнату, потом  посмотрела на него.

- Вы? – удивилась она. – Вы снитесь мне? – она потянулась к нему рукой.  Он  перехватил её руку  и поцеловал. – Вы приехали?  Вы приехали  ко  мне? -  она только теперь осознала, что это не  сон, что она видит настоящего Николая.  В этот момент  глаза её  вспыхнули  тем  огнём, которым горели ранее, будто изнутри их кто-то зажёг.

- Как  вы себя чувствуете? – спросил он.
- Я хотела умереть, но теперь я не допускаю даже мысли такой! Я буду жить! – сказала она.
- Я рад,  именно для этого я приехал  к  Вам! -  Николай  протянул руку, взял букет. – Это  Вам!
- Как  Вы  узнали, что  я  люблю белые розы? – она вдыхала их свежий  аромат, делая  глубокий вдох. – Боже, как я люблю белые розы!

-  Я  рад! – сказал он,  встал, подошёл  к окну, взял клетку с канарейкой  и поставил  перед  Леокадией. -  Это Вам подарок от Наташи!
-  Наташа прислала мне подарок?  После всего того, что я  ей сделала, она  желает мне выздоровления? – Леокадия была  на грани слёз.

-  Вы же знаете мою жену, она милый, добрый,  великодушный человек, - сказал  Николай.
-  Она никому не желает зла!
-  Как же низко  я поступила  в отношении к  ней, лишь только Господь меня  образумил, - Леокадия каялась во всех своих грехах.

-  Давайте  не  будем о плохом.  Я  желаю  Вам скорейшего выздоровления, я надеюсь, что Вы скоро поправитесь,  всё будет хорошо! – Николай говорил спокойно и уверенно.
-  Вы  не  уедете   сразу? – со страхом спросила она, заглядывая ему в глаза.
-  Нет,  мы  с  дядюшкой  побудем  дня  три, - ответил Николай.

-  Я так благодарна  дяде, какой же  он  замечательный человек! – восхищалась Леокадия.
-  Я  сейчас приглашу его,  пусть он порадуется  за  Вас, - сказал Николай  и вышел.
-  Только Вы   совсем не уходите! – крикнула она ему  в  след.
Спустя какое-то время  Николай  возвратился вместе  с  Сергеем  Николаевичем.  Он  заметил  в  её  состоянии  положительные  изменения,  и  был очень рад.

-  Детка  моя,  как я рад, как я  рад! – он  наклонился  к ней, поцеловал её  в щёчку.- Вы сегодня гораздо лучше, нежели  были  во время нашей последней встречи!
-  Дядюшка,  я всё выполнила, что обещала Вам,- совсем  по- детски сказала  она.
- Так и я выполнил, что обещал! – дядя  улыбался, глядя на Николая. – скоро Вам разрешат вставать, можно будет гулять.  Всё  будет хорошо,  я уверен!

-  Да,  дядюшка, я очень боялась, - начала было Леокадия, но осеклась.
- Чего боялась, детка моя?  Ты же такая бесстрашная! – он понял, о чём она хотела сказать, и перевёл разговор в другое направление.

С  приездом  Николая  Александровича   Леокадия  ожила, доктор разрешил ей  вставать, теперь  она вместе со всеми могла  пить чай  за большим столом,  разговаривать со всеми   сразу, ей это нравилось.  Пётр  Иванович  при  возможности  внимательно  всматривался  в  Николая, пытаясь понять,  что  в  нём  есть такое,  чего нет  у  него.  Он  видел,  какими влюблёнными  глазами  смотрела на  него Леокадия,  его поражала  выдержка Николая  Александровича, его спокойствие,  благоразумие.  Он  нравился  Петру  Ивановичу  всё больше.

 Юлиана  Львовна  смотрела на  Николая, как на спасителя,  она была благодарна ему  за то,  что  Леокадия перестала плакать, стала улыбаться, хотя  и  медленно,  но   к  ней  возвращалась жизнь,  об  этом говорили  её  глаза,  в них  уже не было того равнодушия, которое пугало  мать. 

Вечером,  после чая,  всё  дружное  семейство  за большим столом  играло  в  лото,  Леокадия  по невнимательности  пропускала  ходы,  у неё  оставались незакрытые  цифры, она  смотрела по сторонам, помогала и подсказывала другим,  а  сама проигрывала каждый раз. 

Пётр  Иванович  усадил её рядом  с собой,  и  следил  за своей  игрой  и одновременно за  ней.  Однако, игра  ей быстро надоела,  она  пошла  в  зал,  потом вернулась назад.
- Леокадия  Сергеевна,   Вы у стали? – спросил её муж.
-  Да, я  хочу спать,-  сказала она.
-  Мне проводить Вас? – спросил он, не отрываясь от игры.
-  Нет,  нет, не беспокойтесь,  я сама! – ответила Леокадия.

-  Хорошо, я зайду  к  Вам, пожелать спокойной ночи! -  Пётр  Иванович окинул  её любящим взглядом.  Игра продолжалась  дальше, и  закончилась лишь  к полуночи.  К  этому времени  Леокадия крепко спала, Пётр  Иванович  поправил  ей одеяло, хотел поцеловать, но побоялся разбудить.  Он был рад,  что  болезнь постепенно отступает, его жена становится прежней Леокадией, ему это нравилось.

 Сергей Николаевич и  Николай Александрович  готовились  к  отъезду.

 

Продолжение следует...