Рецензия на книгу Иланы Арад Паутина-быль

Николай Шунькин
          

В скитаниях по жизни мы встречаем много разных людей. То, насколько мы их запомним, зависит оттого, чем они врежутся в нашу память.  Оттиснут от двери автобуса, толкнут локтем в бок, наступят на ногу, или подарят приветливую улыбку, окинут нежным взглядом, выскажут приятный комплимент.  В любом случае, через некоторое время, это изгладится в памяти, мы забудем об этих встречах, так как нас будут окружать новые люди, новые проявления их поступков.

   Но бывают встречи с людьми, которые алмазным резцом наносят на наш мозг память о себе, и она остаётся надолго, если не навсегда.    Именно такого человека мне посчастливилось встретить на просторах виртуального пространства Интернета четыре года назад.

Уйдя в семьдесят три  года на пенсию после пятидесяти лет работы в шахте, я не знал, куда себя деть.   Бессистемно посещал страницы Интернета, нигде надолго не задерживаясь. Зарегистрировался на нескольких сайтах, но кроме спама ничего не получал. Скажу откровенно: на сайт ПРОЗА.РУ попал случайно. Набрал свою фамилию в поисковой строке, и оказался на странице со своими произведениями, ранее размещёнными на других сайтах. Связался с Админами, объяснил, что у меня нет к ним доступа, так как их разместил не я, попросил убрать. Спасибо Админам – убрали. Заметив, что под моими скромными сочинениями имеется много положительных отзывов, зарегистрировался самостоятельно. Поместил несколько рассказов и стихотворений, принял участие в конкурсе. Понравилось.  Пригласили участвовать в жюри. Работа оказалась намного интереснее, чем я ожидал. После тяжёлого шахтёрского труда, она меня захватила целиком и полностью.  Знакомство с руководителями  Фонда  ВСМ перевернуло мою последующую жизнь. Я стал больше читать, больше писать,  участвовать в конкурсах и жюри. Потом и сам провёл конкурс. Появилось много друзей, обширная переписка.  Несмотря на свои семьдесят лет, в литературе я был новичок,  и сотрудничать с молодёжным Фондом не стеснялся. 

Мне повезло.  Моим вдохновителем и наставником, стала замечательная женщина, Директор  Международного Фонда Великий Странник Молодым – Илана Арад, с которой завязались тёплые дружеские отношения. 

Второй раз повезло, когда Илана, удовлетворяя мою просьбу, выслала мне книгу своих стихов «Паутина-быль». Я читал её взахлёб, с упоением и восхищением, не один раз. Вынужден  просить прощения у всех читателей, и прежде всего у автора, что осмелился взять на себя ответственность высказать  о ней своё мнение и дать совет всем любителям изящной поэзии зайти на  сайт и прочитать  её замечательные стихи.  Уверяю: вам может нравиться, или нет, вы можете с упоением дочитать до конца, и остановиться в начале, можете восхищаться и брюзжать, но равнодушными не останетесь.

Не останетесь, потому что здесь  жестокая действительность прошлого сочетается с  противоречивостью настоящего, возводится до лирического  гротеска и, пройдя через эмоциональное состояние автора, обрамляется в изящную поэзию. Так главным событием  становятся обострённые чувства автора, усиленные многолетним опытом, глубокими знаниями и житейской мудростью.

Автор подводит вас к тривиальной мысли, что смерть неизбежна, и вдруг, с жестоким пафосом доказывает, что и она не решает проблем, личное горе уходит с человеком в землю, а чужое остаётся с живыми людьми, нисколько не облегчая их страданий.

Поражает не только утончённое знание жизни, понимание предмета, глубокое раскрытие образа, а, в первую очередь, те художественные средства, которые автор использует в своей работе.

 Вы читаете, «Миражи», «Ночное солнце», «Листок из прошлого года», «Слушаю ноты»,  «Мы снова вместе», «Из японской поэзии»,  другие стихотворения, и понимаете, что это не стихи, а маленькие художественные шедевры, на создание которых автор потратил не бумагу, не чернила, не время, а часть самого себя, часть своей души, часть жизни.

Говорить об этом можно долго. Приведу только несколько фрагментов из цикла «Человек»:  «Человек и зеркало», «Руки», «Плечи», «Глаза», «Уши», «Нос», «Рот». И все с тонким юмором, глубокой проработкой образа, с тончайшим намёком на то, что речь идёт не о конкретном органе человека, а о человечестве в целом.

Что стоят, например, такие перлы.
«Человек и зеркало»: А тот, что за гранью глядит, как мираж, считает что ты – только тень…

«Сердце»: Кумачовый малыш в тёмном зале безлюдной души…
Излучает оно кванты сладости, счастья и света…
О, мой славный и милый комок ощущений и чувств!

«Снежки»:  Я только всё время леплю серебро в чудесные пули-мячи.

«Хвойная слеза»: И давней старине пропой хвалу, листком заснувшей в капле солнца тонкой.

«Улыбка»:
Лепестки зари.
Тонкий, мерцающий луч
Дышит рассветом.

Букетик лилий
Льётся сказкой в глаза.
Прозрачный воздух…

Скажи облаку
В душе, что полно дождя:
«Я улыбаюсь!»

Особенно отмечу такие всплески души, как «Я – дерево», «Горящая спичка», «Там, где живёт эхо», «У любви нет границ», «Слушай», «Старый, скрипучий компьютерный стул», «Цыганская дочка», «Почему ты молчишь?», «Комната-вдвоём», «Расстреляна жизнь!», «Роза», «Разговор с пчелой», «Симфония леса», «В лёгкой музыке света», «Два отражения», «Последние минуты», «Я буду навещать свою могилу», «Каждому», акростих «Девочка без адреса».

Такие стихи хочется читать, перечитывать и учить наизусть, чтобы помнить всегда, как наказ мудрого человека, ибо именно ненавязчивая мудрость ощущается в каждой их строчке. В них лирика любовная и гражданская, пейзажная и городская, религиозная и философская. В них радость встреч и боль разлук, гордость за людей и возмущение их поступками, счастье рождения и скорбь потерь,  восхищение красотой природы и осуждение губящих её красоту людей. Образы подобраны столь изящно, столь мудро, так точно, что над каждой строчкой можно размышлять бесконечно долго.

В заключение позволю привести несколько строк, запомнившихся после неоднократного прочтения.
«Жила-была спичка, горела так ясно…  Взмахнули реснички, и быстро угасла».
«Будьте осторожными: помыслами, словом ли – Чтоб не затуманилась горная роса».
«Жизнь венок для нас плетёт каждый день и час».
«- Как жаль, - загрустила берёза, - ходить мне судьбой не дано!»
«…берег в нефть,  и в шум, и в смолу разодетый».
«Пятится задом планета Земля».
«Эта странная песня-любовь сердцу горе и негу пророчит».
«На дневном тротуаре – два мокрых следа: мужской и детский. Домой. К обеду».
«Как не похоже медовое ложе  на детское в доме отца…»
«Ты осталась одна, словно капля вина, что скатилась на белую скатерть».
«Море, мудро качаясь, край целует земли».
«На вскочившем в упрямом броске бородатом утёсе…»
«Заплела косы ночь и надела златой полумесяц и полмира окутала царственной, дивной фатой».
«На сто первом парсеке дороги!»
«Я хочу превратить искру света в простые слова».
«Под нежный ветер глубоко встревает память, как заноза изящным шёлком лепестков засушенной в альбоме розы…»
«Меж мыслей растворяются слова…»
«Целует пристань поздний пароход…  А я, как сотни матерей, тревог полна…»
«И роняет мольбы в пустоту с тихим звоном душа, загрустив».
«Звёзды рассыпаны сотней вопросов…»
«Пьяный ветер будит облака».
«Ритмом гулким бьёт инета бит».
«Ветер, не суй ты промозглую сырость за ворот».
«И даже осенью влюбляются опять надеждой душу греющие листья».
«Крона накрутила завитки, огненною маской нарядилась».
«Кружат безмолвно птицы-листья над вымытой дождём землёй».
«Взлетают, разветвляясь, мысли, целуя лёгкий шёлк небес.
Царицу-осень красим кистью в цвета невиданных чудес».
«Под ногами трепещет из листьев ковёр, и ржавеет земля от простуды».
«Поскользнулось солнце на жарком пути и упало в ноябрьскую воду».
«Льётся в трещину сердце, понемногу ржавея».
«Снежинки застилают пухом землю, не тая на ресницах и сердцах».
«Деревья грустят, и вздымаются груди у хвои под холодом снов».
«Лёгким призраком вьётся царица-судьба над людьми, что стремятся её обмануть».
«А на небе по-прежнему клин журавлей – душ тоскующих вечный летит караван».
«Я слушаю ноты в сердце».
«Стала тоска нашим домом родным».
«Полон вопросов извилистый путь».
«Время катится обратно, как из-под колёс – дорога».
«Расстреляна жизнь! - Чья это жизнь? - Бегала без поводка…»
«Рассветом хмурится безжалостное небо».
«Считают ноги километры до привала».
 «Распластались цветы у подножья, их оставив, ушли навсегда».
«Ах, зачем закружились вы, горы – может, ветер завёл вас ключом?»
«Разодрал он листок самый главный, удаляясь вразвалочку прочь…»
«Смотря телевизор, торчишь в мягком кресле, ты – узник, пожизненный срок…»
«Шумное множество слов…  но позволь: шумный содержат они всё же ноль».
«Не надо трогать тишину, покой задумчивого лика».
«Мы снова вместе, рядом: я и дождь».
«И зонтики у старого кино пестрят, как на листе – кружочки-ноты».
«С дождём здороваюсь, как наяву, из ряда стеблей косы заплетаю».
«Но солнца прослезившегося рот читает нам балладу о разлуке».
«То цветки ложатся к ногам цепочкой заученных гамм».
«Салют извергая из луж, машины устроили душ».
«Из двери Вселенной  услышится стук: из праха  и крови, из боли и нег объявит свой лик молодой человек: «Люби меня, Земля!»
«…молитва, которая течёт из уст, как воздух…»
«Их следы дневные так устали…»
«В паре нежной ствол седой милуется с лианой».
«Семейный уклад отмеряют шаги: от завтрака к ужину – поступь ритмична».
«И уверена ль, что созиданьем твоим, претворяется чья-то мечта?»
«И вонзают цветы в угасающий свет, опьяняющий свой аромат».
«Мне розовые пропишите очки, без них доброты не находят зрачки».
«Нам трубы заводов дымят день и ночь, избрав небосвод, словно в тире мишень».
«Устало сердце. Мирно улеглось, в уютном уголке груди застылой».
«Забыты навсегда былые страсти – покой нашли под скопищем тоски».
«Сухо, стыдливо, уныло вокруг, дальний привет от молящихся рук».
«Если бы люди прислушались к повести пламени, может, навеки картечью и пулями не было раненых…»
«Родные шлют молитвы в поднебесье, когда по нас томится пламенем свеча».
«И жизнь, уходя, на прощание дарит подарок улыбкой: больные приходят в сознание… может, с надеждою зыбкою?»
«Но мчится кровь, смывая все сомненья, в ласкающем, по закоулкам вен, тепле».
«Друг мой, меня ты услышь во Вселенной. Я приближаюсь, настрой свой приём…»
«Воздух плотный, будто бы залеплен ватой».
«Снег на всём, как сказка-платье».
«Мы затеяли с подружкой и сестрой игру в развод».
«Воду цепями к реке прикрепляет, чтобы она не стекла».
«Каждый день часы молю сделать день короче».
«Боже, за что мы смеяться и жить не умеем?»
«Только была тут мечта и ушла… нет… завяла…»
«Тропа станет наша – длиною в парсеки».
«Они изучают здесь каждую точку, на нашей отсталой, покорной Земле, и знают о нас все детали построчно, а мы, зная ноль, дремлем сладко в тепле».
«У нас на развес покупают и правду, друзей и права, отпущенье грехов».
«Ты деву светлой помнишь, светлоокой – её избил жестоко жизни кнут… Подумай хорошо, ещё не вечер…»
«Ах, этот воздух цвета тленья в своей туманной полноте сжигает призраки сомнений».
«Пейзаж полночный цвета страсти».
«Молитвы шлю с тоской к воротам рая».
«Бранить, любить и целоваться – вот участь женщины мирской».
«Иди на сердца гулкий стук».
«За ними – ноль, Пылинки пепла. Что ярче – идеал иль пекло?»
«Капельки солнца горячие, как мои капельки сердца».
«Что ты, ветерок, недошуршал в беседе с утренней пчелой?»
«Были радости и любимые цветы. Осталась ваза».
«Раны на солнце! Я не смотрю – это боль глядит мне в душу».
«В свечке колышется нить песен умерших».
«Я копалась в засохших останках войны,
Я искала то место, где спрятаны сны.
Ту свечу, что не гасла до самой весны,
Те слова, что не очень, быть может, нужны
Поколенью, живущему после войны…»
«Когда же закончу свой путь, и буду усталой чуть-чуть,
устанет со мной и дорога, хотя бы совсем и немного».

   Я понимаю, цитатник получился объёмный. Прощением мне пусть будет то, что он далеко не полный. Но, на мой взгляд, и этого достаточно, чтобы убедиться: Илана не делится с вами своими чувствами,  она фонтаном выплескивает их из себя. Вы невольно становитесь соучастниками жизни её героев, вам становится радостно за совершённые ими благородные поступки, и стыдно за то, что вы, вместе с солнцем, землёй, облаками, дождём, знали горе, но ничего не сделали для его предотвращения.

Это, вызванное автором, чувство сопричастности, поражает, и вы невольно становитесь на сторону  сгоревшей спички или не умеющей ходить берёзки. Вместе с автором вам становится стыдно за то, что планета Земля пятится задом, что воздух, которым мы дышим,  плотный, будто бы залеплен ватой. Узнав, что «Разодрал он листок самый главный, удаляясь вразвалочку прочь…»,  вы вслед за автором начинаете жалеть невинную девушку.  Разве можно остаться равнодушным, увидев, как «Распластались цветы у подножья, их оставив, ушли навсегда».


Как бы рефреном через всю книгу звучат  слова: «Я каждый раз разочаровываюсь вновь, когда пинок бесцеремонный – прямо в душу…  И каждый раз иду, как на последний бой за бравым зовом сердца, дерзновенным шагом».  Это уже почерк автора, его индивидуальный стиль.

Ценность её творчества ещё и в том, что она ко всем персонажам своих произведений относится с равной ответственностью за их судьбу, будь это снег или дождь, ветер или гроза, небо или земля, радость или горе, дерево или роза, автомобиль или заводская труба, человек  или животное.  Она восхищается их благородными поступками и в той же мере клеймит неблагородные.

            Приятно, что возведенные до апофеоза стихи погружают нас в чудесные повседневные реалии, мгновенный выход из которых, зачастую неожиданно предлагаемый автором, обескураживает даже искушённого читателя.

Не могу не отметить ту благородную  работу, которую Илана Арад проводит на сайте ПРОЗА.РУ по пропаганде литературного творчества  многочисленной армии авторов.

Желаю ей крепкого здоровья, личного счастья, семейного благополучия и творческого вдохновения на долгие годы.

У кого возникнет желание продолжить знакомство с поэзией Иланы Арад, тот может зайти на персональный сайт http://www.ilanaarad.com/  или сразу на страницу «Паутина-быль»  http://ilanaarad.com/pautina-byl.htm

Николай Шунькин.