лихие девяностые

Антонина Сереброва
1995год.Я окончательно решила-переезжаю,хотя решение это было выстрадано большими сомнениями.Ставший родным город в западной Туркмении не отпускал просто так,здесь было все-и квартира и хорошая работа и друзья.Друзей ,пожалуй,осталось совсем мало,многие к тому времени уже уехали кто куда.
Уезжать было нужно и мне-это я осознавала всеми клеточками своего тела и чувствовала,как рвется ниточка,связывающая меня с моими родителями,жившими на Урале.

Девяностые годы-великое переселение народов-так бы я назвала это время.

Переезжать-то я решила,а куда и на что? Думала продать квартиру,но ...Те законы,по которым мы жили не позволяли это сделать,а окольными путями не получилось.
Готовясь к переезду продавали все: мебель, посуду,вещи,но с горечью понимали,что на это не уедешь. Откладывать с зарплаты не получалось,так ее даже на питание не хватало.И тут мне представился случай заняться "предпринимательством".Пишу это слово в ковычках,так как к предпринимательсту вряд ли имеет отношение то,чем нам пришлось заняться с такими же девчатами.

А получилось все так: Моя коллега готовилась переезжать в Германию и собирала документы.Ей нужно было поехать в Казахстан,где она родилась,за свидетельством о рождении.
Вернувшись,она поделилась со мной информацией о дешевизне товаров в Казахстане и предложила попробовать там покупать ,а у нас продавать.Разница была в несколько раз,а так как других вариантов заработка не было, я согласилась.

Мы решили съездить в разведку в Алма-Ату,там по ее словам был дешевый оптовый рынок.
О торговле мы ничего не знали и все делали интуитивно.Сначала пошли узнать насчет билетов .

В кассах аэропорта было пусто,только две казашки сидели около кассы.Мы поинтересовались у кассира насчет билетов на Алма-Ату.После того как мы узнали всю информацию и отошли от кассы,казашки, молча сидевшие в зале, подошли к нам и поинтересовались зачем мы едем в Казахстан.Слово за слово и выяснилось,что они такие же как мы,тоже что-то слышали о рынке.

Так мы познакомились с Надей и ее сестрой.
Вчетвером мы решили поехать попытать счастье-всё не так страшно группой-то.

Вскоре мы были в Алма-Ате.Город незнакомый,остановиться негде, билеты на обратную дорогу  через три дня.
Оставив девчат в аэропорту,мы с Надей пошли искать квартиру ,где бы мы могли остановиться.Обойдя без толку почти все окрестности аэропорта,мы расстроенные возвращались обратно и тут нам повезло - мы встретили женщину пенсионного возраста, разговорившсь с которой мы попросились к ней на квартиру. Она согласилась нас пустить.Как потом мы узнали,что в тот день ей нечего было кушать,а мы предложили небольшую оплату.

Так мы нашли квартиру.

Хозяйка нам рассказала,как добраться до рынка.Время у нас было и мы решили завтра познакомиться с достопримечательностями столицы,а в последний день закупиться на рынке.
Так и сделали-день потратили на прогулку по городу ,а на следующий поехали на рынок.На рынке мы разделились и ходили парами-я с Людой,а Надя с сестрой.

Закупились мы к вечеру и собирались уж идти на остановку,чтобы сесть на автобус ,но тут к нам подошли двое молодых парней-казахов и потребовали с нас деньги.

Так мы узнали,что такое рекет.

Денег у нас не было,мы все вложили в товар,зато товара было по две сумки,котрые мы тащили волоком.
Люда со своими сумками кружила между рядов и один рекитер увязался за ней.Другой требовал деньги у меня.
Все это видели торговцы рынка и были это в основном мужики,но все стыдливо отворачивались,а когда я попросила одного торгаша посмотреть за сумками,тот панически отказался.Терпенье моего преследователя заканчивалось,он не хотел понимать,что денег у меня нет и грозился забрать товар.
Страх парализовал меня,но я точно знала,что сумки я не отдам.Видя,что я не реагирую на его приказы,рекитер замахнулся на меня.
И тут со мной произошло что-то странное.Все происходящее являлось мне в замедленном действии.Никогда бы не поверила,если бы такое не произошло со мной.Я видела ,как он замахивается,потом медленно кулак направляется в мою сторону.Если бы я отошла,то он бы промахнулся,но ноги мои были деревянными.
Удар в грудь вернул меня в реальность.Я устояла.Второй удар вызвал во мне приступ гнева,так как меня еще не били.Я чувствовала как кровь приливает к моим глазам и ,видимо,в них выразилась такая решительность дать отпор,что обидчик мой отступил и пошел прочь от меня.Но теперь я уже готова была убить его.Судьба моих сумок,которые минуту назад были всем для меня, стала мне безразличной.Бросив их я побежала за уходящим рекитером и ,догнав его, со всей силы пнула его ногой поз зад.Он упал.Гнев мой прошел вместе с пинком и я осознала,что убьют-то сейчас меня.
Теперь уже уходила я, спиной чувствуя преследователя.Но тут другой бандит,что преследовал Люду крикнул:
-Уходим,милиция!-и они растворились в толпе.
Вещи мои были раскиданы,те торгаши,что только что отворачивались от меня,кинулись собирать их.Со мной случилась истерика.Я запихивала вещи в сумки и кричала на  помощников:
-Трусы,мужики называетесь,рекитеров сраных испугались! За женщину заступиться некому!
Никто мне не возражал.Тут подошла испуганная напарница,а следом подбежал какой-то парень,сказав,что сейчас милиция подойдет.

В чужом городе,в чужой стране,с товаром без документов,в смутное время встречаться с милицией не хотелось и мы,будто сговорившись,подхватив сумки,словно они не были тяжелой ношей, кинулись бежать.

Молча мы сели в автобус,молча доехали до аэропорта,молча вышли и стали переходить дорогу,но на середине дороги истерика уже была с нами обеими.
Мы смеялись взахлеб.Ноги ослабли и мы ,сидя прямо на дороге,  закатывались в истерическом смехе.
Люди,проходящие мимо ,с опаской поглядывали на нас,но не останавливались.Машины объезжали нас.

Минут через пятнадцать мы успокоились и потащились на квартиру.Там уже были другие наши девчата.Они были хмурыми.Вскоре мы узнали,что их обокрали.

Вот так началась наша предпринимательская деятельность.

Со временем мы все уехали и смогли купить  жилье, я -в России,Люда-в Германии,а Надя с сестрой -в Казахстане.