Тоска

Лидия Креймер
      Нина выглянула в окно. Хмурый осенний день подходил к завершению. Мелкий дождь, начавшийся рано утром , моросил весь день. В надвигающихся сумерках все выглядело мрачным и  жалким, подстать ее настроению. Нина оглядела комнату. Две старшие дочки Таня и Лара играли на полу. Таня нянчила тряпичную куклу, которую  получила от матери лишь накануне вечером, Лара катала по полу пустые катушки.  Для старших дочек Нина была примером для подражания: если  она бралась кормить  из бутылочки младшую Катюшку, которой едва исполнилось пять месяцев, то Танюшка немедленно брала в руки пустой пузырек из-под валерьянки и прикладывала к нарисованному рту куклы . Трехлетняя    Лара , которой мать еще не успела сшить такую же куклу, баюкала пустые катушки, напевая при этом во весь голос:  а-а-а, пи-пи-пи, что означало- спи. Когда Катюшка засыпала , девочки прижимались к матери, торопясь получить свою порцию материнского тепла и любви. Сейчас Катюшка громко гулила, сидя в подушках. Нина подошла к малышке, поправила подушку под спинкой дочери, поцеловала нежную щечку, радуясь ее спокойному настроению. Взглянув на часы , она поняла, что пришла пора готовить ужин. Вот- вот должен был вернуться с работы муж, который терпеть не мог  подогретую еду. Все должно было быть свежим, в меру горячим. Проблема состояла лишь в том , что угадать время возвращения главы семейства не всегда удавалось.                Владислав, которого все знакомые называли Владом, работал  бригадиром     в стройуправлении. Иногда ему и впрямь приходилось задерживаться на работе, однако это случалось не часто . Гораздо чаще причиной поздних возвращений служили посиделки с   друзьями. После работы они заходили в пивную    возле вокзала, которую все называли  "стекляшкой", пропустить кружку пива. За первой , как правило , следовала вторая,   третья, потом кто-нибудь предлагал   дешевого портвейна  , веселое застолье часто прерывалось  чьей      - либо  женой, уставшей ждать загулявшего мужа и знающей,   где его искать. Высказав мужу , а заодно и его собутыльникам, все, что о них думала. очередная жена волокла гуляку в лоно семьи. Компания рушилась, все вспоминали , что завтра рано вставать и нехотя, покачиваясь , начинали выползать из пивной. Влад всегда с недоумением взирал на появление женщин, явившихся  на поиски мужей. Ему было непонятно,  как они смели это делать и почему мужья им подчиняются.     Свою жену Влад держал в черном теле . Нина сидела дома с детьми, ей и в голову не пришло бы отправиться на поиски мужа, так как    за любую провинность( остывшая еда, капризы детей, неласковый, с его точки зрения,  взгляд)  Влад бил жену, немало не заботясь о том, чтобы скрывать следы побоев.  Он считал, что он хозяин в семье, а следовательно , только ему решать, как " воспитывать " свою жену.
     Сегодняшний вечер для него закончился слишком рано.  Компания  успела пропустить лишь две кружки пива, когда дверь " стекляшки "  резко распахнулась, и в пивную влетела жена  бульдозериста Тараса   Настя, работавшая в их же управлении  крановщицей.  Статная красавица - украинка Настя обладала буйным нравом, громким голосом  , была решительна,  скора на расправу и слыла "бой- бабой".  Быстрым шагом подойдя к столу, она протянула руку и буквально выдернув  оробевшего Тараса из-за стола, громко закричала
   - Чего расселся тут?
   От злости перейдя на родной язык, она продолжила, замахнувшись на мужа
   - У, напывся , як скотына! Геть до дому!
  Повернувшись, она направилась к выходу, более не оборачиваясь, так  как знала , что Тарас беспрекословно последует за ней.
Во время этой сцены никто не произнес ни слова,  лишь сочувственно поглядывали на  обычно бравого бульдозериста. Когда пара скрылась за дверью, Влад со злостью произнес
   -Да, разбаловал Тарас бабу!  Я б такую  враз на место поставил!
   - Брось, Влад, что с бабы возьмешь, - примирительно сказал тракторист Федька. Он был против любых конфликтов и  придерживался мнения, что " худой мир лучше доброй ссоры".
А ведь и вправду, засиделись мы, - подал голос разнорабочий   по прозвищу " студент". - Мне вот книжку дали, всего на одну ночь, так что я двину домой. Как говорится , хорошего понемножку!
   Он решительно встал, махнув всем на прощанье рукой, двинулся к выходу.
   - Э , мужики, не понял ,-   возмутился  Влад, - куда это вы засобирались?
   - Что,  из- бабы компанию рушить станем? Сейчас портвешком горло прочистим, все путем будет!
     Да, нет , Иваныч, пора , на самом деле.  И ты бы шел, твоя -то небось с тремя  замаялась за день!   И детишки  -    по папке соскучились наверное!-     примирительно сказал Федька.     _ Мои , когда малыми были, с ног сбивали от радости! Повиснут, бывало на шее , не отдерешь! На-ко вот тебе,   конфетка в кармане  завалялась,. снеси своим!
   Вытащив из кармана несколько барбарисок, он протянул их Владу. Однако тот не спешил принимать  гостинец. Уставившись на Федьку злобным взглядом, он медленно процедил
  - А ты что так о моих детях стараешься? Они не нищие! Может тебе их мамка по душе? ЕЕ задобрить хочешь?
   Размахнувшись, он ударил Федьку по руке, конфеты веером разлетелись по залу. Все оторопели.  С сожалением глянув на Влада , Федька развернулся и молча вышел из пивной.  Остальные так же молча заторопились к выходу. 
   Оставшись один , Влад  заказал еще одну кружку пива, выпил залпом, резко встал и , хлопнув дверью, что вызвало неудовольствие буфетчицы, вышел из "стекляшки". Шел мелкий   нудный дождь . Он поежился,   так как такую погоду не выносил с детства. Тело  вновь  ощущало неуют влажных серых простыней в непогоду,    кислый            запах прелых тел в общем бараке, тоску, от которой негде было укрыться, забыться было нечем. Все дворовые игры прекращались с наступлением ненастной погоды,так как        летом бегали босиком ,    а   в дождь сидели дома, сберегая      нехитрую обувку для школы.
  - Да, - подумал Влад, - в такую погоду не разгуляешься, придется тащиться домой.
 Он поплотнее запахнул      куртку на груди и направился к дому.
  Спустя десять минут, он уже входил в калитку  своего двора. Окинув взглядом небольшой домик, в котором всего- то было две комнатушки, он поморщился.  ---Строиться надо, - подумал он,   - вон их уже сколько - троих нарожала! Только на это и способна, девок рожать! Говорил же, что пацана хочу! 
  Распаляя себя такими мыслями, Влад зашел в дом.
  Увидев мрачного хмельного мужа, Нина внутренне сжалась от страха. Маленького роста, худенькая, она казалась девчонкой - подростком рядом с   ним-       высоким, грузным . Девочки робко подошли к отцу,  Танюшка обняла его за колени и снизу поглядывая на него, сказала
   - Папка , а у меня кукла есть! Смотри. я ее из бутылочки кормлю, видишь! 
   -Отстань со своей куклой, не видишь, что папа устал!_ рявкнул на  ребенка Влад.
   - Посмотри, папа, она красивая, улыбается, только волосиков у нее нету, мама обещала из ниточек сделать. когда время будет. Но сегодня времени не было, мама занята была!-    огорченно продолжала девочка.
   - Пойдем, Танюша,- потянула дочку за руку Нина, - папа устал. Посиди с Катюшкой, а я папу кормить буду.
Влад рассвирепел.
   -Ты, что , стерва, не даешь ребенку с отцом поговорить?  Другого папу присмотрела?.
   - Что, ты, Влад, успокойся, - зашептала Нина,-    дети слышат ! Я просто хотела . чтобы ты поел, отдохнул.
   - Ты у меня сама сейчас отдохнешь, сука, и надолго! Это что за намеки мужики мне делают! Почему это они моим детям конфеты передают? Или это не мои дети?  -угрожающе шипел Влад, тесня Нину к стене.
   Дети заплакали, по щекам Нины катились слезы, а Влад резко размахнулся и ударил Нину по лицу. Из   ее носа хлынула кровь, она подняла руки , пытаясь закрыть  голову, но муж ударил ее ногой в живот и женщина, как подкошенная,  рухнула на пол. Танюшка подбежала к матери, маленькими ручками пытаясь вытереть кровь с лица матери. Лара же подбежала к отцу, стала бить его кулачками по ногам   и кричать
  - Ты пахой, пахой! Не бей маму!
    Отшвырнув девочку, Влад подошел к шкафу, достал бутылку водки , отпил из горла и сел за стол. Посмотрев на лежащую на полу жену, он сказал
  - Что разлеглась? Хватит притворяться!
   Жена не отвечала. Он встал, подошел к   скамье, на которой стояло ведро с водой, зачерпнул кружку и вылил  в лицо Нины. Женщина вздрогнула и пошевелилась. Открыв глаза и увидев над собой мужа и плачущих детей , Нина сделала попытку встать и это ей удалось.
  - Ну, вот,  ясно же было, что комедию разыгрываешь, жрать давай!- приказал Влад. Нина встала, держась за стену, осторожна двинулась к плите.
  Она налила в большую тарелку  борщ, нарезала хлеба, налила в большой стакан  компот и все это поставила перед мужем.  Сама. покачиваясь от боли в животе, направилась к малышке, которая давно уже хныкала. Нина развернула   ее     , чтобы переменить пеленки . Улыбнувшись     детям     , она ласково сказала
  - Все хорошо , сейчас будем умываться и готовиться ко сну!
 Перепеленав дочку, она едва успела взять ее на руки, как  резкий   удар  по лицу едва не отправил ее в нокаут.
  - Влад , прекрати, что ты делаешь, - закричала Нина.
  - Ты чем меня кормить собралась? - взревел Влад. - Вот  это дерьмо  даже свиньи жрать не станут!
   С   этими словами он сбросил на пол все, что Нина    ставила перед ним  за несколько минут до того. Схватив нож со стола , Влад кинулся на жену.  Собрав силы , не выпуская из рук малышку, Нина кинулась к выходу.  Танюшка проворно выскочила следом за матерью , а маленькая  Лара не успела. Отец рывком отбросил ее  на      кровать, а сам подскочил к двери и запер ее на ключ.,
   -Охладиться захотела, - орал он, - ну охладись!    Ночевать на улице будешь! А я еще подумаю , пускать ли тебя завтра домой. Это- мой дом! Захочу ,сам в нем жить стану,  или другую бабу приведу. На мой век их хватит !
Лара робко потянула отца  за штанину
   - Папа,- сказала она , -где мама?  К маме хочу!
   -Отстань, - отмахнулся Влад,-    сядь  и сиди тихо, а то тоже пойдешь вслед за матерью!
    Малышка подошла к столу, влезла на табурет, встала на колени, чтобы дотянуться до   высокой столешницы, на которой чудом осталась стоять одинокая  солонка с крупной солью. Она внимательно наблюдала за отцом ,  который метался по комнате, что- то бормоча под нос. Внезапно он остановился , подошел к шкафчику, рывком открыл дверцу, достал бутылку водки, граненый станан, налил до краев , начал пить.                Пил он, передергиваясь от отвращения.        Создавалось впечатление, что  кто -то насильно вливает водку  в его рот,  лицо    побагровело , он буквально давился, в горле булькало   и хрипело, как будто само его горло не желало  пропускать ненавистную  жидкость    , глаза стали красными.  Однако     лишь       алкоголь снимал приступы тоски, вызывающей дикую ярость,  желание все рагромить, разрушить, давал возможность забыться тяжелым сном,    а  потому   стакан был допит до конца. Девочка с любопытством наблюдала за отцом, при этом обмакивала пальчик в солонку. затем с удовольствием его облизывала. Отец мрачно взглянул на Лару и она храбро спросила
   - Некусно, да? А  мне кусно, очень, очень!
    Ничего ей не ответив, Влад налил еще один стакан, выпив его с той же гримасой отвращения, затем вышел в сени. Малышка внимательно наблюдала за его действиями, не переставая  макать пальчик в соль      и     облизывать  его.
   Через несколько минут он вернулся, неся в руках небольшую канистру с керосином.   По вечерам иногда отключали электричество, поэтому наготове была керосиновая   лампа и небольшой запас керосина. Выпив очередной стакан, Влад отшвырнул пустую бутылку на пол  и пробормотал
   - Шляешься? Домой не идешь?   Не нравится тебе твой дом? Ну и не будет у   тебя дома!
 Взяв в руки канистру,    он стал поливать керосином по перимеру комнаты. , потом начал искать спички. Долго шарил в карманах,  потом около плиты, однако спички как сквозь землю провалились. Наткнувшись взглядом     на     Лару , он сгреб ее в охапку  и    кинул на кровать со словами
   - Хватит глазами лупать, иди спать. !
   Усталый ребенок не сопротивлялся. Почувствовав под головой мягкую подушку, Лара,  поплакав негромко, чтобы не сердить отца,   послушно       закрыла   глазки. Внезапно погас свет и Влад оказался в кромешной тьме. В окно не проникало ни капли света, все также лил нескончаемый дождь.  Тяжело опустившись на пол около кровати, Влад какое то время сидел молча. В комнате   висел тяжелый смог алкоголя и керосина.  В какой -то момент Влад ощутил   одиночество и страх. Чтобы подбодрить самого себя и развеять  зловещую, пахнущую  угрозой  тишину, Влад пьяным голосом попытался спеть свою любимую песню
   - Ле-тят  у-ут-ки,
   -Ле-етят уут-ки,
   - И два-а гуу-ся.
    Однако песня не задалась. Какое то время в комнате слышалось тяжелое дыхание мужчины и   всхлипывания сквозь сон девочки. Вскоре раздался мощный храп, сон сморил Влада, тоска отступила.  Иногда храп прерывался  зубовным скрежетом,  как  будто ярость, не до конца погашенная алкоголем, продолжала бушевать в нем.            Он    не слышал , как тихо отворилось окно, легкая тень проскользнула в комнату и наощупь двинулась к кровати.  Ласковые руки матери подняли девочку , которая , устав, даже не проснулась.  Осторожно выбравшись на улицу все также через окно,  Нина негромко окликнула старшую дочку
    - Танюша , как вы там? Катюша не плакала?
    - Нет, мамочка , я ей песенку пела и по спинке гладила. как ты делаешь. Я большая уже, я тебе всегда помогать буду! - ответила Таня.
    -Вот и хорошо, моя родная, я вас очень люблю! Сейчас пойдем ночевать к тете  Лене. Вот уже и дождь перестал! Завтра будет солнышко, все будет хорошо!
    Неся  на одной руке Катюшу, на другой- спящую Лару, Нина двинулась к соседнему дому, проситься на ночлег к  пожилой соседке. Танюшка семенила рядом.   Нина не знала, вернется ли она в тот дом,  где ее и детей каждый день подстерегала  опасность, но где-то  в глубине ее души наряду со страхом  жила щемящая жалость к этому нескладному жестокому  человеку,  толкающему и себя,  и семью  к страданиям  и  гибели. Вдыхая теплый нежный запах малышек, она чувствовала, что ее израненная душа  наполняется любовью , страх отступил,    давая надежду  и силы. 
   -Ради них я должна быть сильной, - думала  Нина.   - Все стерплю и вынесу! 
  А Танюшка, безмятежно  семенящая  рядом с матерью,    не думала уже ни о чем . Впереди был отдых, тишина и уют , мама и сестрички были рядом. А что еще нужно для счастья?