Отголоски войны

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Скульптура "Солдат, пронзаемый штыком"


Отголоски войны надолго останутся в памяти художника и будут запечатлены на его холстах и в небольших скульптурах.

Вот одна из невероятных историй о маленькой скульптурной работе Эрнста Неизвестного на военную тему.

 

"...Я работал хранителем в художественном фонде СССР на Софийской набережной", - вспоминает Л.П. Талочкин. - Рабочие, зная мой интерес к искусству, рассказали, что у старьёвщика неподалёку продается какой-то шикарный подсвечник. Когда я пришел, подсвечника уже не было, но лежала маленькая, странного вида скульптура.

Я не сразу понял, что это, но заинтересовался. Сперва подвинул к себе сломанную дверную ручку, сломанный кран от самовара, а потом эту странную вещь. Старьёвщик насторожился и спросил: "А это тебе зачем?" Я сказал: "Здесь и здесь можно отпилить, и получится молоток для чеканки". Так за полтора рубля я купил скульптуру, которая оказалась работой Э. Неизвестного "Солдат, пронзаемый штыком".

Но об этом я узнал через несколько месяцев, когда зашел Неизвестный: я увидел его, и меня осенило - это точно его скульптура. Неизвестный страшно обрадовался и рассказал еще более невероятную историю. Потерял он эту скульптуру при весьма своеобразных обстоятельствах. Шесть лет назад из незапертой мастерской Эрнста пионеры унесли её вместе с другими работами в металлолом. Эрнсту почти всё удалось вернуть, а эта вещь была маленькая, незаметная. Она была не доделана, и так навсегда осталась в необработанном виде".

Продолжение следует: