Arbeit macht frei?

Александр Токарев
В натренированные уши льется утренний поток диджеевского словоблудия:

- Продолжаем читать ваши эсэмэски. «Здравствуй, любимое радио! Скоро пятница. Живу только планами на выходные…» «… скоро отпуск! Еду на море. Ух, и оторвусь же там!»
Лента событий социальных сетей, мотиваторы-демотиваторы прочая хрень: пятница, скоро пятница. Статусы пользователей: «Скорей бы выходные», «Ура! Наконец-то отпуск!»
Дешевые песенки на дешевом радио: Сегодня пятница…»

Труд ценится только как этап на пути отдыха, как средство достижения отдыха. Средство, позволяющее раз в неделю выехать на какие-нибудь шашлыки с пивом или в отпуск в какую-нибудь сраную Турцию, где «всё включено». Интересно, каково же эмоциональное состояние тех, кто уже в среду начинает жить планами на выходные, когда он выходит на работу в понедельник? Или еще печальней – когда заканчивается отпуск? Наверное, на грани суицида.
 
«Сегодня меня так жестко-жестко поимели на работе, ну как обычно у нас», - с блеском в глазах рассказывает молодая-немолодая собеседница. В качестве мотивации к труду здесь «сексуальное» насилие.  «Утром как получила пенделюшек, так сразу работать начала, как пчелка», - объясняет свою мотивацию другая. В ее организации, как видно, насилие «физическое» предпочтительнее «сексуального». Интересно, кто из них получил большое удовольствие от процесса принуждения к труду?

Занятно, но никто из вышеперечисленных индивидов не против системы, где тебя жестко имеют, а пятницы надо ждать, как манны небесной. «Чтобы чего-то добиться, надо работать. А как иначе?» - то и дело слышишь от них же. Зачастую они по уши в кредитах, поэтому бунт против начальства невозможен в принципе. Не говоря уже о бунте против системы труда и капитала.  Массированно вбрасываемая через все возможные каналы реклама делает из людей рабов вещей, а сами люди лишаются воли к сопротивлению. «Надо работать, надо больше и лучше работать».

Нелюбовь к работе во многом связана с тем, что человек не видит и не понимает значимости своего труда. Миллионы людей, сидящих в офисах, оборудованных компьютером и телефоном, с помощью которых что-то кому-то пытаются всучить, могли бы запросто прекратить свою работу, и жизнь бы после этого не остановилась.

Единственным стимулом к труду остаются деньги, а их, как известно, никогда не бывает много. Излишне говорить, что в буржуазном обществе трудовые усилия напрямую никак не связаны с увеличением твоего дохода. Проще говоря, больше всего денег получают совсем не те, кто много работает. Как раз наоборот.

Уже несколько тысячелетий жизнь человека связана с трудом – тяжелым, изнурительным трудом для собственного пропитания. Как только не стало хватать продуктов, получаемых человеком посредством охоты и собирательства, стало возникать земледелие и скотоводство. Теперь для того, чтобы наесться, человеку нужно было не просто пойти в лес, убить дичь и собрать плоды, теперь человек встал на путь систематического труда. Это давало ему стабильность, но постепенно лишало свободы.

В конце концов, часть людей, которые оказались наделены властью и стали обладать собственностью, освободилась от необходимости трудиться. Но потребность в труде осталась. И после этого для большинства людей труд стал каторгой. Каторгой он является и сейчас.

Отличался ли характер труда при социализме? Думаю, что да. Но лишь в определенный промежуток исторического времени. Воспетые поздним Маяковским рабочие – строители Кузнецка – на самом деле работали не за деньги, а во имя построения нового мира. Трудовой энтузиазм – вот главный источник форсированной Сталиным индустриализации 30-х, а вовсе не раскулачивание, вывоз культурных ценностей или труд заключенных. Без этого энтузиазма, без веры в построение желанного светлого будущего, казавшегося таким близким, процесс бы не пошел. Как невозможно было бы и восстановить лежащую в руинах страну после Великой войны.

И пусть сейчас какой-нибудь интеллектуальный петушок прокукарекает что-нибудь про коммунизм как иллюзию, погубившую миллионы. Глыбы исторических данных  - вещь куда более упрямая и убедительная, чем самое звонкое кукареканье. Благо для власти, когда народ не знает и не понимает своей истории. Худо, когда начинает думать своей головой, а не впитывать в себя примитивные штампы и навязанные клише.

Ситуация стала меняться после смерти Сталина. Целью трудовой деятельности стало провозглашаться все больше удовлетворение возросших потребностей людей. Пытаясь «догнать и перегнать Америку», социалистическое общество потеряло нравственные ориентиры. Материальный фактор стал играть все большую роль в системе ценностей человека. А Запад со стороны казался краше и лучше. Появилась так называемая советская «буржуазия», в том числе и в партии. Коммунистическая пропаганда становилась все более унылой и неубедительной. Народ стал терять веру. И, в конце концов, с подачи все той же обуржуазившейся партийно верхушки угробил свой дом. И оказался в сегодняшнем рабстве.

Вот уже не знаю, что лучше – прямое распределение товаров, как в трижды проклятой и обсмеянной апологетами рынка и демократии Северной Корее, или рабский труд на чужого дядю, который время от времени тебя имеет и может запросто дать коленом под зад?

Впрочем, современный человек никогда не признает факта собственного порабощения, подобно тому, как алкоголик не признает себя алкоголиком, а сумасшедший сумасшедшим: просто надо работать лучше.

Работа в Освенциме, вопреки лозунгу на его воротах, НИКОГО не сделала свободным. Хотя многие, наверное, попадая туда, верили в возможность освобождения. Но осуществлялось оно лишь путем перехода в мир иной – действительно свободный от эксплуатации и рабства, жестокости и боли.

Чтобы труд был свободным и приносил моральное удовлетворение, жизнь и пропитание человека не должны быть напрямую связаны с результатами его труда.

Уж сколько было язвительных выпадов против политики «военного коммунизма» в годы гражданской войны (при том, что никто из критиканов не предложил внятной альтернативы), одним из элементов которой  была всеобщая трудовая повинность – большевистская реализация новозаветного принципа «Кто не работает, тот не ест» при прямом распределении продуктов самим государством.

Но ведь, к примеру,  обязательная (принудительная) служба в армии не считается даже сегодня чем-то глупым и бесполезным, хотя ломает она человека не меньше, чем трудовая деятельность.

Ответственное перед обществом государство может на первом этапе ввести трудовую повинность. И человек воспримет эту меру положительно, если от самого государства будет получать приличную материальную компенсацию – хотя бы просто по праву рождения в нем.

Понадобится не одно столетие (а то и тысячелетие), прежде чем труд станет на самом деле приносить радость и счастье. Несколько десятков, а то и сотен поколений землян должны будут впитать в себя иные моральные ценности, очищенные от пережитков рабских эпох. Но государство будущего может сделать первый шаг в этом направлении, начав прямое и равное распределение имеющихся ресурсов (доходов от них) среди своих сограждан. Какую-то часть людей это, без сомнения, развратит. Но время быстро избавится о них по мере воспитательной работы с остальной частью общества. Индивидуалист-собственник, живущий в свое удовольствие, постепенно станет изгоем общества, и его потомки начнут мыслить иначе. Человек будущего должен будет понять, что развитие человечества важнее потребления. Что это вопрос существования всей человеческой цивилизации.

Описывая коммунистическое (уже безгосударственное) общество будущего в романе «Туманность Андромеды» русский гений Иван Ефремов писал:

«Труд в полную меру сил, только творческий, соответствующий врождённым способностям и вкусам, многообразный и время от времени переменяющийся — вот что нужно человеку…

Развитие кибернетики — техники автоматического управления, широкое образование и интеллигентность, отличное физическое воспитание каждого человека позволили менять профессии, быстро овладевать другими и без конца разнообразить трудовую деятельность, находя в ней всё большее удовлетворение. Всё шире развивавшаяся наука охватила всю человеческую жизнь, и творческие радости открывателя новых тайн природы стали доступны огромному числу людей…

Но требование дать каждому всё вызвало необходимость существенно упростить обиход человека. Человек перестал быть рабом вещей, а разработка детальных стандартов позволила создавать любые вещи и машины из сравнительно немногих основных конструктивных элементов подобно тому, как всё великое разнообразие живых организмов строится из небольшого разнообразия клеток, клетка — из белков, белки — из протеинов и т. д.

Все силы общества, расходовавшиеся в древности на создание военных машин, содержание не занятых полезным трудом огромных армий, политическую пропаганду и показную мишуру, были брошены на устройство жизни и развитие научных знаний».

Научно-технический прогресс, оптимизация использования имеющихся ресурсов, уничтожение частной собственности, облагораживание человека путем духовного воспитания, усвоение им высоких морально-этических ценностей, преодоление индивидуализма, а главное – наличие светлой, пусть даже и недостижимой в ближайшее историческое время цели – вот путь к освобождению труда по Ефремову.

«Утопия!» - воскликнет упоминавшийся выше петушок. Кто знает… Но мне она дороже чем чемоданы ваших прагматических знаний, постигаемых  за колючей проволокой концлагеря.