Из аннотаций к странице на Проза. ру. О себе...

Ирина Дыгас
                О СЕБЕ.
                Информация о владельце.

       Личные данные.

      __________Если бы мне много лет назад кто-то сказал, что я буду сидеть у компьютера и писать о себе анкету на Проза.ру, то, вероятно, лишь усмехнулась бы. А вот, поди ж ты, свершилось!
      Хотя, это было вполне предсказуемо и ожидаемо: с детства, сколько себя помню, что-то писала. И что только не попадало на кончик моего пера: детские чувства и моменты взросления, радости семьи и трагедии народа, праздники и тризны, любовь и ненависть… Всё, как у большинства людей – простые человеческие чувства, сопровождающие нас на протяжении всей жизни.

      О себе рассказать особенно и нечего. Простая среднестатистическая жительница СССР, получившая в наследство не только обязательное среднее образование, но и его перегибы и ошибки, несправедливость и предательство и, как и все, пережившая вместе со страной все её катаклизмы и потрясения.
      Родилась на юге Казахстана в маленьком посёлке в 1963-м году в семье рабочих. Мама работала в строительной бригаде от завода, отец подрабатывал на стройке от фабрики. Так что, особого достатка в семье не бывало, только самое необходимое, чтоб не умереть с голоду. Семья была многодетна: три брата и две сестры. Нас, пятерых, было непросто поднять при тех заработках, а хотелось ведь не отстать от подружек и друзей.
      ___________Вот тогда-то и зародилось в моей душе стремление, хотя бы на бумаге, описывать ту жизнь, о которой мы, дети, только мечтали. Писала для себя, «в стол», даже не пытаясь кому-то показать свои рассказы. Так мне удавалось уходить от серой и беспросветной нищеты и двуличного общества, не сойти с ума от разговоров на кухнях и на официальных встречах, научиться разделять «хочу» и «надо», отводя им подобающее место и время. Нет, это не детская неискренность, не лицемерие, вовсе нет – это спасение разума от вечного конфликта идеологии и повседневности. Это и помогло мне закончить школу, поступить в училище в Москве и пойти дальше по жизненной стезе, не боясь, что где-то скажу не так или допущу опасную оговорку.

      ___________Вся последующая жизнь была вполне предсказуема и временем, и эпохой: замужество, ребёнок, развод с мужем-выпивохой, размен квартиры и, наконец, свобода и… долгие годы одиночества. Тысячи и тысячи таких же потерянных женщин жили и живут в крупных городах России и, вряд ли, что-то изменится и в ближайшие сто лет. Сто лет одиночества. Как у Маркеса. Только в Москве, в мегаполисе, в сердце Родины.
      Менялось время, менялись и люди. Я тоже не стояла на месте: смена работы, новый коллектив, опять новая работа. Всё металась в поисках хорошей зарплаты и новых возможностей.
      ___________А эпоха подходила к концу. Повеяло ветром перемен, вселяя надежду, что теперь точно всё пойдёт по-другому! Вскоре, закипев и забурлив, страна взорвалась, раскалываясь на куски республик. С ужасом смотря телевизор, не веря и страшась, мы замерли и затаились: что это будет: добро или худо? А было по-всякому: передел и передряги в верхах, раздел и развал на местах, отколовшиеся и ставшие вдруг независимыми республики.
      Отец, не выдержав перемен, умер в июне 86-го года, не дожив до своей реабилитации по сталинским репрессиям три года. А в 92-м году, боясь потерять в пекле националистических пожаров мать, мы вывезли её из республики в Москву. Теперь Казахстан стал для нас полностью заграницей. Там остались воспоминания и могилы, здесь – новая жизнь.

      __________В 93-м году, продав малюсенькую «хрущевку» на Борисовских Прудах, я, дочь, брат и мама оказались на Орловщине. Тихая и сонная деревушка вздрогнула от наплыва переселенцев из республик Средней Азии! Нас здесь совсем не ждали и стали всеми способами выживать. Но не зря же «азиаты» выехали из-под пуль и погромы, не потеряв семьи! Не прошло и двух лет, как деревня на две трети стала приезжей. Они заняли трудовые места в разваливающемся колхозе, подхватив его в «процессе падения», вдохнув свежие силы и идеи в убыточное хозяйство. Только это уже были напрасные усилия – система прогнила насквозь. Рушился весь уклад ведения хозяйства, перекраивались зоны интересов, развязалась война «передела» собственности.
      В «лихие 90-е» вышла второй раз замуж за местного парня, появился сын, жизнь стала понемногу налаживаться, несмотря ни на что, и даже на то, что экономика в стране упала «ниже плинтуса», и работы в деревнях не стало совсем. Пережив с семьёй самые тёмные и беспросветные годы, познав и голод, и безденежье, и болезни, и безработицу – мы выстояли, и сейчас уже не боимся за завтрашний день.
      _________Дочь уже сама мама двух чудесных пацанов; сын заканчивает школу и перед ним встаёт извечный вопрос: «Что делать?»; муж уже больше десяти лет при деле, доволен; и только я, как неприкаянная, жила эти годы, словно чего-то ожидая. Дождалась: дочь подарила компьютер! И… проснулась: «Вот оно! Вот о чём душа тонко так, настойчиво просила: “Писать!”».
      Так и случилось. Пишу.
      Спасибо всем читателям, друзьям и знакомым за визиты и отзывы! Это истинное счастье – быть услышанным!

      С глубоким почтением и признательностью, ваша Ирина Дыгас (Абрамова).
         
           Сентябрь, 2012 г.

                Фото из личного архива.