Чтобы дарить

Нина Роженко Верба
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Эти пушкинские строки из «Пророка» вспомнились мне не случайно. Пожалуй, все то, чему предназначен поэт, все, о чем так пророчески говорил Александр Сергеевич, нашло свое воплощение в творчестве этого автора.

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

«Угль, пылающий огнем» - это о ее сердце, о сердце удивительного поэта на сайте Проза.ру – о Ларисе Бесчастной.  Ее бестрепетному перу доступны такие высоты, и такие глубины человеческого бытия, что дух захватывает и остается только удивленно вопрошать: как ей это удается?

И не спрашивайте, о чем ее стихи? Они всегда о Любви и только о Любви, потому что Любовь – это жизнь поэта,  смысл ее существования, и цель ее существования.  Малейшие движения влюбленной женской  души, ее страдания и боль, ее нежность и трепетность  в стихах Ларисы обретают такую жизненную силу, такое  мощное звучание, что оставаться равнодушным не получится. Она забирает вас в плен и не отпускает. И даже если сердце ваше забыло о  любви, не сомневайтесь – Лариса Бесчастная  отыщет молчащие струнки, и вернет их к жизни, и наполнит их музыкой.  Такова удивительная сила ее слова.

Как и всем большим поэтам, Бесчастной дано говорить об известном и привычном, как об открытии мира. Самое простое и естественное человеческое проявление  в ее устах становится событием вселенского масштаба. Она раскрывает глубинные смыслы происходящего, и возводит жизнь человека на космическую высоту, поднимая его к Богу, соединяя его с Богом. Это удивительный дар. И наиболее ярко, на мой взгляд, этот ее дар раскрывается в миниатюре «Млечный космос».

Надо сказать, что ее прозаические миниатюры нельзя в полной мере отнести к прозе. Они настолько поэтичны и образны, настолько пронизаны внутренним ритмом, что воспринимаются как стихи.  Сплав поэзии и прозы на огне пылающего сердца. Получается нечто  совершенно необъяснимое. 

Событийный ряд в миниатюре вполне реалистичный: мать кормит грудью новорожденного сына:

«То, что в этот раз кормление будет особенным, я понимаю, едва кладу ладони на налившиеся груди: пальцы начинает покалывать, а лица касается скользящий ветерок с запахом моря и молока.  Я смотрю на непривычно тихого сынушку и ловлю взгляд посветлевших вишенок его глаз. Он улыбается и улыбка его  волнами пробегает по позвоночнику и наполняет меня теплом и покоем…»

Но рядовая, на первый взгляд, картинка  под пером Ларисы превращается в некое чудесное таинство, имя которому Материнство. Каждый раз рождение ребенка – как сотворение Мира, как начало начал, как рождение Жизни.

«Он деловито втягивает в себя мой сосок и мы сливаемся в сокровенном единстве. Оно сакральное и языческое по своей первозданности, и жертвенное по сути – это жертва Жизни и Вечности, это жреческое действо и я Жрица Рода, а мой сын его Посланник. Но он ещё не понимает этого, он просто выполняет самую главную свою работу – впитывает с молоком Суть и Заветы Рода, Любовь и Извечное Знание Смысла Жизни.
        Толчки, с которыми он принимает Материнскую Дань задают ритм моему сердцу и в эти мгновения мы оба совершаем Таинство и приобщаемся ко Вселенной…»

Женщина, рождающая новую жизнь – это Божественное чудо, которое повторяется снова и снова. Мы привыкли, мы перестали замечать и относиться к таинству рождения, как к чуду. И Лариса Бесчастная словно открывает нам незрячие глаза, чтобы мы могли увидеть, как прекрасен мир, как прекрасна жизнь.

«Я успеваю понять это и удивиться и столь простой мысли и тому, что одновременно со мной  происходит что-то ещё, нечто чудесное и необъяснимое.
        Корни волос становятся живыми и колкими и я чую, как волосы поднимаются вверх и вижу, как змеятся они в Космосе тонкими исчезающими в бесконечности нитями и как по ним звёздными блёстками бежит ко мне незримый ток энергии. А сама я становлюсь голубовато-белой рекой, струящейся по Млечному пути и принимающей в себя сотни, тысячи неисчислимых ручейков и потоков вязкого света .
        Я наполняюсь силой, любовью и нежностью и ко мне приходит Знание того, что всё, чем я полна в эти минуты, переливается в моё дитя. Сердце начинает биться увереннее и ровнее, и я сосредотачиваюсь на созерцании этого благословенного сосуда…»

Лариса Бесчастная не просто поэт, она еще и художник. Может, поэтому, так  ослепительно ярок мир ее образов. Картина, которую она не просто описывает словами, а живописует кистью художника, получается столь зримой, что сердце замирает о счастья жить:

«Я рассеянно обласкиваю круглые пальчики на ножке сына, и он приподнимает её, словно собирается бежать. И в этот момент меня посещает новое видение: сынок бежит по восходящей млечной нити, увлекая меня за собой ввысь, к далёкому светлому пятну. Куда ты меня тянешь, непоседа? А! В Бессмертие! Ведь ты мой посланник в Грядущее, моё обновление.»

Светлая песнь Материнству, песнь Женщине, песнь Любви. Лариса Бесчастная возвращает нас к истокам, к тому, что есть главное в жизни, к нашему человеческому предназначению. Возвращает легко и радостно, потому что ей, Поэту,  щедро отпущены Создателем и свет, и радость.

Чтобы дарить:

«Я беру сына на руки и он льнёт ко мне всем тельцем, обдавая мою шею лёгким дуновением вздоха облегчения, а ноздри неповторимым пряным запахом его головки. Сынушка мой… Счастье моё…»