Лапти для Колобка или техника СПИН

Юрий Галкин
Великий мастер Ли Си Цинн сидел в траве у дороги и поучительно чесал задней лапой за ухом. Было солнечное летнее утро. Неподалеку виднелись старухины сусеки. Иванушка Ещё-Не-Царевич (фамилия такая), почтительно раззявя рот, внимательно следил за каждым движением мастера и учился продажам.

- Вот, - завершив своё действо, произнес, наконец, Ли Си Цын, - впереди амбар с сусеками.

- Ага! – радостно подтвердил Иванушка.

- В них не так давно скреблась старуха.

- Ух, ты! – восхитился Ещё-Не-Царевич мудростью учителя.

- Она уже испекла Колобок, вынула его из печи и посадила на подоконник остывать. Если мы ещё тут проторчим толику времени, то он спрыгнет вниз и навсегда уйдёт своей трагической стезёй.

Иванушка понял не все слова, но был полностью согласен с мастером – очень жрать хотелось.

- Поэтому быстренько вперёд и продай ему лапти за четыре пятака.

Иванушка уже было ринулся к цели, как Ли Си Цинн добавил:

- Да не забудь рассказать про акцию: если он купит лапти до обеда, то получит расчёску в подарок!

Забежав за ближайший куст, ретивый коробейник быстренько снял свои стоптанные лапти и закинул их подальше с глаз долой. Достал из котомки новые только что выданные ему для продажи и обул их. Потом вытащил из той же фирменной котомки костяной гребень и засунул его поглубже в штанные, полагая, что ему самому он пригодится гораздо больше, чем колобку. После чего в прекрасном настроении заспешил к старухину дому.

«До чего же хорошую работу я нашёл! – радостно думал Иванушка. – В первый же день и лапти себе новые справил, и расчёску, да ещё сейчас и наемся вдоволь свежего хлеба, а перед этим четыре пятака с него сдеру! Это только я с виду Ещё-Не-Царевич, а внутри – сплошь и рядом пальцем в рот не клади».

Но все его мысли были прерваны сущей неожиданностью: сразу за углом дома у него на пути поперёк тропинки лениво лежал великий мастер и расслаблено помахивал рыжим хвостом. Глаза его были суровы и холодны, как Лягушка Царевна в осеннем болоте.

- Ты, придурок! – спокойно и от этого ещё более пугающе заговорил Ли Си Цинн. – А ну, быстренько снял лапти и достал из штанов гребень!

Иванушка присел на траву и разулся. Потом, пряча подступающие слёзы, вытащил гребень – очень не хотелось отдавать уже почти своё.

- А теперь хорошенько протри полынью лапти изнутри, чтоб запах твоего пота отшибить.

Иванушка не роптал. Беспричинный страх, что теперь его могут и турнуть с работы по статье, проник в его буйную головушку.

- Всё, хватит тереть!

Задумавшись, горемыка от неожиданности вздрогнул.

- А теперь – вперёд к Колобку! И без глупостей! – напутствовал его мудрейший из мудрейших.

Шлёпая босыми ногами, Ещё-Не-Царевич поплёлся к распахнутому окну. Настроение, понятное дело, было уже никакое.

-Здрасьте! – буркнул он и невнятно протараторил:

- Я коробейник купеческого товарищества «Скатерть спозаранку». Предлагаю вам купить у нас новые лапти из экологически чистого лыка, а в подарок я вам совершенно бесплатно подарю костяной гребень, - при последних словах Иванушка горько вздохнул.

Колобок расслабленно жмурился на солнце и неторопливо думал: «Сразу засандалить этому коробейнику в пятак или сначала спеть песенку, ну, а уж потом, если она ему не понравиться, засветить в глаз, как следует? Тем более, что к тому моменту и дедушка должен подойти и, в случае чего, заступится за меня». Но так ничего и не надумав, решил пока повременить:

- Нам ничего не нужно, у нас всё есть.

- А может, купите? – принялся канючить Иванушка. – Лапти хорошие, ручной работы, сплетены по спецзаказу.

Колобок демонстративно отвернулся и закрыл глаза.

Не зная, что делать дальше, Иванушка переминался с ноги на ногу, чувствуя, как горят обожжённые крапивой щиколотки.

Вспомнив вчерашний день, когда он вместе с Ли Си Цинном ходил по его клиентам и присматривался к работе коробейника, новообращенный служитель Меркурия, услышал и запомнил непонятную фразу, сказанную учителем, после которой несговорчивый Кощей Бессмертный купил у того сердечные капли и крем от старения.

- Хорошо, - стараясь слово в слово повторить наставника, опять заговорил Иванушка, - вы меня уговорили. Я вам даю скидку в два с половиной процента!

Колобок громко и противно захохотал:

- Ну, ты полный идиот! Какие лапти, если у меня и ног-то нету?! А гребнем я что буду расчёсывать, панировочные сухари?!

Ноги у Иванушки подкосились, и он медленно осел на землю. Жизнь к нему повернулась обратной стороной Луны. До чего же неудачную работу он выбрал – продавать то, что никому не нужно. То ли дело другие коробейники, что зеленым вином торгуют. Никаких отказов не знают.

Пригорюнясь, он даже не заметил, как нему подошёл Ли Си Цинн.

- У тебя какая мотивация? – равнодушным голосом спросил тот.

- Две полушки в день и алтын за выполнение плана, а что?

- Алтын – мой, и я покажу тебе, как надо работать. Согласен?

Иванушка сперва подумал, что великий мастер и так, бесплатно, обязан ему показывать, как надо работать, однако вовремя скумекал, что бесплатно нынче только в острог сажают, и кивнул в знак согласия. Ли Си Цинн, довольно тявкнув, встал на задние лапы и положил свою рыжую морду рядом с Колобком. Тот, почувствовав рядом постороннего, открыл глаза и недовольно покосился на незваного гостя.

- Чего припёрся, старый Лис, я же сказал, что мне ничего не нужно!

- А я ничего и не предлагаю. Просто смотрю, как вы тут без меня живёте.

- Без тебя?! – удивился Колобок. – А что, разве раньше ты с нами жил?

- Ага, - подтвердил Ли Си Цинн. – Это ещё до тебя было, когда ты ещё на свет не появился. Была у меня тогда избушка лубяная, вот эта, а у старика со старухой – ледяная. Пришла весна, их избушка и растаяла. Вот, они пришли ко мне, попросились, чтоб я их пустил жить, пока они себе новую избу построят. Я их пустил, так они же меня и выгнали со двора. Такой, вот, печальный сериал у нас получился. Да-а…

Прослушав этот ужастик, Колобок хвастливо заявил:

- Попробовали бы они меня выгнать! Я бы сразу деду в пятак, бабке под зад ухватом, пошли вон, мерзавцы! Ещё бы и песенку им на дорожку спел.

И он собрался, было, запеть песенку, которую только что придумал, но великий мастер перебил его.

- Не, они тебя ни за что не выгонят! – и немного помолчав, добавил: - Они тебя – съедят!!!

От неожиданности Колобок даже поперхнулся и закашлялся.

- Как съедят?!

- Разломив на куски и размочив в молоке, чтоб ты мягче был – зубов-то у них почти не осталось.

Колобок запаниковал. Стал кружиться по подоконнику, не зная за что хвататься.

- Ты врёшь, проклятый Лис! Это неправда! Бабка меня любит, она меня на руках носит! А дед за меня готов жизнь отдать!!!

- Ну-ну, - пробурчал великий мастер и собрался отойти от окна.

- Стой! Не уходи! – в голосе у Колобка зазвучали истерические нотки. – Ты старый, ты всё знаешь, скажи, что мне делать?

- Повеситься на солнце и засохнуть, тогда, глядишь, старики тебя и не угрызут.

- Господи, за что мне всё это?! – трагически возведя глаза в небо, громко воскликнул Колобок, и по его подрумяненным щекам побежали слёзы.

Иванушке Ещё-Не-Царевичу стало очень жалко Колобка. Он даже захотел его утешить добрым словом, но Лис так строго зыркнул на него, что милосердие мигом испарилось из сердца радивого ученика. Иванушка съёжился и вновь весь обратился во внимание, ловя каждое слово учителя. Но тот пока молча слушал стенания Колобка.

- Слышь, ты, сдобный гомункулус, - заговорил, наконец, Ли Си Цинн, - а дед твой быстро бегает?

- А? Что? – Колобок даже не пытался скрыть охватившей его паники. – Какой дед? Куда бегает?

- Я спрашиваю, ты от деда сможешь убежать, в смысле, укатиться?

- Зачем укатиться?

- Так, понятно, - подытожил учитель этот нескладный разговор. – В таком состоянии ты и от бабки далеко не укатишься…

- А вот скажи ты мне, друг мой ситный, - после небольшой паузы снова заговорил великий мастер, -  а если бы тебе удалось оказаться в каком-нибудь совершенно безопасном от стариков месте, это помогло бы тебе избавиться от страха и снова начать трезво мыслить?

- Что? – всё ещё тупил Колобок. – В безопасном? А где это?

- Да не так и далеко, вон в том леске, - спокойно ответствовал Ли Си Цинн. – Главное, чтобы тебя старики не смогли догнать, пока ты туда будешь катиться. Ну, а там-то уж, ты в буреломе спрячешься, они тебя ни в жизнь не найдут!

- Ох, старик резвый ещё, а бабка шустра нет меры – утром сама курицу поймала, чтоб лапши наварить. Увы мне, увы! Пропала моя буйная головушка, закатились мои ясные глазоньки, обессилили мои белые рученьки…

Колобок явно входил во вкус и собирался причитать ещё не меньше часа, но было недосуг его слушать. Поэтому Лис перебил его на самой трагической ноте:

- Короче, могу я помочь твоему горю. Но не бескорыстно.

- О чём разговор?! Да ради спасения своей жизни мне никаких денег не жалко!

- Ну, тогда слушай. Есть у меня волшебные лапти, которые сплёл пьяный ёжик, когда уже совсем лыка не вязал.

- И что?.. – слегка разочарованно откликнулся Колобок.

- А то, стоит только любому человеку обуть их – и он уже не ходок. Ноги заплетаются, занозы в кожу впиваются, лыко расходится. И всё, бах со всего маху о сыру землю.

Колобок живо представил, как дед шлепнется, и ашь взвизгнул от удовольствия:

- Вот бы моему деду такие!!! Пока бы он тут по избе кувыркался, я бы спокойно укатился за высокие горы, за тёмные леса, за быстрые реки…

Колобок опять увлёкся, и Ли Си Цинн его прервал:

- Есть у меня и гребень чудесный. Стоит его только поднести к голове, как волосы сразу же на зубья костяные наматываются да запутываются, и никакими силами их уже не распутать – только ампутация!!!

- Классно! – Колобок слегка принялся подпрыгивать от нетерпения. – Бабке, бабке бы такой. Дед по избе кувыркается, она с гребёнкой мается, а я – как король, качусь себе не спеша по просторам Родины!

- Восемь пятаков!

- Сколько?! – взвизгнул Колобок. – Да столько самые лучшие лапти и гребни не стоят!

- Лучшие не стоят, а волшебные стоят!

- Хорошо, два пятака: один за лапти, один за гребень.

- Ну, когда тебя твои старики примутся есть, не забудь им пожелать приятного аппетита, а я пошёл.

- Стой, Лис, стой. Я пошутил. Три пятака, и алтын!

- Счастливо оставаться!

- Четыре пятака, и по рукам.

Ли Си Цинн широко зевнул и нехотя пробормотал:

- И чего я зря трачу время. Дураков, которых съесть хотят – пруд пруди, а лапти и гребёнка в единственном экземпляре. Можно сказать уникальный товар.

- Ну, что ты измываешься надо мною, в конце концов? – Колобок почти кричал. – Ну, нету у меня, нету восемь пятаков!!!

- А сколько есть?

- Пять.

- Врёшь!

- Ну, шесть.

- Ох, и что ж мне с тобой делать? – задумчиво произнес мудрый учитель. – И жалко тебя, просто сердце разрывается. И задаром товар отдавать не хочется. А поступим мы вот как, ты мне заплатишь шесть пятаков и принесёшь из кухни кусок курицы, что бабка для лапши сварила. А я, уж так и быть, отдам тебе лапти и гребёнку.

Потом, когда Иванушка и Ли Си Цинн уже ушли от Колобка, подкрепились варёной курицей и неторопливо двигались по тропинке к новым покупателям, мудрый учитель значительно передёрнув ушами, открыл ему великую тайну:

- Запомни, Иванушка, самый лучший помощник в продажах – это страх.  Учись искать страхи и делай их своими помощниками!

Эти слова Иванушка запомнил на всю жизнь.