Былинный богатырь Илья

Ольга Смысленко
 

         Удивительный человек Илья Татевосович Дзреев. Настоящий былинный богатырь, только родом не из Мурома, а из Чалтыря, села недалеко от Ростова. Ему 97 лет, а он не растерял ни одного своего увлечения. Хорошую литературу любит: на днях взял и перечитал заново второй и третий том Ираклия Андроникова, играет в шахматы так, что не каждый сильный шахматист согласится сесть за один стол, чтобы сыграть с ним партию. Кому охота проигрывать?
 


          Как-то один мудрый человек в солидных годах поделился со мной  печальными размышлениями: «Подсчитал я – у меня на сегодняшний день 38 родственников разных поколений, и ни один из них не думает о том, чтобы сделать хоть кому-то доброе дело. Каждый только о себе печётся, о своём благополучии старается — даже если родной брат или племянник за помощью обратятся, сначала подумают, рассчитают, что взамен смогут получить. Горько мне, не по-человечески это. А как изменить – не знаю.»


         А вот Илья из Чалтыря – настоящий богатырь с широкой душой, не зря о нём ходят легенды. Ставить рекорды мальчик из Чалтыря начал с юных лет. Было Илье одиннадцать лет, когда в конце декабря в селе устроили скачки. Загорелись тогда страстью и стар, и млад. Как быть мальчишке? И возрастом мал, и коня нет. Но Илья думал-думал и таки исхитрился. Подобрался к дому мельника и потихоньку увёл у него из стоила старенькую кобылу. На ней и отправился на соревнования.

          Смотрит толпа: откуда ни возьмись, летит «иноходец», а на нём «богатырь» - худенький, как воробышек, но уж очень горячий.  К финишу пришёл первым. Окружили его односельчане, стали расспрашивать:  что за чемпион, откуда такой скакун? Узнав, что кобыла принадлежит мельнику, припомнили, что в молодости лошадка действительно славилась своей прытью. И долго хохотали, удивляясь тому, как это Илюше удалось пробудить в ней былой азарт. А больше всех, узнав эту историю, смеялся мельник: не знал он, что у него в конюшне находится будущая чемпионка.


          
           Илья Татевосович  знает пять языков: русский, армянский, сербский, татарский, еврейский, — и всё благодаря друзьям, которых никогда не разделял в зависимости от национальности. О широте души дедушки две его внучки с детства привыкли слышать удивительные истории. Вот и сейчас нет-нет да и спросят: «Расскажи, как ты на войне козу подарил...»
          А дело было так. Илья Татевосович во время войны вместе с другими служивыми находился в городе Дзержинске Горьковской области на формировании полка. Остановились на постой в бедной хатёнке. Хозяева и рады были бы угостить, да у самих и куска хлеба не было. Офицер долго не мог забыть голодные глаза шестилетней девчушки, дочки хозяев. Всё думал, как бы помочь им, чтобы не погибли, смогли продержаться до лучших времён. И сообразил: собрали с однополчанами денег и отправили их тем самым незнакомым по сути людям. Семья купила козу и сумела выжить благодаря козьему молоку.


          Спустя несколько лет пришло письмо Илье Татевосовичу от Нины Ивлевой. Оказалось, что это та самая девочка выросла  и нашла «волшебника», который в войну  подарил им козу. Много лет она писала письма, присылала поздравления с праздниками человеку, спасшему их семью от голода.
           Коза — это хорошо. Но подарить любимого коня...  Впрочем, ростовский парень (в Ростов он переехал в 30-е годы) с открытым сердцем, никогда не мог спокойно смотреть на то, как кто-то нуждается в помощи. А тут случилась такая история. Подарили ему коня. Красавец вороной и нрава был очень горячего. Не конь, а сказка. И вот Илье рассказали, что один из сослуживцев (к слову сказать, татарин) буквально бредит этим конём, глаз с него не сводит, но попросить не решается — кто ж по своей воле расстанется с таким?

           Прошло несколько дней, и Илья подошёл к однополчанину, держа коня на поводу, и сказал в своей обычной полушутливой манере: «Вот, держи. Прими этот подарок сыну татарского народа от сына армянского народа». Парень так растерялся, что не мог вымолвить и слова, только смотрел изумлёнными глазами.



           Илья Татевосович любит гостей. Ну а где гости, там и интересный разговор обязательно завяжется, хозяин дома вспомнит очередной любопытный эпизод.


         — До войны я учился в физкультурном техникуме. Занимался боксом и бегом, немного борьбой. На третьем курсе меня забрали в армию. Я служил в 545 артиллерийском полку. Есть у армян национальная борьба гураш — я ею всерьёз не занимался, но всегда любил посмотреть. И вот в армии командир отправил меня участвовать в соревнованиях по борьбе. Вышел я на ковёр в первый раз, посмотрел на соперника, быстро повернулся, схватил его и опрокинул на лопатки. С начала боя прошло всего 15 секунд — и вот она, первая победа. На второго соперника я затратил 23 секунды. На третьего — 46 секунд. Зал буквально безумствовал. Никто никогда не видел, чтобы бой заканчивался за такое короткое время, — улыбается он.
 

          Может, и стал бы Илья известным спортсменом, борцом, но из армии  попал сразу на войну. Много всякого случалось в его военной жизни.  О том, как он воевал, говорят награды: орден  Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу», медаль «За взятие Будапешта». Артиллерист, командир батареи, позже миномётчик, он прошёл с боями несколько стран, освобождая Украину, Болгарию, Югославию, Венгрию... 


           Было и такое: Илью Татевосовича собирались представить к званию Героя Советского Союза. В феврале 1945 г. его миномётную батарею временно передали в распоряжение 5-го гвардейского Донского казачьего Краснознамённого Будапештского кавалерийского корпуса. Бои тогда уже шли в Венгрии, под Будапештом. Старшему лейтенанту Дзрееву поставили задачу остановить наступление противника на одном из направлении. Иначе плохо бы пришлось пехоте, которую и так теснили со всех сторон. Последняя надежда была на миномётчиков…

          Батарея Дзреева обрушила на врага, подобравшегося уже вплотную,  такой мощный огонь, что тому ничего не оставалось делать, как отступить.  Командир полка обещал, что за проявленное мужество Дзреева представят к Золотой Звезде Героя, только на следующий день погиб. Ранен оказался и сам Илья: прошёл слух, что его нет в живых. На самом деле выжил юный богатырь после тяжелейшего ранения.

.
          Февраль 1945-го — месяц особенно памятный для Ильи Татевосовича. Как забыть о том, что однажды во время передышки между боями в Венгрии он вышел в лес на поляну. Вдруг, откуда ни возьмись, просвистела мимо миномётная мина, ударилась о ствол дерева и разлетелась осколками. Потом страшная боль... Часть осколков попала в плечо, часть — в ногу, вырвав кусок живой плоти. Это было уже второе и третье ранения.

 
          И вот тогда Илья побил ещё один рекорд — на этот раз в борьбе за свою жизнь. У него началась газовая гангрена, боли были невыносимы, и медики стали давать ему морфий. На время действия препарата жизнь казалась сносной, более того, появлялись ощущения, что ты едва ли не властелин мира. Но однажды к нему подошёл доктор. Долго смотрел в упор, а потом сказал: «Парень, ты хочешь вернуться к нормальной жизни после войны, жениться, завести детей? Если так, откажись от морфия. Иначе потом вся жизнь пойдёт наперекосяк».


           Старший лейтенант понял смысл предупреждения врача, и, когда медсестра подошла делать укол, отказался от него. Сколько сил положил он на борьбу со своим самым страшным соперником — болью, — определить невозможно. Не спал сутками. Но однажды понял, что освободился от опасной зависимости — и крепко уснул. С тех пор боль начала отступать.


       … Илья из Чалтыря и для врачей – загадка, феномен. Человек перенёс 23 операции,  три осколка до сих пор сидят у него в ноге, а он живёт радостно, открыт людям, ни на кого не в обиде, как будто ничего плохого с ним никогда не было —  нет, не случалось.