Личные ценности

Инна Гетманенко
     Незамысловатая  улица.  Промышленный  район. Я  вышла  на  трамвайную  остановку — собралась  поехать  в  библиотеку.  Хотя большинство книг можно найти в Интернете, гудение  компьютера  никогда  не  заменит  шелеста  страниц  настоящей  живой  книги.  Двери  трамвая  распахнулись…
     Салон  не  был  переполнен,  но  сидячие  места  заняты.  Я  встала,  и  взялась  за  поручень.
     Рядом  сидела  уже  далеко  не  молодая,  худощавая  женщина  с  желтоватыми  волосами,  зачёсанными  в  «бабетту».  Я обернулась  вокруг,  и  увидела,  что  бОльшую  часть  пассажиров  составляли  немолодые  женщины. Меня  это  немного  удивило,  но,  в  общем,  не  поразило.  Я  снова  повернулась  в  сторону  пассажирки  с  «бабеттой»  (потому  что  для  меня  это  оказалось  самой  удобной  позой).  Пассажирка  же,  видимо,  решила,  что со  мной  можно  завязать  беседу.
     — Куда,  внученька,  едешь? — спросила  она.
     — В  библиотеку, — опешила  я  от  неожиданного  вопроса.
     — Библиотека  это  хорошо. Приятно  слышать,  что  люди  по-прежнему  любят читать…  А  парень  есть?
     — Какой парень? — ещё  больше  опешила  я.
     — Парень…  это  тот,  который  будет  муж. Это  тот,  который  самое большое  счастье.
     — Гм… — выскочил  из  моего  горла  многозначительный  звук.
Женщина  продолжила:
     — Мне  было  почти  семнадцать,  когда я  впервые  увидела  Коленьку, любовь  всей  моей  жизни.  До  этого  я  любила  только  Скамейского,  актёра.  Знаете  такого,  очень  известный  актёр…  у  меня  была  открытка  с  его  фото,  и  я  несколько  раз  спала  с  ним…  бз…  то  есть,  с…  да,  ёлки-палки,  открытку  под  подушку  клала.  В  общем,  такая  детская  наивная  влюблённость. А  потом  я  встретила  любовь  всей  моей  жизни.  Коленька,  он  был  такой  весь…  НАСТОЯЩИЙ.  Ах,  как  он  танцевал!  В  тот  день  в  наше  село  заглянули  офицеры  из  города. Как  выяснилось,  на  самом  деле  это  были  пригородные  шпионы…  впрочем, не  важно.  Коленьку,  любовь всей  моей  жизни, я  полюбила  с  первого  взгляда.  Он забрал меня  в  город, где  мы  прожили  два  дня, а  потом  его  похитили  гуманоиды.  Я  так  плакала!  (Ещё  целых  два  дня).  А  дальше  походила  по  городу,  открыла  для себя  мир,  поступила  в  институт,  встретила  своего будущего  мужа,  с  которым  мы  прожили  пятьдесят  три  или  пятьдесят  четыре  года  и  нарожали  троих  детей…  А сегодня  для  меня  особенный  день.  Ровно  пятьдесят  пять  лет,  как…
     — Вы  и  сейчас  кажетесь  такой  же  наивной  и  восторженной,  как  пятьдесят  пять  лет  назад, — вмешалась  в  разговор  полноватая  женщина,  сидящая  впереди. — Но  на  самом  деле  вы  всё  правильно  сделали:  и  замуж  вышли,  и  детей  нарожали,  да ещё  и  институт  закончили.  Ведь  что  для  женщины  главное? — спросила  наша  новая  знакомая, и  посмотрела  на  меня.
     — Институт  закончить, — иронично  сказала  я.
     — Главное  для женщины — удачно  выйти  замуж,— ответила  моя  собеседница.
     — А  я  так  не  считаю, — вырвалось  у  меня.— Главное — поступить  в  институт  (теперь  уже  академию,  или  университет  и  т.  д.), тогда  все  будут  считать  тебя  умным  и  образованным.  А  если  серьёзно,  то  у  каждого  свой  путь.
     — Ничто  не может  принести  большего  счастья, чем  маленький  тёплый  комочек  в  колыбели  и  любимый  человек  рядом,  никакой  институт  этого  не  заменит. Образование — это  хорошо  и важно,  но  главное — выполнить  своё  женское  предназначение.
     У  пассажирки  с  «бабеттой»,  которая  всё  это  время  внимательно  слушала,  по  щеке  полилась  слеза. «Коленька», — тихонько  сама себе  сказала  она,  а потом  неожиданно,  громко  сделала  вывод:
     — Самое  главное  в  жизни — это  любовь.
     А  потом  ещё  неожиданнее  обратилась  ко  мне:
     — А  ты  как  считаешь?
     — Какая  любовь? — опешила  я.  Ну,  правильно,  любовь  бывает  разная и  к  разному,  а  есть  ещё  имя  такое.
     — Я  люблю  поле, —  сказала  я. – Люблю за  простор  и  кажущуюся  бесконечность.  Ещё  мне  нравится,  как  летают  коровки,  и  пахнут  маки-васильки.  Ещё  я  люблю  смотреть  в  бездонное  небо…
     — Уходит  от  ответа, — сказала  полная  почитательница  семейных  ценностей.
     — Вы думаете? — ответила  я.  Но  это  правда.  Я  люблю  поле  и  свободу.  На  всякий  случай:  это  не  метафоры.  Это  именно  широкое   поле.   Поле  для  разбега  и  размышлений.
     — Ну,  это  ты  сейчас  так  говоришь — слишком молодая.  Хотя  тебе  бы  следовало  уже  задуматься…  да,  брось  ты  дурью  маяться.
     «Коленька», — пространно  глядя  впереди  себя  промолвила  Бабетта.
     — А,  знаете  что,— не выдержала  я,— все  мы  маемся  какой-то «дурью». Вот  вы,  например, — посмотрела  я  на  желтоволосую  старушку, — тешите  себя  глупой  иллюзией,  а  вы,  дорогая  Жена  и  Мать,  бежите  сами  от  себя.  Послушайте,  никто, НИКТО  НИКОМУ  НИЧЕГО  НЕ ДОЛЖЕН.  Одни  полны  мыслями  о  любви,  другие — о  надёжном  семейном  тыле,  а  кому-то  больше  всего  не  свете  хотелось  бы  зайти  в  уютный  читальный  зал,  и  погрузиться  в  мир  фантазий.  То,  что  для  вас  ВСЁ,  для  меня…
     — «Коле-е-енька!»
     — НИЧТО!
     На  лице  старой  женщины  с  «бабеттой»  появилось  изумление  и  мука.  Неожиданно  она резко  оторвала  пуговицу  от  нагрудного  кармана,  и  достала  из  него  что-то  красное и  слизкое.
     — Посмотри,  что  ты  сейчас  сделала  с  моим  сердцем,— выпалила  она.
Я посмотрела:  что-то красное  и  слизкое  оказалось  кровоточащим  сердцем.  Я  так  испугалась!  К  счастью,  попутчица  потом вернула  его  обратно.
     — Извините,— вмешалась  в  разговор  молчавшая  до  этого  интеллигентного  вида  женщина  с  короткими  чёрными  волосами  (она  была  немного моложе  двух других  попутчиц,  и сидела  возле  окна  через  проход), — я  слышала  ваш  разговор,  и  хочу  сказать,  что  для  гармонии  и  счастья  необходима  реализация  разных  составляющих:  это и семья,  и  карьера,  и  просто  интересная  познавательная  жизнь.  Я,  например,  инженер  и  мать,  воспитала  замечательного  сына,  которого,  тем  не  менее,  считаю  ГЛАВНЫМ  ДОСТИЖЕНИЕМ  В  СВОЕЙ  ЖИЗНИ.
     — Да  что  же  вы  зарядили  все  о  своих  достижениях,  заключающихся в  ДРУГИХ людях.  А  САМИ  чего  вы  достигли,  кроме  как  ходили  беременными и  рожали?  Каждый  человек  сам  по  себе  ценен,  и  счастье  его  находится  в  нём самом.
     — А  ты  когда-нибудь  рожала?! – спросила  меня  новая  собеседница.
     — Нет.
     — Так  как  тогда  ты  можешь  говорить  о том,  о  чём  не  знаешь?
     — Дети,  они,  просто  ангелы, — вмешалась  попутчица Жена-Мать,  это  же  маки-васильки,  это  же  ЦВЕТЫ ЖИЗНИ.
     — Все мы  цветы  жизни,— сказала  я.
     — Внести  лепту  в  будущее — долг  каждого. И  приятный  долг! Так  задуман человек.  Дети…  они  же  такие  милые…  ты,  наверное,  их  не  знаешь,  поэтому  так  и  говоришь.
     — Я  почти  два  месяца  проработала  в  садике, —  призналась  я.—  Искала  себе  работу  по  душе,  но  всё  ничего мне  не подходило,  а  дома  давили,  и  я  в  конечном  итоге  апатично  согласилась  пойти воспитателем в  свой  детский  сад — там  была  вакансия.  Хватило  меня  на  полтора  месяца.  Сейчас  я  работаю  в  языковой  фирме, и  очень  довольна  этому, потому  что  действительно  интересуюсь  иностранными  языками.  Теперь  я  ещё  больше  понимаю,  насколько  важно  идти  своим  путём,  а  не  поддаваться  чужому  давлению.
     Так  за  разговором  мы  незаметно  проехали несколько  остановок.  Мне  уже  скоро  выходить.  Я поблагодарила  попутчиц  за  беседу,  попросила  Бабетту  не  обижаться, она  сдержанно  согласилась.  Инженер  дала  мне  свой  номер  телефона,  и  сказала,  что  я могу  звонить,  чтобы  продолжить  обсуждение.  Я  кивнула.  Тоже  сдержанно.  Когда  я  выходила  из  трамвая,  все  собеседницы махали  мне  рукой.  И  я  им.
     Я  направилась  к  библиотеке.  Вспомнила  о  сердце  одной  из  своих  собеседниц. О  том,  как она  достала  его  из  кармана,  и  оно  стало  обливаться  кровью.  Это  всё потому,  что  я  задела  её  ценности. Но  до  сих  пор  не  приложу  ума,  как  можно  вытащить  сердце,  и,  как  ни  в  чём  ни  бывало,  засунуть  его  обратно.  Вдруг  у  меня  кольнуло  что-то  внутри,  я  согнулась  пополам,  и  сказала  «ой».   Это  мои  сердце  и  душа  заболели,  потому  что  были задеты  МОИ  ценности. А потом  всё  стало,  как  прежде.
     На  пути  в  библиотеку  я  проходила  мимо  языковой  фирмы,  где  сейчас  работаю.  Я  подумала,  что  понимать  чужие  языки — просто  необходимость.  И  чем  больше  ты  можешь  понять, впрочем,  как  и  объяснить,  тем  лучше.



                30.06.2013