Одно имя на двоих

Ольга Смысленко
 
          Жизнь трём российским девушкам спас старый сарай в немецкой деревушке Зоммерфельд. Именно эта дряхлая развалюха на окраине чужого села встретилась им на пути, когда бежали они, задыхаясь и падая,  из колонны узников концлагеря Равенсбрюк. Название села в переводе с немецкого означало «Летнее поле». Хороший знак, символ надежды. И этот знак не обманул их.

          Девчата спрятались в сарайчике, но что делать дальше? Куда пойдёшь, не зная языка, не имея друзей в чужой стране? И судьба пожалела девушек, направив в их сторону  прохожего,  доброго человека. Он отвёл их к своей знакомой Фриде.


          Фрида Мирке была обычной портнихой. Увидев  концлагерные робы, она испугалась - но посмотрев в глаза, трясшихся от ужаса девушек,  не смогла сделать вид, что её это не касается.  Разве не касается нормального человека чужое горе? Фрида сказала, что укроет  у себя одну беглянку, а остальных потихоньку  переправила  к другим жителям села. С незнакомкой по имени Тамара портниха поступила так, как поступила бы любая мать, увидев ребёнка в беде: искупала её, накормила, положила спать. А когда та уснула, сожгла её лохмотья в печи и села перешивать свои платья на худенькую русскую.

      Фрида прятала Тамару у себя больше месяца. Мимо села проходили отступающие немецко-фашистские войска, и они не пожалели бы русскую девчонку, если бы увидели её. Но вот пришло время, когда спасённую девушку удалось отправить на родину.
       Прошли годы. И в конце 60-х Тамара Дмитриевна решила разыскать свою спасительницу. Написала письмо в немецкую газету «Neues Deutschland», не очень надеясь на то, что ей повезёт. Но тамошним журналистам удалось установить, что Фрида Мирке живёт в Берлине. Спустя десятилетия Тамара Дмитриевна Мордовцева (после замужества Ищенко) рассказала немецким и российским журналистам свою историю:

— Мне исполнилось всего 15, когда меня привезли на работы в Германию. Мы знали, что авиационный завод, куда нас направили, работает для нужд фронта, для фашистов. Мы пытались помогать нашим, занимаясь саботажем и срывая работу в цехах. Непокорных отправляли в концлагеря. Вот так я оказалась в женском концлагере Равенсбрюке. В апреле 1945 года мы получили весточку о том, что наши войска стремительно приближаются к Германии. Фашисты решили скрыть следы существования концлагерей. Людей собирали в колонны и гнали на север, чтобы погрузить на баржи и затопить их. Чудом нам удалось бежать, по дороге мне встретилась Фрида, которая спасла меня.
    Россиянка вспомнила и другую маленькую подружку из Германии - соседскую девочку Шарлотту:
-  Ей нравилось заходить к Фриде в гости и общаться со мной. И ещё ей понравилось  необычное русское имя Тамара. «Я так назову свою дочку», — говорила Шарлотта, и мы смеялись, представляя, как станем взрослыми, степенными матерями семейств в окружении детишек.

    Встреча Тамары в 1967 году со своими бывшими знакомыми  в Зоммерфельде была очень трогательной. Россиянку повели в местную школу, а там ей навстречу первой бросилась 10-летняя девочка с букетом цветов, что-то сбивчиво объясняя на немецком.
         
           Взволнованная женщина не сразу разобрала, что ей пытается сказать ребёнок. «Тамара, её зовут Тамара», — объяснили Тамаре Дмитриевне сопровождающие. На глазах у ростовчанки выступили слёзы: ведь она встретилась с девочкой, названной в её честь в Германии! Да, это была дочь Шарлотты.


           Удалось найти и саму Шарлотту… Позже они стали переписываться. Тамара Ищенко бережно хранит её письма. Вот перевод с немецкого одного из них: «...тогда ты мне очень понравилась. Ты была прелестна, и я сказала своей маме: если у меня когда-нибудь будет дочь, то я назову её Тамарой. Сейчас у меня четверо детей: три дочери и сын. Тамарой зовут старшую...»


            В следующий раз Тамара Ищенко  побывала в Зоммерфельде уже в 2002 году. И, как старому другу обрадовалась тому сараю, в котором они когда-то прятались от фашистов. Он уже совсем почернел от возраста, но всё ещё не развалился.


            Идёт время. Каждый год немецкая Тамара приглашает русскую Тамару отмечать День Победы в Зоммерфельде. Конечно, путешествовать россиянке становится всё сложнее из-за её возраста, но как отказать подруге, когда и самой хочется повидаться?!