Письмо президенту

Нина Ворона
Больше года назад президент обратился к народу с письмом «Россия вперед!».
Народ откликнулся, но о судьбе своих предложений до сих пор не знает. Во всяком случае, я до сих пор не знаю, в какую мусорную корзину было выброшено мое послание. Но даже не это важно. Наверняка среди писем были конкретные предложения, наверняка осталось множество предложений, которые не были отправлены просто потому, что не всем людям доступен Интернет. Судьба этих предложений волнует не только их авторов. Возможно, какие то предложения могли бы стать основой развития России, и были бы доведены до логического завершения в виде законопроектов после всенародного обсуждения на разных площадках.
Еще одним плюсом подобного всенародного обсуждения может стать то, что выработка совместных решений через печатные СМИ, так как охватит большую часть населения, может стать прообразом национальной объединительной идеи.
Предоставляю на ваш суд мой ответ президенту, возможно, даже, скорее всего, мои предложения наивны, я не претендую на  их бесспорность. Но если в моем письме есть хоть капля того, что поможет улучшить жизнь в России, пусть эта капля будет замечена и использована по назначению. Письмо было отправлено 19.09.2009 г.

«  Здравствуйте Дмитрий Анатольевич.
Вы спрашивали моё мнение о настоящем и будущем России – пожалуйста, ознакомьтесь. Часть мыслей, высказанных в этом письме, непосредственный ответ на ваше обращение, часть предложений возникли и были мною записаны весной этого года, в результате размышлений о демографических проблемах современной России.
Если «Россия вперёд вверх», то вам придётся задействовать весь интеллектуальный и трудовой потенциал страны, и попробуйте для начала быть искренними со своим народом.
Если «Россия вперёд вниз, в пропасть», то можете не забивать голову, на ваш век хватит, а народ как-нибудь ещё немного протянет.
Одной из главных проблем нашего общества является то, что в нём нет доверия, и, прежде всего, доверия государству. И это не изменится до тех пор, пока даже вы в своём обращении к гражданам допускаете лживые высказывания: «Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжёлый порок – она в значительной степени игнорирует потребности человека». Извините, но большая часть ваших сограждан жила в советской экономике с бесплатным образованием и медициной, с гарантированным трудоустройством и т. д. Базовые потребности были удовлетворены, а также была возможность получить лучшее в мире образование и реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. В современной России большая часть населения еле сводит концы с концами и не видит реальных перспектив ни для себя, ни для своих детей.
Официальные средние зарплаты не являются таковыми, посчитайте средние зарплаты без учёта зарплат управленческого звена и вы увидите реальную картину. Зарплата в конверте характерна для столиц, а в остальной России люди получают тот минимум, который государство определило прожиточным. А работа за прожиточный минимум, фактически за еду – труд рабский, так что пафос по поводу преодоления крепостничества возможен, если вы признаете возвращение к рабству. Почему вы не можете обойтись без постоянного (речь обо всей элите и TV) очернения советского, счастливого для большинства ваших сограждан, периода. Вы все являетесь тем, что вы есть благодаря советскому строю. Кого вы боитесь? Или, по-другому, на кого рассчитано ваше обращение? На тех, кто не помнит? Если эта пропаганда для молодёжи, то она бесполезна, потому что дети живут в семьях, и не во всех семьях прервана связь поколений.
У России пока ещё есть достаточный потенциал для развития. Прежде всего, это потенциал интеллектуальный, который эффективно использовался только в советский период нашей истории, который был реально социально справедливым. Если мы хотим перемен к лучшему, нужно перестать лицемерить по поводу советского прошлого и признать это. Нельзя преувеличивать недостатки советской системы, обращаясь к народу, который жил при этой системе и может сравнить, в какое время его жизнь была лучше. А так называемые демократические преобразования мало кого радуют на полуголодный желудок.
Для того чтобы позитивные преобразования в России стали реальностью, необходим глубокий анализ всех потенциалов. В первую очередь нужно иметь точное представление о том, сколько и каких специалистов имеется в наличии. Если учесть то, что в России «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами», а в постсоветское время им не помогал никто, самые талантливые специалисты сейчас являются самыми нищими, либо вынуждены работать не по профессии. Но это не значит, что их знания и опыт не нужны России. Необходимо создать кадровый резерв России по отраслям. В него должны войти специалисты, выпускники советских и российских ВУЗов, начиная с 1975г. выпуска, не имеющие никаких постов и чинов в современной России. Для решения этой задачи необходимо озадачить чиновников соответствующих министерств в рамках исполнения ими должностных обязанностей, обязательно установить минимальные сроки исполнения поручения, никаких дополнительных средств не выделять, за неисполнение поручения – увольнение за несоответствие должности.
Кадровый резерв России:
• Паспортные данные
• Информация об образовании
• Место работы, должность и стаж в СССР
• Место работы и размер зарплаты на данный момент
• Социальный статус (безработный, пенсионер и т. д.)
Эта информация есть в соответствующих госструктурах. Её просто нужно собрать в один документ, и составить отраслевые группы, которые, в свою очередь разделить по возрастным группам и уровню доходов на данный момент. Каждый регион должен предоставить эту информацию, а также информацию о пустующих производственных площадях и неэффективно работающих предприятиях. Проанализировав эту информацию параллельно со списком инновационных разработок готовых к стадии промышленного производства необходимо определить, в каком регионе какие производства целесообразнее возрождать или организовывать с нуля при наличии соответствующих специалистов. То, что эти специалисты долгое время не были востребованы, не изменило их квалификацию, а современные информационные технологии они освоят максимум за месяц. Когда вся информация будет проанализирована и решения приняты, необходимо будет предложить лично каждому человеку из этого списка работу (письмом или даже лично представителю местной администрации). На первом этапе необходимо задействовать около 30% этого резерва. Нужно быть готовыми к тому, что людей придётся и убеждать, и уговаривать. Главное, что должно стать аргументом – достойная зарплата, уважение к их труду, все социальные гарантии. Возрождение производства станет началом возрождения России. Как бы странно это не прозвучало, но часть специалистов по официальным источникам вы не найдёте, займитесь всерьёз реабилитацией бомжей, среди них значительная часть с высшим образованием, есть кандидаты и доктора наук. И ещё раз повторюсь, никаких дополнительных средств не выделять, минимальный срок исполнения – месяц, максимальный – два месяца. Ещё один вопрос – где взять деньги? Для первого этапа необходимо выбрать самые быстроокупаемые разработки с минимальными первоначальными затратами. Очень много быстроокупаемых инновационных проектов в сельском хозяйстве. Пусть государство взыщет все долги предприятий из личного капитала и имущества их хозяев.
По поводу мирового экономического кризиса. Если наши банкиры, бизнесмены не справляются со своими обязанностями (по логике вещей у них должны быть обязанности), если они являются неэффективными собственниками, то за разорение предприятий должны отвечать личным имуществом, т. е. сначала они должны возместить убытки своих предприятий из личного капитала, затем должна включиться программа национализации предприятий. Абсолютно законно заработанных состояний сейчас в России практически нет, и это может быть хорошим рычагом давления со стороны государства для того, чтобы владельцы предприятий озаботились не только личным обогащением, но и модернизацией производств, а также достойной зарплатой и соблюдением всех прав работников.
Необходим кардинальный пересмотр системы налогообложения. Даже не специалист может сложить подоходный налог 13%, ЕСН 26% (или уже подняли?) и НДС 18%. Итого 57% заработанных человеком денег забирает государство. Не считая налога на жильё, который кому-то кажется низким, транспортного и местных налогов. Тут же возникает вопрос социальной справедливости. 13% с 6000 рублей или 13% с 6000000 рублей, притом, что дивиденды налогами не облагаются. Почему государство не в состоянии собрать налоги по прогрессивной шкале? Извините, но уход капиталов в тень, либо в оффшоры -  это неисполнение своих прямых обязанностей госструктурами. Если не хватает законодательной базы – добавьте, измените (у вас ручная дума).
Не могу согласиться с вашим утверждением об избыточности государства во всех сферах экономической жизни, как причине возникновения коррупции. Основная причина коррупции – безнаказанность. Почему до сих пор вы боитесь их сажать на длительные сроки с полной конфискацией имущества? Их не кем заменить? Воспользуйтесь резервом или вообще сократите наиболее взяткоёмкие должности. Да, вам сложно, т. к. приходится работать с аморальными людьми, теми самыми «бездарностями, которые пробьются сами». Но что–то менять придётся именно вам, чтобы Россия стала страной, в которой экономически выгодно жить и работать честно. Пока же, если ты честный – значит, ты точно не живёшь в достатке.
В России демократический период начался с горбачевской перестройкой и закончился развалом СССР, вопреки воле народа, который подавляющим большинством высказался за сохранение СССР. То, что происходит в России после развала СССР, является прыжком в пропасть, и любое движение в том же направлении ведёт к гибели России. Нам просто необходимо вернуться в то место, откуда мы прыгнули, т. е. в развитой социализм. И это не будет возвращением назад, это будет движением вверх. Сейчас скандинавские страны находятся в нашем прошлом, т. е. социализме, при этом благополучнее других переживают экономический кризис. Остальные западные страны уже усиливают роль государства в экономике, и в ближайшие 5 – 10 лет станут также устойчивы к подобным кризисам, как скандинавские страны. Россия же находится на пороге очередной, а скорее всего последней в своей истории революции. 20 лет борьбы за выживание могут в любой момент вылиться в социальный взрыв, который и будет концом России. Пока ещё не жгут помещичьи усадьбы как летом 1917, но скоро могут начать. Слишком много обиженных и оскорблённых накопила современная элита. А появление лидера или лидеров не за горами, но начнётся всё и без них. При нашем сегодняшнем отставании от развитых стран ещё 20 лет на революции и последующие разборки у нас нет. Поэтому используйте все силы и средства на возвращение в социализм 1980-х г., при этом нашему народу необходимо ставить сложные интеллектуальные задачи, мы способны их решить.
 
Демографическая политика в эпоху депопуляции.
Уровень потребности в детях в России крайне низок. Также как и население США и других стран запада россияне ориентированны на одно -, двухдетную семью. Но даже эта низкая потребность не реализуется полностью. Главной задачей демографической политики в России должна стать возможность удовлетворения существующей потребности в детях и повышение самой этой потребности до четырёх – пяти детей в семье.
Для решения этой задачи необходимо:
• наличие семьи, т.е. формирование социально-экономического климата, способствующего её созданию и сохранению;
• приоритетная забота государства об уже живущих в России детях, включая прямую поддержку семей с  детьми, независимо от количества детей;
• планирование и реализация преобразований в экономике, развитие малого семейного бизнеса, учитывая возможность освобождения около 50% женщин детородного возраста от занятости на производстве;
Население России достаточно мобильно, что хорошо иллюстрируется внутрироссийскими миграционными потоками в центральный федеральный округ с окраин. Следовательно, возможно перенаправить эти потоки. В первую очередь необходимо создание равноценных с московскими по зарплате рабочих мест в регионах. Это позволит сохранить в регионах трудоспособное, в основном мужское население. Что в свою очередь сохранит часть уже созданных семей, которые находятся на грани распада из–за длительного проживания мужчин, реже женщин вдали от дома.
Так как более 90% работающего населения являются наёмными работниками, было бы целесообразно создание государственных или частично государственных предприятий с реально работающими социальными гарантиями и конкурентоспособными зарплатами, как промышленных, так и перерабатывающих сельхозсырьё. Это также позволит вывести часть работников из теневого сектора, создав альтернативные рабочие места. Государству следует самому создать конкуренцию на рынке вакансий, что переломит монополизм частников, заставит их побороться за работников, «отбеливая» зарплаты и предоставляя реальные социальные гарантии. В конечном итоге это должно привести к большей собираемости налогов.
Существующий на сегодняшний день малый бизнес ограничен торговыми предприятиями, количество которых уже выходит за разумные пределы. Идеальным было бы поощрение государством создания семейных предприятий, без привлечения наёмного труда, производящих товары и услуги. Помимо занятости семейный бизнес может стать фактором, который поднимет престиж большой, состоящей из нескольких поколений семьи.
Государство - живой организм, поэтому ему присущ инстинкт самосохранения. Современное российское государство находится на грани между жизнью и смертью, причём ближе ко второму варианту развития событий. От того, как оно себя поведёт, будет зависеть и продолжительность его жизни, и её качество, статус на мировой арене, границы и сферы влияния, а также множество других факторов, включая и существование современной цивилизации вообще. Главная угроза существования России – стабильное вымирание населения. И никакие эмигранты положение не исправят. Единственным выходом может стать продуманная демографическая политика. Она должна быть демократичной, но при этом целенаправленной и жёсткой. Но ни в коем случае не тоталитарной, так как это только увеличит срок агонии, но смерть России будет неизбежна.
Государственная демографическая политика должна включать:
Видимые большинству населения улучшения в экономике, например снижение цен на продукты питания при увеличении зарплат, стабильные расценки на коммунальные платежи в течении нескольких лет.
Государственная поддержка семей, имеющих детей, независимо от их количества и года рождения: реальное взыскание алиментов, приоритет перед бездетными и малодетными при приёме на работу и повышении по службе (особенно в госструктуры), реальное обеспечение социальными гарантиями работающих мам на предприятиях любых форм собственности и т. д.
Создание государственных промышленных и сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий в регионах (инвестирование государственных средств в создание новых и реанимацию приватизированных предприятий) со справедливым распределением фонда оплаты труда (разница в зарплате не более чем в 2-3 раза между высшим и низшим звеном).
Стимулирование семейного бизнеса, преимущественно в сельской местности  в сфере производства товаров и услуг (не более двух наёмных работников или без привлечения наёмных работников) путём минимально возможного налогообложения и уведомительного режима регистрации. Обязать торговых монополистов реализовывать эти товары в рамках социальных программ. (Все эти шаги должны быть реально ощутимы каждым человеком, живущим в России).
Программа по увеличению рождаемости должна быть направлена на женщин 25 – 35 лет, уже имеющих детей.
Рассчитывать на малолетнее материнство, официально разрешая ранние браки, как минимум недальновидно, как максимум преступно. Раннее материнство – это в лучшем случае один ребёнок обеспеченный и воспитанный в семье. В худшем – беспризорность или пособие одинокой матери. 
Все беспризорники должны быть отмыты, накормлены, должны жить в самых лучших условиях и получать бесплатно качественное образование. Их не должно быть ни на улицах, ни на вокзалах. Любая государственная политика по увеличению рождаемости обречена на провал, пока в стране есть социальное сиротство.
Проблема в том, что мужчины в нашей стране не видят выгодных или хотя бы положительных моментов в женитьбе и тем более в рождении детей. Мужчины сильнее подвержены влиянию идей и авторитетов, и для них важен статус. С идеями и авторитетами сейчас сложно, а вот поставить социальный статус в прямую зависимость от наличия семьи и детей вполне возможно. Ведь стали же все бывшие атеисты верующими в рекордно короткие сроки, когда это понадобилось для того, чтобы остаться у власти. Если сейчас сделать критерием вхождение во власть наличие семьи и не менее двух - трёх детей, то к следующим выборам некоторые справятся с этой задачей. Такой критерий приведёт к смене поколений в нашей элите. Это, во – первых, будет служить примером для подражания в широких массах населения, во – вторых, приведёт во власть людей, которым не безразлично, что останется после них. Этот критерий можно распространить на все руководящие должности в госструктурах, а при наличии политической воли и к изменению политики комплектования кадров в частных структурах.
Неэффективно используемые трудовые ресурсы.
Основной ресурс любого государства – население, т. е. трудовые и интеллектуальные ресурсы.  Они должны своевременно пополняться, обучаться и эффективно использоваться. В современной России труд недооценён и представляет собой по сути рабский. Восполнение рабских трудовых ресурсов в истории всегда происходило за счёт перевода ранее свободных взрослых в состояние рабов путём пленения в войнах или за долги. Самовоспроизводство рабов имело очень незначительные масштабы и,  было недостаточным для развития рабовладельческих экономик. Рабы редко  имеют семью, рожают мало детей, чаще всего не имеют возможности  их вырастить. Формально мы сейчас имеем свободу выбора, живём в демократическом и социальном государстве, но фактически работаем на хозяев, часто ненормированный рабочий день,  мизерная зарплата, социальная незащищённость, просто хамское отношение хозяев. И всё это мы вынуждены терпеть, не имея реальных альтернатив. Смена работы – это просто смена хозяина, и, если меняется на копейки зарплата, более свободный  график, отношение везде одинаковое, как к рабам, беззащитным и легко сменяемым в условиях безработицы. Не случайно именно в 1990-х годах процветало рабовладение, особенно в южных регионах.  Существовало оно и до недавнего времени в центральных регионах России, например, в цыганских семьях были работники, которые выполняли всю чёрную работу по хозяйству за еду, которых хозяева сдавали в аренду за плату. Это спившиеся мужчины, часто с высшим образованием, не нашедшие себе применения в современной России. Уровень образования наших бомжей мог бы поразить воображение советских писателей-фантастов. Зато во властных структурах встречаются люди с поддельными дипломами.
В СССР хорошо работала система подготовки профессиональных кадров, эти кадры были эффективно задействованы в народном хозяйстве. Какая-то часть советских специалистов пережила 1990-е и, вполне может стать основой возрождения производства сейчас. Только необходимо предоставить им возможность работать по специальности, зарабатывать достаточно для полноценной жизни. С высоких государственных трибун говориться о низкой производительности труда в России. Из рядовых работников просто не реально выжать большую производительность, они и  так вынуждены работать на пределе человеческих возможностей, а после работы обрабатывать свои приусадебные и садовые участки, чтобы обеспечить свою семью  запасами на зиму. Если у 90% населения есть обрабатываемые участки земли, то это говорит, в том числе, и о том, что уровень зарплат в стране настолько низок, что не может обеспечить даже полноценного питания. Не может быть в стране промышленного подъёма, до тех пор, пока большая часть её населения вынуждена заниматься сельским хозяйством.
Производительность труда низкая по нескольким причинам: раздутость управленческих штатов, несправедливое распределение фондов заработной платы, завышенные нормы выработки, устаревшее оборудование и т. д. И ещё огромная физическая и психологическая усталость населения от непрекращающейся борьбы за выживание. 
Российские элиты.
Одной из главных проблем современного российского государства является низкое качество элит – экономической в первую очередь, а также политической и административной. Это и профессиональные, и морально-этические (человеческие) качества. Часть интеллектуальной российской элиты благополучно перебралась в более комфортные для жизни страны, оставшаяся часть влачит довольно убогое существование, ещё часть элементарно не выжила в условиях дикого рынка. Государство не вовлекало таланты в решение государственных задач. В обществе сложилось стойкое убеждение, что госслужба часто является прикрытием незаконной, в том числе, коммерческой деятельности. Этому способствуют и, например, решения Госдумы о депутатской неприкосновенности: «кто больше наворовал – иди в депутаты». Отношение к выборам соответствующее. Люди думающие и способные находить оптимальные профессиональные решения чаще всего имеют определённые морально-этические установки не позволяющие им мараться политикой, не говоря уже об элементарном отсутствии средств на предвыборную компанию. Административные должности распределяются либо по клановому признаку, особенно в южных регионах, либо по «блату». А должны бы замещаться на конкурсной основе. В стране пока ещё есть достаточные интеллектуальные ресурсы для вывода её из кризиса, но они находятся в поисках средств существования, часто физическим трудом, теряя не только квалификацию, но и остатки веры в достойную жизнь для себя и своих детей. Все-таки для России всегда будет работать поговорка: « талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Почему-то на рынке вакансий не бывает предложений от администраций любых уровней. Не ужели при такой активно рекламируемой борьбе с коррупцией не высвобождаются вакансии в областных и городских администрациях? Каким образом они замещаются? Как проходит конкурс, а он вообще бывает? Кстати, не факт что при объявлении подобного конкурса выстроится очередь из желающих. Но если уж она выстроится, то отбор должен быть очень серьёзный.
Можно провести единовременную аттестацию работников всех региональных администраций на соответствие должности. По результатам произвести увольнения и замещение вакантных должностей на  конкурсной основе с широким привлечением региональных  СМИ. Поручить проведение аттестации можно преподавательскому составу региональных государственных ВУЗов, соответствующих профессий. Можно провести её в тестовой форме, в один день по всей стране (аналогично ЕГЭ, сначала, в виде эксперимента, протестировать чиновников министерства образования). Результаты аттестации можно использовать и как стимулирование более эффективной работы чиновников. Но предварительно, уже заведенные уголовные дела в отношении должностных лиц должны быть доведены до логического конца, с реальными сроками и конфискацией имущества. Необходима только политическая воля руководства страны, даже в рамках существующего законодательства.

Усиление роли государства в реальном секторе экономики. 
Усиление роли государства в реальном секторе экономики в период глобального экономического кризиса просто необходимо. Особенно в российской переходной экономической системе. Государство может выступить в роли прямого инвестора перспективных производств, минуя частные банки. Может выступить в роли собственника вновь создаваемых и (или) реанимируемых приватизированных предприятий.
Государственная поддержка в условиях  экономического кризиса необходима, прежде всего, производству. По мнению большинства населения, нет особой необходимости спасать банки и неэффективных собственников. Если уж им и помогать, то на условиях национализации части или целого. Возможно, в некоторых случаях инициировать процедуру  банкротства, обязать неэффективных собственников погашать долги предприятия из личных средств (конечно предварительно, с привлечением независимых экспертов, доказав нецелевое использование средств, предусмотренных на развитие предприятия, либо использование кредитов для личного обогащения и т. д.). При желании можно найти соответствующие процедуры. Выдавать средства банкам вообще нецелесообразно. Финансирование напрямую путём государственных закупок (государственный заказ может стать стимулом для развития не только оборонных предприятий, но и других отраслей: производство стройматериалов, деревообрабатывающих, лёгкой промышленности, производство электроники, транспортных средств и т. д.) тех же КАМазов, авансовые платежи авиастроению, судостроению и т. д. вполне могут  стимулировать развитие этих отраслей. Причём такое финансирование (по сути, инвестирование) потенциально очень доходно, как в плане денежной отдачи, так и плане снятия социальной напряжённости. Конечно, это не тупая продажа ресурсов, здесь придется думать и тщательно считать вложение каждой копейки. Только вложив свои средства в производство, государство озаботится эффективностью налогообложения производителей.
Потенциально доходными  должны стать предприятия, внедряющие новейшие научные разработки (сейчас их единицы и держатся они на энтузиазме). Почему бы государству не отобрать часть наиболее перспективных разработок и создать с нуля производства на их основе? Или мы в очередной раз подарим западу наш патент вместо, того, чтобы продавать конечный продукт? Если в этот сегмент рынка не идут  частные инвесторы, почему бы государству не стать таким инвестором? Инновационный продукт должен стать основным экспортным товаром.
Во всех отраслях промышленности должно быть хотя бы   несколько предприятий, находящихся в  государственной собственности. Помимо прямого дохода от работы таких предприятий государство получит возможность создать конкуренцию частным предприятиям, что в свою очередь повысит эффективность их работы. Для этого на государственных предприятиях должно соблюдаться несколько условий:
• Высокие профессиональные качества руководителя, обязательное высшее профильное образование (если человек руководит швейным производством, он должен знать технологию этого производства; станкостроительным – должен разбираться в станках и т. д.), желательно второе высшее экономическое образование.
• Весь штат сотрудников, включая руководство должен набираться на месте. Набор обязательно  на конкурсной основе.
• Заработная плата низшего звена должна превышать в два раза реальную заработную плату на аналогичных предприятиях частного сектора.
• Заработная плата высшего звена не должна превышать зарплату низшего звена более чем в два (максимум три) раза. Это должно быть очевидно, т. е. никаких дорогих машин, ресторанов, предметов роскоши и т. д.
• Зарплата должна выплачиваться вовремя и полностью.
• Госпредприятия не должны иметь никаких   льготных условий существования (возможно анонимность владельца, т. е.  государства). При обнаружении препятствий в эффективной работе предприятия со стороны госструктур, налогообложения и т. д.  руководство должно инициировать изменения в законодательстве  или наказание лиц,  препятствующих работе предприятия, (обязательно наличие в штате квалифицированного юриста).
• Приоритет при приёме на руководящие должности должен отдаваться женатым мужчинам,  имеющим детей и женщинам, имеющим детей, независимо от семейного положения.
• Необходимо создавать молодой коллектив, т. е. от 18 до 40 лет. Руководитель – 30-40 лет.
• Первые предприятия можно создавать уже сегодня на пустующих площадях  приватизированных предприятий, арендуя  их или изымая их в пользу государства, как неэффективно используемые.
• Предприятия могут быть различными по масштабам  и областям деятельности. На первом этапе будет целесообразно создание небольших  анонимных предприятий в  каждом из регионов (предпочтительнее в районных центрах, небольших городах) для мониторинга ситуации в промышленности.
• Для этого этапа можно привлечь управленческий резерв президента, региональные отделения «Единой России» и ФСБ.
• СМИ должны освещать создание новых предприятий, активно рекламировать вакансии. Нужно создать ощущение единственного надёжного пути выхода из кризиса.
Результатом создания подобных предприятий должно стать:
1. мониторинг ситуации в экономике, конкретно в промышленном производстве
2. коррекция налогового законодательства
3. создание рабочих мест
4. создание конкуренции частным предприятиям, как на рынке сбыта, так и на рынке трудовых ресурсов, что повысит эффективность их работы, возможно, легализует теневые выплаты
5. увеличение доходов государства, как собственника промышленных предприятий
6. развитие новых отраслей промышленности
7. привлечение молодежи в промышленное производство
8. поднятие  престижа семьи
Возможны побочные эффекты в виде увеличения ВВП, доли экспорта, уровня жизни и  т. д. Государственные инвестиции в промышленность повысят её привлекательность и для частных инвесторов. Если эти, вновь созданные предприятия станут приносить реальный доход государству, оно не захочет с ними расставаться,  но в то же время сможет их акционировать, продать полностью или частично при смене приоритетов, т.е. получит дополнительное влияние на внутреннем рынке.
Малый бизнес, семейные предприятия.
По статистике более 90% работающего населения являются наёмными работниками. Это говорит о том, что создание малого предприятия для подавляющего большинства населения недоступная роскошь потому, что:
• непривычно, сложно
• недоступно, отсутствие стартового капитала
• бюрократические препятствия на этапе оформления
• необходимость работать по теневым схемам для того, чтобы предприятие приносило прибыль
• неприятие кредитов, усиленное работой некоторых банков по потребительским кредитам
• недоверие государству
Таким образом, сегодня при любой, даже очень значительной поддержке государства, чуда не случиться. Очередь из желающих создать малый бизнес не выстроится. На решение этой задачи понадобится несколько лет. И за эти несколько лет надо дать возможность населению накопить первоначальный капитал, работая на государственных предприятиях. При этом все заявленные меры поддержки малого бизнеса уже должны реально работать».
22.10.2010 г.