О Клевере, который жил всегда в тени

Павел Родимов
       В долине было место, где рос огромный вековой дуб.  Ни рядом, ни в километре от него не было ни деревьев, ни даже кустарника. Только ровный ярко-зеленый ковер трав, расцвеченный нежными красками полевого разнотравья.
       В тени дуба тоже росли цветы. Среди них был маленький Клевер.
       Когда Солнце светило ярко, тень дуба спасала цветы от жары. Когда же шел дождь, то листья дерева защищали цветы от излишней влаги.
       Цветы были благодарны своему защитнику и тихо радовались, что судьба позволила им родиться под сенью его ветвей.
- Уж и не знаю, что было бы с нами, живи мы на открытом солнце. – говорил сосед Клевера справа.
- Точно-точно, - вторил ему сосед слева. – Мы бы давно засохли или сгнили бы от дождей.
- Но ведь есть цветы, которые живут не в тени? – задумчиво спрашивал Клевер.
- Думаешь!? – скептически замечал правый. – Мне кажется, это все сказки. За пределами тени нет никакой жизни, а только безжизненная пустыня.
       Клевер не знал, что на это ответить и потому скромно молчал.
       Так проходили дни. Клевер постоянно думал о том, что находится за пределами тени дуба. Ему страшно хотелось увидеть невиданное и изведать неизведанное. Ему становилось невмоготу от скуки и однообразия пробегающих дней. Иногда, Клевер не выдерживал и жаловался своим соседям, но те лишь смеялись над ним или сердито критиковали его непоседливость.
- Радуйся тому, что есть! – говорили они. – Зачем искать проблемы на свою голову!? 
       Клевера раздражала их приземленность и тупость, но других соседей у него не было и со временем он прощал их.
- В конце концов, может быть они и правы. – думал Клевер печально. – Верно ведь говорят: от добра добра не ищут.
       Однако, даже после этих слов, что-то противно ныло в сердце у бедного цветка и, хотя он перестал мечтать о дальних лугах, по ночам ему снились о них сны, после которых просыпаться было тоскливо и тяжко.
       Шло время. И вот однажды под деревом остановились на отдых два путника. Один из них был престарелый Учитель, второй – молодой и горячий юноша: Ученик.
       Путешественники, кинув на землю свои сумки, устало опустились на прохладную землю.
- Мы так долго путешествуем, Учитель, - проговорил юноша. – Почему для того, чтобы найти себя нужно так далеко идти?
       Старик посмотрел  на него и ответил с хитрой ухмылкой:
- В том то и дело, что идти никуда не нужно! Но понять это можно лишь тогда, когда за спиной сотни пройденных дорог.
       Юноша порывисто поклонился Учителю, демонстрируя благодарность за преподанный урок. Клевер же, внимательно слушавший их разговор, ничего не понял. Однако, он решил, что ему представилась замечательная возможность разъяснить свои вопросы.
       Мудрый старик внимательно выслушал цветок, а затем ответил:
- Твоя боль мне понятна, но чего ты хочешь?
- Я хочу, чтобы вы взяли меня с собой и показали мне мир, ибо я хочу познать его. – смело сказал Клевер.
       Услышав такое, его соседи испуганно сжались. Уже одно то, что этот баламут заговорил с людьми, было нарушением правил. А его просьба граничила с безумством.
- Он сошел с ума… он сошел с ума… - шептали цветы друг другу, передавая новость по цепочке. Вскоре уже вся поляна возле дуба знала о самонадеянном и глупом Клевере, желающем покинуть родные земли.
- Что ж, - сказал старик, подумав. – Я впервые вижу такой смелый цветок. В очередной раз это доказывает лишь одно: искра божьего познания знакома не только сознанию человека, но и любой частичке этого мира.
       Еще немного пораздумав, Учитель решительно произнес:
- Мы возьмем тебя с собой.
       Приказав юноше выкопать Клевер из земли, Учитель аккуратно поместил цветок в чашку и полил его несколькими каплями воды из фляги.
- Надеюсь твои корни переживут это перемещение. – улыбнулся старик. Вскоре путники собрали свой нехитрый скарб и отправились дальше.
- Он умрет… он погибнет… - шептали цветы друг дружке и сокрушенно ахали.
       Прошло несколько дней, показавшиеся и Клеверу и его собратьям цветам, долгими годами. Век растений недолог, а потому их восприятие времени иное. Так или иначе, прожитые дни оставили массу впечатлений. Клевер увидел и залитые солнцем долины, и сухие безжизненные холмы, и серые каменистые склоны, и холодные горные пики вдали. Он побывал на берегах полноводной реки и видел озеро, показавшееся ему океаном. Все увиденное поразило его. Однако, не смотря на всю яркость и насыщенность путешествия, в один из дней Клевер попросил людей вернуть его обратно в тень векового дуба.
- Я скучаю по дому. – сказал он с грустной улыбкой.
- Но разве тебе не понравилось быть свободным и видеть то, чего твои сородичи никогда не увидят? – спросил его хитро Учитель.
- Мне все понравилось, но теперь я вдруг ощутил, что должен быть дома.
- Тогда ты и впрямь закончил свой путь. – удовлетворенно признал старик. – Ведь быть дома, потребность каждого из нас.
       Через пару дней путники вновь оказались возле дуба. Ученик вернул Клевер на его место и вновь полил несколькими каплями воды из фляги.
       Украдкой оглядываясь (не слышит ли их Учитель) юноша торопливо спросил цветок:
- Что же ты понял, пройдя с нами этот путь?
       Дело в том, что ему очень хотелось поскорее стать просветленным. Это страстное желание заставляло его искать любые пути к истине.
       Клевер устало улыбнулся.
- Я понял, что жажда познать неизведанное, продиктована нашим желанием познать самого себя.
- И ты познал себя?
- Да. – ответил цветок.
- Почему же ты не мог сделать это здесь, в тени дерева?
- Потому что я сливался воедино с этой землей. Но как только переместился в чужие земли, тут же ощутил, где я, а где не я.
- И ты вернулся сюда, чтобы вновь слиться с этой землей!? – догадался было юноша.
- Нет. Теперь, когда я нашел себя, я не буду сливаться ни с чем.
- Зачем же ты вернулся? – недоумевал Ученик.
- Затем, что далее идти нет смысла. Пора остановиться и насладиться жизнью. Куда бы я не пришел, везде «я» будет «я», а все остальное неважно.
- Но, что ты понял о себе? – продолжал вопрошать человек.
- То, что я Клевер. – улыбнулся в ответ цветок.
Больше ему нечего было сказать.
Ученик поклонился цветку, показывая, что осознал важность преподанного урока. В его познании себя оставалось ещё много не понятого. Возможно, все дело в том, что время для цветов идет совершенно не так, как для нас.