По Сеньке и Шапка. История Тверского памятника

Евгений Обухов-Петрик
 Светлой памяти Бориса Николаевича Ротермеля посвящается.

 

 Вот и установлен в Твери памятник и, если верить тверским газетам и телевидению и телеканалу «Культура», все в неописуемом восторге. Ещё бы , оказывается «трудно сыскать хотя бы ещё один регион, где конная фигура правителя размещалась бы на центральной площади областного центра, где сосредоточены основные присутственные места региональной власти» (газ. «Караван+» 21 мая 2008г.).

       Как видим уже и до открытия "знакового всеобщерегионального памятника" многие тверичи были склонны вместе со своим высоким начальством страстно переживать приливы местного патриотизма.

       23 мая 2008 года под проливным дождём был открыт конный монумент гражданину тверскому Михаилу ЯрослаВОВИЧУ. Это случилось, как и было запланировано в губернской канцелярии ещё осенью в дни празднования Славянского Единства, которое в очередной раз не состоялось.

         И никого не удивило, что приехавшие в Тверь на т.н. «международную» конференцию славяне не увидели на ней тверичей - за три часа до открытия Конференции, проводимой властями Твери и области и высокими гостями из Москвы, из культурного и церковного департаментов, была перед тверским драмтеатром поставлена высокая афиша с прейскурантом славянских культурных блюд, которые предлагались лишь тем, кто был официально приглашён на сие заказное мероприятие.

           Даже не пригласили краеведов, членов совета ТРО ВООПИиК (и меня в том числе), которые встречались в Твери 16 мая и казалось именно тогда, за два дня до начала праздничной недели, как нельзя более уместно было бы это сделать.

           Видимо боялись, что неугомонная тверская интеллигенция и православные верующие опять поставят вопрос о странном памятнике, который устанавливали без каких-либо опознавательных знаков, «яко тать в ночи»…

           С мая начались в Твери какие-то тайные строительные работы на центральной Советской площади (бывш. Екатерининской) перед губернаторскими окнами приглашёнными в город строителями кавказской национальности.

           Поневоле создавалось гнетущее впечатление, что это не славяне, но именно они готовятся отметить в Твери единение народов Кавказа под мудрым руководством тверского губернатора Д.В.Зеленина.

         В городе везде велись ими лихорадочные ремонтные работы: перед речным вокзалом они мостили площадь на многострадальной земле Успенского Григория Отрочь монастыря, обустраивали двор Тверского Епархиального Управления, укладывали свежую плитку у памятника Афанасию Никитину, у тверского памятника Миру, где с выразительного бронзового глобуса молодые атлеты трёх рас запускают птичек мира, у старого моста перед оригинальной композицией поругания Святого Креста в 200 метрах справа к Волге от Храма Трёх Исповедников, где на уложенном на землю гранитном кресте сидит жирная половецкая баба, сложив на животе толстые пальцы, а за ней почивает в пьяном угаре мужик из белого зубцовского камня.

           Славно поработали топором к празднику и лесорубы – они выпилили в пойме реки Тьмаки большую часть исторических деревьев на земле средневекового Тверского Кремля.   

           Наверное для того чтобы показать гостям особое усердие тут же на берегу без единой червоточины стволы распилили на множество плашечек и устлали ими как паркетом опустевшие склоны.

           На «безголовом» - оставшемся без голов классических женских фигур и сзади и спереди Императорским Путевым Дворцом повесили большой транспарант, зазывающий посетить дежурную выставку «Славянские этюды», закрыв при этом его уникальную архитектуру.

           Тут же рядом на земле Тверского Кремля не забыли покосить травку на газоне в сквере М.Ф. Казакова. Но забыли убрать дерьмо и произвести ремонт в единственном бесплатном городском туалете не ремонтировавшемся по крайней мере с 17 марта 2003 года. Об этом нам весьма выразительно возвещает похабная надпись, сохранившаяся с того незабвенного времени. Наверное когда на сердце такая великая забота, как Славянское Единство, как то не с руки думать о вопросах естественного отправления примитивных потребностей и потому до сих пор в областном центре забиты досками туалеты советского времени по левому и правому берегу великой русской реки.

     С грустью, сидючи на примитивном кресле, взирал на «благонамеренную» суету и непонятное оживление «общественной» жизни города Глупова его вице-губернатор М.Е. Салтыков-Щедрин. Опершись на посох, поставленный неуклюже между расставленными прямыми ногами, в позе мужика, недавно пришедшего на базар и не увидевшего там ничего для себя интересного, бронзовый Михаил Евграфович, позеленевший от голубиных испражнений и нечищеный с 1976 года, сочувствовал втайне участи тезоименитого ему князя Михаила Ярославича Тверского, на памяти которому решили сделать шумную рекламу очередного «культурного» мероприятия «демократической» власти.

       А и взаправду, какое дело современному преуспевающему цивильному тверскому губернатору до несчастных, поруганных ныне всеми кому не лень славян и до их Единства? Что, кого-то волнует отделение от России Украины и Белоруссии, а от Сербии Хорватии, Боснии и Герцеговины, Черногории и Косово?

           Что, кто-то из них, родственников невинно убиенных братьев-славян, собирался приехать в Тверь на похабный водевиль, нареченный кем-то сверху Славянским Единством? Кому и с кем сегодня объединяться? .... Причём тут славяне?

         Если для славян украсили уличные скамейки «иконическими» изображениями святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и теперь на них стало можно садиться задом и опираться на них спиной, то причём тут Св. Михаил Ярославич , великий князь Владимирский и Тверской, которого, нагло попирая свободную волю тверских архитекторов, краеведов, работников культуры, православных верующих, порешили за 25000000 тверских денег и ещё несметное число московских установить в образе конного идолища поганого, разрушив при этом центральную площадь современной Твери?

           Что, мало места в Твери для нечестивых игрищ? Наверное мало, судя по тому, что кому-то пришло в дурацкую голову выбросить ещё 25000000 рублей на нелепый Вертепище на берегу Волги на святой, политой кровью наших предков, русской земле Тверского Кремля?   

           Что, мало показалось нахождения там «семейного» кафе «Клубнички», «Кока колы», многоразличных аттракционов, автостоянки от ТГОМ (тверского объединённого музея , где в полнейшем беспорядке свалены чучела животных, гербарии растений, бесчисленные стенды под толстенным стеклом с деревяшками, горшками, муляжами, но без экспонатов, посвящённых Великой средневековой истории Тверского Княжества и ритуальных знаменитых древлеславянских Камней, собранных в Тверской Карелии Н.Ф.Глинкой и выброшенных неведомо когда и кем на помойку)?

           К празднику покрасили половину объединённого музея розовеньким жизнерадостным цветом, а на вторую половину видимо ни средств, ни времени уже не хватило…

         Мало показалось т.н. «поклонного Святого Креста» в городском саду, из точки пересечения животворящих ветвей которого – из священного сакрального центра - в нарушение всех православных канонов вместо Иисуса Христа выглядывает лысый инородец восточного происхождения с выбритой аккуратно бородкой на нижней челюсти и семитскими пейсиками на шее справа и слева, «прообразуя» Св. Михаила Тверского?

             Мало показалось нелепой силикатного кирпича часовни с восточным среднеазиатским фризом и изготовленным в том же стиле пряничным иконостасом, со стенами, пошедшими плесенью и потёками от наглухо забитых и не предназначенных открываться никогда окон, с потолком , покрытом грязной сухой штукатуркой?

           Или понравилось, что попрана и поругана там Святая земля монастыря Фёдора Стратилата и Фёдора Тирона и уничтожены фундаменты Фёдоровского собора 1325 года?

         Что разрушен Собор Успения Пресвятой Богородицы 1265-1269 г. и вплотную к тезоименитому ему собору XIX столетия церковь соорудила силикатного кирпича гаражи на исторической земле Успенского Отрочь Григория монастыря, а на другой стороне улицы прямо напротив Успенского собора поставили «монаха» без креста и рук больше похожего на привидение?

             Что у использующегося ныне под детскую инфекционную клиническую больницу выдающегося памятника архитектуры XIX столетия – Духовного Женского Училища поставили на берегу Волги глазастого каменного идола и чуть дальше то ли «монахиню» без лица, рук и ног , то ли мамку из преисподней, держащую на животе вместо ребёнка арочные ворота в ад?               

           Что, мало показалось поругания Пресвятой Троицы , изображения, пародирующего величайшее творение Святого иконописца Андрея Рублёва, где три каменщика с молотками и долотами приносят в жертву Камень Рода, окружённые знаками с масонской сатанинской символикой на «улице уродцев», как безмозглые глуповцы окрестили улицу Радищева после установления на ней идолов в честь Крещения Руси ещё при советской власти в 1989 году?

             Там есть ещё находящиеся в совокуплении трёх частные идолы с квадратными головами, сплетёнными крестом руками и общим задом .

              Есть отрезанные мужской и женский языки, положенные на землю в знак тотального безмолвия отупевшего русского народа.

         Есть и трёхчастный «Будда» с цилиндрической членообразной бородой до самой земли и щупальцами рук, схватывающих эту растущую из подбородка вертикаль крестом на уровне промежности.

             Есть мамка с лягушачьими глазами, сложившая перед родами руки на толстом бесформенном животе.

                Есть и лягушка напротив неё, такая же уродливая, как мамка.

 

            Что же, неплохие имеются у тверичей объёмные каменные иллюстрации к сказке «Царевна-Лягушка», есть и своя каменная «Троица» , и безрукие и безногие «монах» и «монахиня», и откровенное поругание Святого Креста с сидящими на нём задом бабой и уснувшим от беспробудной пьянки мужиком, есть и так сказать косвенное поругание с восточным деспотом посредине, есть то ли ангело- , то ли бесо- подобный чернобылец, данный опять же таки в виде креста, но с ниспадающими от пупка штанами… и с взорвавшимся за ним опять же таки крестом Атомом?!

                Как в известной песенке поётся, «…много у нас диковин, каждый чувак Бетховен. Много у нас ещё чего есть, только всего не перечесть».

         Песенка эта конечно похабная, но не похабнее «Памятника жертвам репрессий, что в сквере М.Ф. Казакова на средневековой земле в самом центре Тверского Кремля.

         Там брошена на розовый масонский треугольник – на колени некая «Сущность» безротая, безглазая, безносая . Два овальных плеча её вместе с головой «редькой книзу» «прообразуют» Троицу, а над маленьким половым членом в промежности брюшные мышцы «прообразуют» отчётливый Крест. «Сущность» брошена на колени на розовый треугольник, а последний в свою очередь попирает серый Круг Жизни – непреходящий Символ Славянского Единства – Символ Семейной и Родовой жизни. Это спереди, а сзади канавка позвоночника вместе с квадратной дырой на месте шеи и лёгких «прообразует» совок – тюремную лопатку, которую пользовали в концентрационных лагерях…

         В наше перестроечное время уже не приходится удивляться несправедливому суду и коррупции на самой вершине властной пирамиды. Когда на глазах у всех прячут праведного человека в тюрьму, это давно уже никого не удивляет. Но вот так нагло и безстыже попрать волеизъявление общественности в течение многих лет добивавшейся элементарных норм демократии – всего лишь и только возобновить прерванный три года назад Международный Конкурс на достойный монумент Святому Великому Князю всея Руси и в заключение поставить конного скомороха без опознавательных знаков - некоего Михаила ЯрослаВОВИЧА с грамматической ошибкой и коня с оторвавшимся и неуклюже наспех приделанным хвостом – сие есть Вершина непотребства даже для наших воистину лукавых дней.

         И никого не смутило, что тверской владыка архиепископ Виктор Тверской и Кашинский не счёл для себя возможным участвовать в сем недостойным балагане, а приехавший из Москвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, убоявшись Бога, скомкал чин освящения, потому что сразу после его молитвы дождь превратился в ливень.

 

         «… Появилось ощущение какой-то скомканности. Даже чин освящения памятника прошёл как-то уж очень быстро. Митрополит Ювеналий сослался на дождь: «Будем считать, что Господь свыше благословляет наше сегодняшнее мероприятие». Архиепископа Виктора почему-то и вовсе не было на таком значимом для области событии.

       Несколько оживил впечатление от дождя и торжественной церемонии артист Тверского драмтеатра Георгий Пономарёв, многажды исполнявший роль Михаила Тверского в одноимённом спектакле. В костюме князя он въехал на площадь на коне как живое олицетворение памятника. Не добрав до него пару метров, сказав несколько приветственных слов, заслуженный артист уехал также быстро, как и появился. Вряд ли зрители, находившиеся даже невдалеке от места церемонии, могли что-нибудь расслышать.

         После того как состоялось возложение цветов к памятнику князю, мероприятие быстренько свернули…С новым памятником связан один неприятный момент.

         На монументе написано «Михаил ЯрослаВОВИЧ Тверской». В то время как в средние века было принято говорить «Ярославич». Впрочем специалист по исторической грамматике филологического факультета ТвГУ Галина Маркелова уверила нас, что обе нормы допустимы. Однако тверитян это продолжает смущать – видимо, окончание «ВОВИЧ» станет одним из городских приколов»(«Памятник, окроплённый небесами», еженедельник «Караван+», Алёна Светлова, 28 мая 2008 года).

       На наш взгляд, конечно же не случайно дождь усилился после неловкого «освящения» памятника некоему «ВОВИЧу», не случайно Бог затворил уста и заслуженному актёру Георгию Пономарёву, второй десяток лет играющему роль Михаила Тверского и у себя на сцене и в Обществе Михаила Тверского, яко его бессменный председатель, пробивающему всеми правдами и неправдами памятник, удобный тверским властям и на удобном им месте.

         Не случайно и митрополит обмолвился лукавой фразой, обозвав освящение памятника Святому Великому Князю всея Руси «мероприятием», указав на непогоду, как на освящение с Небес.

             Недаром в том же номере «Каравана+» в статье «Что мы праздновали в Твери?» совсем иначе было воспринято это «небесное освящение»:

         «Празднование Дней славянской письменности в Твери было практически сорвано непогодой. С момента открытия и до самого конца празднования лил дождь. Сделал он небольшой перерыв во время крестного хода. Но в момент заключительного концерта разразился шторм – Волга стала выходить из берегов, затопляя подходы к трибунам. Такое впечатление, что Богу было неугодно всё действо.   

             В тот вечер, казалось, природа сделала всё, чтобы испортить людям праздничное настроение и даже сорвать финал праздника. Небо не просто «плакало», оно «рыдало».

         Примерно за час до объявленного начала концерта сыпавший с хмурого неба дождь перешёл в ливень. Бедные милиционеры и военнослужащие, с самого утра стоявшие в оцеплении на набережной в районе горсада, давно промокшие до нитки, стыли под холодным ветром.

     А к вечеру Волга начала выходить из берегов. Группа добровольцев из числа студентов медакадемии, одетых в жёлтые майки с надписью «Важное дело», занималась, казалось бесполезным делом – протирала пластиковые кресла, где в углублении быстро скапливались лужицы дождевой воды.

           Они-то и рассказали, как ещё в восемь вечера уровень реки не доходил до парапета набережной, а к 21.30 Волга стала выходить из берегов и постепенно, сантиметр за сантиметром, начала отвоёвывать подходы к трибунам…

         С полдевятого к месту проведения концерта начали подходить организованные группы жителей районов области, которые приехали в Тверь на праздник ещё с утра. Многие сотни людей, одетых в одинаковые прозрачные пластиковые плащи, бодро шагали за своими руководителями, держащими в руках таблички с названиями муниципалитетов, и на их лицах не было усталости.

           Мы расспросили нескольких встретившихся на пути знакомых: не испортила ли им погода настроения. Ответ был единый: нет. Напротив, все были обеспечены и горячим питанием, и «горячительным», что оказалось в такую погоду весьма кстати.

         А для них – районщиков – многое из увиденного было в диковинку. Поэтому и на заключительный концерт, хоть он и начинается довольно поздно, они шли с удовольствием….

           Трудно представить, но на мокрой от дождя сцене столичная балетная труппа выделывала удивительные па. Правда, две танцовщицы упали, поскользнувшись, но встали и продолжили танец.

           Великолепен был и хор Пятницкого, и солисты. Правда, певицы к концу концерта постепенно заматывались в платки – стоять два часа было очень холодно….

           Героизм артистов и других участников вечера изумляет: чтобы попасть на сцену, надо было пройти от трибун по щиколотку в воде. Но на лицах сияла неизменная улыбка…

   

         …Подогнать к берегу Волги понтоны, установить там необходимую осветительную и акустическую аппаратуру, разместить, накормить, обогреть артистов и обеспечить им качественное выступление, а также установить на берегу 5 тысяч кресел стоило 25 миллионов рублей…

       А суммируйте-ка к этому все прочие, связанные с празднованием Дней славянской письменности расходы, включая приезд гостей из районов… Наверняка ведь получится весьма и весьма кругленькая сумма. Стоит ли «овчинка» - сиречь имидж нашего региона – выделки?

         Судить будем после… Впрочем, уже сейчас понятно: праздник удался. Наш город на века приобрёл памятник, каким вряд ли какой из регионов ныне сможет похвалиться. Уверен, что если кто и не слышал прежде, что есть такой город Тверь, то теперь будет о нём знать»( «Небо рыдало, а Волга вышла из берегов», «Караван+», Виктор Богданов, 28 мая 2008 г.).   

           Не правда ли весьма странный бравурный конец у талантливой и предельно точно описывающей ситуацию статьи В. Богданова? Или такое впечатление сложилось потому, что мы убрали из неё другие угодные властям предержащим пассажи… Складывается впечатление, что как в драме В.В.Маяковского «Клоп» В.Богданов, угождая и публике и заказчикам материала « играет и на белой и на чёрной кости».

           Что же, такова в наше время судьба журналиста и «свобода слова» - как в известной дореволюционной ещё прибаутке: «Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поёт». Наверное иначе нельзя писать в наше подлое время, не напечатают, или напечатают один раз, а «потом всю жизнь на лекарства работать будешь»…

           Впрочем газета администрации «Тверская жизнь» пишет в статье «Волшебство под дождём» от 27 мая ещё чуднее: «…Настроение у всех было замечательное, даже Волга, удивлённая происходящим начала выходить из берегов, изрядно подтопив нижнюю набережную» , или же в статье «Дождь как небесное благословение» от 24 мая: «Вчерашний день …запомнился очевидцам весенним ливнем. Словно отражения струй дождя летели капли с кропила митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, освящавшего памятник…»

           Что можно ответить услужливым журналистам?

 

         Что не знать о существовании такого исторического города, как Тверь, невозможно для каждого изучавшего свою средневековую историю в средней общеобразовательной школе славянина?

         Что артистический холуяж и лицемерные улыбки под дождём с непременным при этом принятием горячительного не достойное занятие для любого уважающего себя свободного человека?

           Что купленная за деньги популярность осудит после тех, кто её таким недостойным образом продавал и покупал?

         Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы легко и просто ответить на такие безнравственные вопросы! «Наш город» 24 мая 2008 года «на века приобрёл себе» позор, которым не только неприлично «похвалиться», но о котором и через века нельзя забывать.   

           Теперь долгие годы тверичам предстоит, говоря мудрыми словами А.П.Чехова, «по капле выдавливать из себя раба», помня определение православного историка В.О. Ключевского о том, «что каждый народ достоин власти, которая им управляет».

           По Сеньке и Шапка! Если мы трусливо молчим, когда попираются элементарные права и свободы, более того восторгаемся очевидным для всех беззаконием и непотребством, да ещё и хотим на нашей многострадальной земле Памятника ему на века, с ёрничаньем описываем сие беззаконие, что с нас тогда и кому взять и на кого из нас положиться? «Не на кого нам и не с кого нам!»(Б.Л.Пастернак).      

           Когда везли из Москвы в Тверь конный памятник «автофура…где-то по пути угодила в дорожно-транспортное происшествие. При этом больше всего пострадал хвост коня и пришлось вызывать скульптора Андрея Ковальчука, чтобы грамотно устранить поломку и вернуть памятнику первоначальный вид в соответствии с оригиналом. Присутствие скульптора оказалось как нельзя кстати: вынужденная «реставрация» была проведена весьма оперативно, успешно, и в обозначенный срок памятник был торжественно открыт на центральной площади в Твери»( «Караван+», 28 мая 2008 г. в рубрике «Слухи»).

           После того как бесхвостого коня поставили на Советской(Екатерининской площади) на бетонном, приготовленном заранее несоразмерно огромном, но дешёвом без запроектированных барельефов постаменте, начался в Твери нескончаемый дождь. Такого наводнения не было с 1993 года. Тверичи ходили по пояс в холодной воде, а дневная температура понизилась до 10 градусов. Этот кошмар продолжался ровно неделю и закончился через день после того как завершилось «празднование» Славянского Единства.

           Следует отметить, что особенно обильно ливень «освятил» исторические города Тверского княжества Старицу, Зубцов, Торжок, Тверь, Кашин: «…воскресенье, 25 мая, день освящения истока Волги, в Твери выдалось очень хмурым, холодным и дождливым. Но уже севернее Торжка светило солнце. А на самом Волговерховье было просто лето – даже болотце у часовни над истоком почти пересохло. Наверное в Твери делалось что-то не то, раз погода так испортила праздники»(«Караван+», рубрика «Слухи»).

         Что же получается , и дорога, и великая русская река Волга, и Небеса , и ветер, и холод вразумляют нас маловеров, Бог нам посылает знамение за знамением, а мы, грешные, веками находящиеся под крепостным правом и одуревшие от любоначалия («яко всякая власть от Бога»!), не смеем внимать Правде и творить Истину, заткнули уши свои и зажмурили глаза, и дрожим под дождём , и поём при этом в угоду властям предержащим сладкие лукавые песни, воем и скулим, как «смердящие псы».

       Как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» комедийный актёр Савелий Крамаров изумился и скорчил рожу, когда на его недостойной голове случайно оказалась Шапка Мономаха, так и в Твери с таким же в точности выражением «лица», насупив брови и сощуря глаза, стоит опереточный «Михаил ЯрослаВОВИЧ», под Шапкой Монамаха XVI века в «зипуне», обильно украшенном французскими геральдическими лилиями, легковесный и малорослый скоморох на парадном арабском скакуне, каковые , к слову сказать, появились на Руси только в конце XVII столетия!

             Что же, это воистину не токмо «смесь французского с нижегородским», здесь присутствует калейдоскоп времён и эпох, смесь разных народов! А ведь ежели верить Никоновской летописи «князь Михаил Ярославич был телом велик зело, мужествен и страшен взором»…   

           «Пир во время чумы» состоялся. Радостно сообщает российская пресса об успешно прошедшем в Твери празднике. Даже весьма критичная , как мы в этом только что убедились, газета «Караван+» вышла 28 мая под лозунгом, напечатанным на передней странице красными крупными буквами - « ТВЕРЬ СТАЛА ЦЕНТРОМ СЛАВЯНСКОГО МИРА».   

            Нет, Тверь не стала центром славянского мира и конечно не только дождь тому виной. 23 мая 2008 г. современными «демократическими» вандалами, прикрывавшимися чуждым им лозунгом Славянского Единства, уродливым памятником некоему Вовичу была разрушена историческая полуциркульная Екатерининская площадь с появления которой в 1764 году по указу Екатерины Великой город получил знаменитую лучевую планировку и регулярную каменную застройку.

               Таким образом была утрачена последняя историко-архитектурная доминанта дореволюционной Твери, и если площадь перед Преображенским собором, который ныне предполагают построить заново, разрушена памятником «неблаговерному» Михаилу Калинину, то теперь тем же приёмом разрушена памятником Вовичу и другая историческая площадь по улице Советской, бывшей Екатерининской.

           Как же всё интересно у нас получается! Отказались убрать памятник «всесоюзному старосте» во имя спокойствия в обществе, и, надо полагать «неблаговерный» Михаил будет в скором времени стоять перед новодельным Преображенским собором на площади Октябрьской Революции в конце улицы Советской, в центре Советской улицы на дореволюционной восьмиугольной площади Присутственных мест(ныне пл. Ленина) останется на высоком постаменте бронзовый «Ильич» и на той же улице, на Советской площади, с которой она имеет своё историческое начало – Михаил ЯрослаВович!

       Что же, «Бог любит Троицу»! Благоверный Михаил Яросла-Вович первым, вторым Ильич и третьим «неблаговерный» Михаил Иваныч! Вряд ли где в целом мире найдёшь вот такую историческую преемственность. И не важно, что перепутались века и земля Тверского Кремля осталась без своего Великого князя всей Руси и «всё смешалось в доме Облонских»! В "богоспасаемой" Твери всё на свете стерпят.       

      Вот в уже далёком 1989 году к т.н. «Крещению Руси», опять же таки угодному Западу и обкрадывающему нашу великую славянскую историю, были в Твери уставлены каменными идолами набережная реки Волги и единственная в центре города зелёная бульварная улица, и терпят пока.

       Вот поставили в сквере М.Ф.Казакова, что напротив Императорского Путевого Дворца, украшенного мемориальной мраморной доской в честь нахождения в нём в 1918 году Тверской ЧК, т.н. памятник Жертвам репрессий, несмотря на протесты тверичей, и опять же таки терпят.

         Терпят в точности также, как терпят бесплатный общественный туалет, открытый всем ветрам и днём и ночью и не подлежащий ремонту никогда! Как тут не вспомнить не раз бывавшего в Твери великого русского поэта А.С.Пушкина: «Но больше всех тебя отныне, - терпенье пошлое, - кляну!»

     Казалось бы вот уже шесть лет назад 7 июля 2002 года у Путевого Дворца « в ознаменование начала работ по восстановлению Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора» поставлен закладной Камень и установлен Поклонный Крест.

      

       Тут бы перед Кафедральным Собором и единственное на белом свете место Святому Великому князю всея Руси Михаилу Тверскому, как истинно русскому миротворческому образу Христа Распятого, принявшему мученическую смерть в Орде по московским и церковным общеизвестным интригам (Михаил Тверской выступил против симонии, насаждаемой на Руси "святым" митрополитом Петром Московским и поддержал своим авторитетом Великого князя всея Руси письмо, направленное монахом Акиндиным и Тверским епископом Андреем Гердынем Константинопольскому Патриарху),

         но тверские власти в лице, обвинённого ныне в коррупции мэра Твери О.С.Лебедева и упаковавшего уже вещи для отъезда в Москву на повышение в должности губернатора Д.В.Зеленина сделали всё возможное, чтобы не обижать коммунистов, у которых сильные позиции и серьёзные амбиции в регионе, и решили поставить памятник у себя под носом в центре современной Твери среди уличного грохота машин, съезжающихся на Советскую площадь с пяти сторон.

             И не нашлось в современной православной Твери духовной силы, способной защитить своего Святого благоверного князя от вожделения проходимцев разных мастей, готовых во имя меркантильных интересов растоптать его Святость.

         Сколько было недостойных публикаций в тверской прессе, сколько раз кощунственно подсчитывали голоса «простых» тверичей, учитывая проценты, составляли рейтинги Михаила Ярославовича как государственного деятеля, военного и Святого и, ничтоже сумняшеся доказывали, что Святости в князе, увы, не более 20 процентов, всё остальное в нём принадлежит мирскому и преходящему, а православная церковь униженно молчала, предавая Святыню на поругание.

         И это конечно не случайно. Как 700 лет тому назад, так и сегодня всё та же на Руси, а сегодня и в России беззаконная, воинствующая со своим же народом православным, проданная на откуп иноземцам духовная и мирская власть, та же коррупция и в церкви и в государстве, что и во времена татаро-монгольского ига.

           Одно только теперь стало иначе. Раньше тверская церковь в лице епископа Андрея Гердыня стеной стояла на стороне своего праведного князя. И князь, вершивший на Руси Справедливый суд и никогда и ни при каких условиях не занимавшийся стяжательством, стоял на стороне Правды в церковных спорах.

           Не было тогда в церкви нечестивого умничанья – никому в голову не приходило противопоставлять Крестную Жертву Иисуса Христа - Святым Идеалам Родового Права и общественной Справедливости.

               Московский(Киевский?!) митрополит Пётр вместе с татарами и московскими князьями жестоко отомстил за это Святому Михаилу Ярославичу, но Михаил Тверской всё же остался непобеждённым, ибо как Иисус Христос пожертвовал собой, после того как победил в генеральном сражении у объединённого войска Москвы, других продажных князей Низовских и татарской конницы, благословлённых на пролитие русской крови митрополитом Петром.

     И вот ныне вменили ни во что его Славную Победу, поставили аморфного идола, лёгким мановением руки со здоровенного бугая то ли благословляющего, то ли опускающего долу оскудевший верою народец тверской. Москве понравился сей памятник, Комиссия Михаила Швыдкого, благословившая очередной шабаш в московском Большом Театре и «Культурную Революцию» на «TV» в восторге.

       «Народ безмолвствует»? Нет, архитекторы, краеведы и историки, практически все Члены Президиума и Совета Тверской организации Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры, за исключением его председателя С.Л.Киселёва и председателя Общества Михаила Тверского, актёра Г.Н.Пономарёва, архитектора С.Н.Семёнова выступили против бездарного проекта скульптора А.Ковальчука.

         Своевременно и остро поставлены ныне вопросы об образном, историческом, художественном и нравственном содержании Идеологической концепции памятника Святому благоверному князю Михаилу. Даже те, кто согласился поневоле с появлением памятника А.Ковальчука в Твери, не согласны терпеть его на Екатерининской площади и требуют убрать нечестивое именование с грамматической ошибкой.      

           Несмотря на тайное закрытие международного конкурса в 2007 году появились интересные объёмные эскизы скульптора В.Н.Малышкина и архитектора А.Д.Сухановой, которые не просто являются достойными проектами памятника Св. Михаилу Ярославичу, но лишний раз образно раскрывают средневековую историю и возводят на должную высоту утраченное предками понимание величия благоверного Святого князя, единственного высоко нравственного правителя на Руси.

           Они показывают его нам как государственного деятеля, как руководителя, они показывают его Великокняжескую Семью, его Святость и Благо Родства в противостоянии нечистой силе. Если бы эти незаурядные проекты появились раньше, когда был противозаконно остановлен конкурс, то конечно же ни о каком памятнике Михаилу Ярославичу не могло быть и речи, эта начинание было бы на корню погублено. Сказали бы как всегда лукаво: у нас нет средств и потому мы ничего и никому ставить не будем.

           Так что то, что сейчас происходит, эта вот коллизия противостояния добра и зла – есть лишь необходимое следствие средневековой русской истории – всего того, что было 700 лет тому назад. Принципиальные вопросы, которые были поставлены Святым благоверным князем, как то: освобождение Руси от безчестия, освобождение русской православной церкви от симонии и коррупции – эти задачи ещё более актуальны и сегодня, и в связи с гальванизацией памяти Святого Князя встают во весь свой рост.

                Из насущной потребности в решении этих задач нам всем надо исходить и, поставив для начала достойный Святости русского образа Христа Распятого памятник, с Божьей помощью приняться за праведное дело на нашей земле. Мы не можем принимать с лукавым смирением и с рабской кротостью, что прикажут. Нельзя молча соглашаться с беззаконием, потому как в данном конкретном случае речь идёт о поругании Святыни и «Молчанием предаётся Бог!»(Максим Исповедник).                               

       .... Вот прочитают благожелательно или критически этот материал, посвящённый установке дежурного памятника, приуроченной к международному ежегодному мероприятию, улыбнутся скептически свысока и скажут в простоте сердечной: а в чём собственно состоит ваше понимание Идеи, Образа, Концепции памятника Святому Михаилу Ярославичу? У кого она есть эта хвалёная концепция?

             Критиковать и приводить аргументы против легко.

         «…Андрей Ковальчук возвёл абсолютно традиционный памятник…. Должен отметить, что я уважаю авторскую позицию и авторское видение предмета изображения…. Ковальчук всё-таки народный художник России. Его право видеть образ князя так, как он его видит. Символика во многом зависит от авторского взгляда» («Небесному заступнику Твери сейчас обидно», «Вече Твери», 30 мая 2008 г., интервью у канд.ист.наук Владимира Лаврёнова).   

           Что можно на это ответить? Ответить следует только то, что было изложено в статье, написанной в декабре 2007 года и представленной в тверские и федеральные газеты и журналы в январе и феврале 2008 года:

               

               

                Как изобразить Тверского Князя?               

               Поставим вопрос, каким должен быть памятник Святому благоверному русскому князю, чем он может отличаться от традиционных иконописных ликов и фигур, чем быть похожим на канонические древние и современные образцы, и где ему место в историческом пространстве бытия его Рода на земле его предков и потомков , где достойно бы чтилась вечно его Светлая Память из Рода в Род благодарными потомками?         

      

               Московская патриархия веками проповедовала, что Михаил Тверской не есть святой покровитель русской власти, а токмо покровитель конкретного города Твери и Тверской земли и, в соответствии с этим ограничением роли Михаила Тверского в жизни святой Руси, и изображали его только «иконично».

             Начиная с конца XIII столетия и вплоть до нашего времени Св. Михаил на иконах не держал в руках никакого оружия, а держал в руках город – Тверской Кремль.

         Было две иконографии: изображали его либо с матерью Ксенией, либо со святителем Арсением. Интересно, что с Анной, супругой Св. Михаила - Св.Анной Кашинской, иконографии появились лишь во второй половине XIXст.

             Не было икон с современниками Св.Михаила, неугодными Москве епископами Тверскими, - Симеоном , строителем Успенского собора в Тверском Отрочь-Успенском монастыре 1265г. и Спасо-Преображенского собора 1285г.

             Также не было изображений князя Михаила с преемником Симеона, епископом Тверским Андреем Гердынем , обвинившим пред Константинопольским Патриархом митрополита «Киевского» и Московского Петра в симонии и потому особенно ненавистным Москве.

           Каноничным же считалось изображение с епископом Арсением, который даже к внуку Св.Михаила, кн.Михаилу Александровичу Тверскому прямого отношения не имел и был навязан Твери митрополитом Московским Киприаном. Епископа Арсения, жившего на сто лет позже Св.Михаила, причислили к лику Святых на сто лет раньше его, правда за какие доблести, кому он больше услужил своим смирением перед беззаконием Москвы, татарам, Константинополю или Твери?   

         Никогда не изображали Михаила Тверского с мечом, дабы не поминать лишний раз позора Москвы - Бортеневской битвы. И сейчас, в точности также, как и раньше в угоду Москве и пресловутой идее централизации говорят: А не надо ему никакого оружия, «сотворили» же святые отцы на века тверскому князю «память» миротворца и как церковь раньше изображала его пусть так и дальше будет.

           А ведь в Святом образе Михаила Тверского, если поставить вопрос серьёзно, речь идёт о чём?! Речь здесь об Освящении власти, о том, как Родовая власть переходит из состояния служения ближним в нечто ещё более высокое, - в Жертву за ближних своих!

         Дело ведь в том, что Св.Михаил Тверской будучи Служителем своего народа, видя несчастья ближних , знал, что ему нельзя ни в коем случае выйти с преданным ему до конца войском из тверских крепостных стен и победить надвигающуюся монгольскую конницу и благословлённое Московским митрополитом Петром объединённое русское войско во главе с зятем хана Золотой Орды Великим князем всея Руси Юрием Московским.

           Святой Михаил Тверской всеми обстоятельствами того воистину подлого времени вынуждаем был выйти с богатыми дарами поклониться предателям Отечества и татарам… но он вышел побеждать, а после, отстояв достоинство русского человека, достоинство своего княжеского звания, выбрал для себя лично прямой Путь, Истины и Жертвы.

         Так что если серьёзно рассуждать о подвиге Михаила Тверского, то речь о том , как праведная власть, беря на себя всю полноту ответственности за достоинство своего Рода и благо ближних своих , становится достойной побеждать не только в реальной мимотекущей жизни, но становится достойной Власти Духовной, из мирской праведной власти, преображается в Духовную Власть. Только такая власть достойна руководить, т. е. рукою праведной вести за собой народ, везде и всюду отстаивая Законы Рода.

             Добиваясь Победы над лукавым и подлым врагом, Св. Михаил добивается преображения своего мирского праведного пути Служения ближним в Жертвенный, угодный Небу скорбный мученический путь.

         История подтверждает, что выбор пути совершён был Святым князем сознательно, он долго не решался на противостояние официальной, преступной, «освящённой» авторитетом татар, церкви и "Великого князя всея Руси" продажной власти, но иного выхода у него не было.

             Его доспех был весь изсечен, на нём не было места, свободного от вражьих ударов, но Святые Силы Ангельские защитили Михаила, и ни один из братоубийственных ударов не достиг благородного тела его.

         И вот, Св.Михаил, победив, несмотря на увещевания его ближних тверичей, несмотря на плач его супруги Святой Анны(кашинской?!) и уговоры детей своих во Владимире, идёт на унижения и мучения в Орду, идёт с молитвой, идёт с Псалтырью!

             Ради чего идёт в скорбный далёкий путь Св.Михаил? Ради того, чтобы принести себя в Жертву за други своя, ради Миротворчества, чтобы принести Жертвою земле своей мир, поэтому в его изображении каким у него может быть его доблестный меч? Меч Святого Миротворца Михаила может быть только преображённым в Святой Крест!

         Меч, который Святой Миротворец держит правой рукой за острое лезвие Крестом и Псалтырь, которую как известно, Михаил не выпускал из закованных в кандалы рук до самой смерти, в левой руке у самого сердца – вот что должны мы увидеть в изображении Св. Михаила!

           Молитва, направленная из глубины сердца против конкретного врага, которому Святой Князь противостоит Крестом, а враг этот (лживый Кавгадый и подлый племянник Юрий) уже преобразился из мирской подлости и предательства в нечистую силу.

           Это так, потому что против силы реальной земной, против силы оружия противостоять нужно в открытом бою, в рукопашной борьбе, а вот против нечистой силы меч держится в форме Креста, и она тогда в ужасе ослабевает и робеет. И ещё дело в том, что когда мы держим Распятие против нечистой силы, сами будучи недостойны силы Крестной, то «тому только бесы радуются»(Иоанн Златоуст).

           Но если Святой Воин держит окровавленный меч, которым он защищал родную землю, и он обращается в его праведной руке в Крест, если Победа, добытая в открытом бою обращается в Духовную Победу, - в Жертву за землю свою, - то это именно то, что мы можем понять и увидеть своими глазами в священном изображении Св. Михаила Тверского.      

         Видимо не случайно такого вот изображения в мировой скульптуре ещё не было, наверное и не могло быть, ибо такой серьёзной задачи перед монументальным искусством ещё никогда не было поставлено самой жизнью.

               На Северном Кавказе в богатом и славном монгольском городе Маджары над хлевом, где находилось нетленное тело Св.Михаила два Ангела в ночи Светом лучей прообразовали Крест, потому и впоследствии, уже в XVIII столетии город сей стали называть Святым Крестом в память об «огненном Столпе, сияющем от земли до небес».               

         В советское время город был переименован сначала в Прикумск, затем в Будённовск, и в больнице этого города в середине июня 1995 года чеченские бандиты держали в заложниках более 2000 мирных людей. На рассвете 18 июня в небе появилась Пресвятая Богородица, а справа от неё – Святой Крест.

             События, что произошли в Будённовске были прямо противоположны деяниям Св.Михаила. Мир, заключённый тогда с бандитами, стоил в дальнейшем много горя и слёз россиянам, и таким образом было свыше показано, что мир с нечестивыми может быть заключён только с позиций силы и теми, кто сам готов принести себя в жертву, как Михаил Тверской.

         Наверное, Св.Михаил потому и умолил укрепить заложников Пресвятую Богородицу, что не видел в той скорбной ситуации на русской земле реальной силы сопротивления злу, что могла бы помочь простым людям.   

   И вот это право на Синэргию - на единый жест, на единое сочетание духовной энергии глубин из недра человека, - идущей из сердца теплоты молитвы и реального действия Истины, когда князь держит меч Крестом, оно говорит само за себя.    

               Да , так рождается Истина на родной земле !            

             Дело доводится до результата целомудренной жизни, до реального земного материального конца. И когда нечистая сила видит этот окровавленный в виде Креста Меч, этот Меч Истины, она бежит от Святого Креста. А что касается Меча Истины, то неужели мы не знаем христианских тропарей и кондаков Св.Николаю угоднику Божию: "Правило веры и образ кротости" , тот кто подъял меч Истины……

       Можно сказать только об одном, что у нас на Руси был только один такой Князь и Святой, который совершил подобного масштаба Жертву: предполагая заранее ещё до битвы, что Победа приведёт его к отречению от жизни, выиграл сражение и пожертвовал после этого собой. Таких Святых не может быть много. Он у нас один на Русской земле и имя ему – Святой Михаил Тверской, образ Христа Распятого.

           И вот ещё о власти. О власти и о своеволии. Именно образ Михаила заставляет задуматься о том, что власть, руководство и любовь могут быть соединены в одном Лице, и не было у нас такого Князя другого, который бы не грёб под себя, имея возможность разрушать Русь, что и делала Москва, присваивая всё себе и собирая «добро» подкупом, ложью, лестью, отдачей земли своей в наём иноземцам.

             Вот этим всем не занимался Михаил, он никого не грабил, он к Твери ничего не присоединил. Его меч никого не завоёвывал, он только наказывал тех, кто покушался на Родовые права и Законы его земли. Но именно это лицемерам и извратителям истории и неприятно, именно это они никогда не осознавали, и в дальнейшем не собираются понимать.

           Они знали только один путь объединения - московский, освящённый московскими (Киевскими?!) митрополитами, которые прислуживали Византии и получали Ярлыки от татар. Вот один только этот путь. А Михаил Тверской им ненавистен потому, что он - это та самая власть, которая действовала ради свершения на земле Правды во Истине.

             По этой причине часто навязываемая нам аналогия образа Святого Михаила с монахами особенно неуместна тем, что в этой концепции мирское - отдельно, а власть – отдельно, и ещё эти пошлые домыслы о том, что Михаил Тверской отказался от власти якобы ради личной духовной жизни, ради грядущего рая для себя на Небе, ради церкви и её проповеди - это полнейшая и самая паскудная есть ложь по отношению к Св. Михаилу, потому что Св.Михаил Тверской жил всегда единой жизнью - целомудренно, у него не было раздвоенного плебейского ползуче-созерцательного материалистического сознания, обладание которым недостойно верующего человека.

И вот эти «православные», которые не понимают, что это разделение греховно, но ещё превозносятся над «миром, что во зле лежит» и, следуя извращённому канону видят в этом своё служение Богу – это особенно страшно. Они не достойны такого святого как Михаил Тверской, который оказал им когда-то честь жить на твёрдой истинной Верою тверской земле.

           Зададим себе вопрос, когда бывает справедлива формула индивидуального личного отношения к Богу и когда позволительно молиться о собственном спасении, о душе, данной тебе Богом? - Только тогда, когда нет уже надежды на понимание ближних, когда никто кроме Бога уже не сможет защитить тебя ото лжи и лукавства и подлости окружающего мира.

             Тогда поневоле становишься один на один пред Богом, обретая право на личную молитву. Нечем прикрыть наготу и некому тогда позаботиться о тебе, кроме Всевышнего. Вот и молись о спасении души. Отринь до конца всё внешнее и полностью отдайся Воле Божией.

         И вот это состояние было у Св.Михаила, когда Свыше упал на него Свет Небесный и Св.Князь боялся потерять даже малейший отблеск этого Света, который освящал его меч, а боевой меч – это его право на свободную молитву, этим мечом он отбросил от себя всё то лишнее, что ему мешало соединиться с Богом, и этот меч в форме Святого Креста указывает на его жертвенный путь Ввысь к Богу, и левая рука его , которая вместе с Псалтырью у сердца, - означает покорность Тверского князя Уставам Неба, потому что Псалтырь это не индивидуальная молитва о личностном спасении, нет, тот кто знает и читает постоянно Псалтырь, ведает, что повторяя эти священные тексты, он подтверждает Закон Божий, свидетельствует о том, что он жил так, как ему было указано Свыше Отцом его Небесным, не сходил с прямого жизненного родового пути, не падал в мирскую грязь "своих" интересов - удобных грешнику и отщепенцу представлений об индивидуальной жизни.   

         Вот это Слово Божие, идущее из глубины сердечной не токмо в соборной, но и в личной молитве , свершение Истины в недрах человека, духовным мечом отсекающего лукавые помыслы, - мечом, отсекающим нечистую силу – вот это то, что должно обязательно присутствовать в образе Св.Михаила.      

         …Как видим была концепция монументального памятника Св.Михаилу Ярославичу, хотя представленная выше статья и не была напечатана. Была и концепция памятника Великокняжеской Тверской Семье и с ней можно было ознакомиться в статье «Взгляд на Тверь из Красного Холма», напечатанной в газете «Вече Твери» 28 марта 2008 г.

         Очень жаль, что тогда, имея эскизы памятников А.Д.Сухановой и В.Н.Малышкина по какому-то досадному недоразумению уважаемая нами газета «Вече Твери» перепечатывала много раз не соответствующую средневековой истории картинку XIX столетия, где изображена сцена прощания Михаила Ярославича со своей благоверной супругою Анной и двумя малолетними сыновьями: восьмилетним Василием и двенадцатилетним Константином.

         Подобной сцены не могло быть в исторической действительности. 12-летний Константин был отправлен в Орду и не мог находиться в Твери во время прощания с отцом. В точности такая же "ошибка" и на картине ученика К.П.Брюллова живописца Пимена Никитича Орлова. Только там дана сцена расставания Михаила Тверского уже непосредственно в Орде.

           Михаил Ярославич с колодкой на шее прощается там с малолетними своими детьми Константином и Василием. Но, если Константин в это время был в Орде, то Василий находился тогда в Твери с матерью Анной. Думается "ошибка" эта далеко не случайна. Москве нужно было из всех возможных соображений забыть о старших сыновьях Дмитрии Грозные Очи, отрубившему на пиру голову убийце его отца - Юрию Московскому, и об Александре Михайловиче, поднявшем самое известное за всю историю монгольского ига восстание.

           Дмитрий Михайлович и Александр Михайлович были к тому же Великими князьями Владимирскими и всея Руси, о чём в богоспасаемой Москве не желали вспоминать.

           Правда в том, что в Орду из Твери уходили на верную смерть отец и его старшие сыновья и прощалась с ними троими скорбная мать - Великая княгиня всея Руси Анна Дмитриевна Тверская.

       Вот именно это прощание и запечатлела архитектор А.Д.Суханова в проекте памятника Тверской Великокняжеской Семье. И потому сей проект эксклюзивен во всех отношениях, яко устанавливает наконец историческую правду.      

           Тогда что же происходило в Твери последние три года, кто, что и кому хотел доказать? О чём молчали и кого и что лоббировали по указанию высокого начальства тверские газеты?         

         Статья в «Московском комсомольце в Твери» от 16 января 2008 г. по поводу выбора проекта памятника князю Михаилу Тверскому по мнению авторов, членов совета Общества Михаила Ярославича Тверского ставила «точку в затянувшейся полемике»:     «…в создавшейся ситуации нужен не третий творческий конкурс, а конкурс концепций, а это принципиально разные вещи». Однако само название статьи «Конный князь или пеший святой?» предполагало заранее однозначную формулировку собственной «концепции» авторов статьи.

                Дело в том, что конную скульптуру заказал А.Ковальчуку сам мэр Твери О.С.Лебедев, в связи с чем и был остановлен три года назад всероссийский конкурс на лучший памятник Михаилу Тверскому, а т.н. "Общество Михаила Тверского" в лице его председателя – заслуженного артиста России Г.Н.Пономарёва по заказу высокого начальства принялось доказывать непонятливым местным деятелям культуры, что князь должен быть на коне, и только московский академик А.Ковальчук в полноте понял и выразил сию «оригинальную» идею в своём изначально посвящённом Дмитрию Донскому и проигравшему конкурс в подмосковной Коломне проекте.

       В Обществе Михаила Тверского даже посчитали проценты желавших принять участие в голосовании тверичей и установили, что за «первого великого князя всея Руси»(?!!! – как будто отец Михаила Ярославича не был как и его сын князем всея Руси?) проголосовали «44,4 %» респондентов, за «воина, полководца, защитника Отечества» - «41,2%», за «мученика, святого, благоверного князя» - «21,5%».

       Отметим мимоходом, что в Обществе Михаила Тверского не лады с арифметикой - 44,4 + 41,2 = 85,6 % и таким образом на «святость, мученичество и благую веру» остаётся всего лишь 14,4%, а не 21,5%. Остаётся только догадываться как бы взглянул Св. Михаил на рубрикацию статьи – «итога рейтинговых голосований»: «В чём протест?», «Конкурс был жёстким», «Князь или мученик?», «Эксперты сделали выбор»! Поневоле вспоминаются слова Б.Л.Пастернака из поэмы « Высокая болезнь»: «…И было много дел тупей, Классификации Помпей!». Венцом статьи было в очередной уже раз высказанное «откровение» Г.Н.Пономарёва о том, что « Михаил Ярославич Тверской отдал жизнь не по навету Юрия Московского – это был лишь повод. Причиной стало то, что Михаил Ярославич…добился от Орды права собирать дань для неё единою своею рукою со всей Руси, что и использовали московские князья в подготовке Куликовской битвы…. И лишь следствием…стал подвиг жизни, отданной за други своя».

             Читаешь вот такие новоиспечённые безнравственные откровения и поневоле «не хочется мириться с открывшейся новой информацией» о Святом благоверном Михаиле!   

         Заслуженный актёр, претендуя на роль первооткрывателя, внушает простецам, что право сбора дани для иноземцев куда как выше Святости, мученичества, благой веры? Как это «умилительно» похоже на ветхозаветную мораль, нашедшую себе место и в Новом Завете: «Зрите, яко от дел оправдается человек, а не от веры единой? Также и Раав блудница, не от дел ли оправдалась, приняв соглядатаев…?» («Послание Иакова», гл.II, ст. 24 – 25)…

 

           Час от часу не легче! То хотели видеть благоверного князя в образе мученика с тяжёлой деревянною колодою на шее и в железных оковах и пресыщаться вместе с монголами его поношением, то взбрело в голову трактовать святого праведника, как умелого счетовода и мытаря, открывшего московитам прямой путь к возвышению над своими соплеменниками умножением имущества?

             Неплохо придумали! Святой Михаил в образе предшественника Ивана Калиты, отбирающий денежный мешок по праву первенства! С таким ярким образом тверской «святости» и сама Москва не преминула согласиться! Это же была неплохая возможность свалить свои прошлые грехи на Тверь. Мы – де не виноватые, это всё он, Михаил Тверской нас подучил!               

           «…И здесь налицо спекулятивная подмена понятий.» - это обвинение высказано «михайловцами» в адрес тверских краеведов и их председателя Б.Н.Ротермеля и заслуженного деятеля культуры России И.Н.Черных, но стоит сказать лишь то, что это не они, но именно «Общество» Михаила Тверского проводя «рейтинговые голосования», принимая «решения» на собраниях «своего Общества», а именно: «На собрании общества 15.03.06 г. было принято решение о нецелесообразности проведения третьего тура…», передавая их в Администрацию области, а те в Комиссию Федерального агентства по культуре и кинематографии - преследовали одну только цель – во что бы то ни стало протащить без конкурса проект А.Ковальчука.

               Да, нам и сегодня представляется, что «комиссия, независимая от наших пристрастий и антипатий», «в которую входят известные академики и профессора» никак не могла заменить подлинно демократический гласный конкурс на достойный памятник Св.Михаилу Тверскому. И ныне, когда уже поставлен неудачный памятник, видно ещё более ясно и отчётливо, что достойный монумент следует поставить во-первых Святому, и лишь только затем Великому, потому как аморально не понимать, что Святость не может быть «следствием» чего бы то ни было, даже милому сердцу «михайловцев» «…сбору дани единой рукой со всей Руси», или того, что «Михаил Ярославич объявил себя ( где и когда ?!) великим князем Руси».   

         «…Небольшая группа людей, принявшая лишь сердцем подвиг жизни, отданной за други своя…».   

         Да, воистину так! Люди, «принявшие сердцем подвиг жизни», правы хотя бы потому, что не мудрствуют лукаво по поводу вопросов о власти и Святости, не раболепствуют перед общепринятым беззаконием и не утверждают, попирая волю народа грубо и беззаконно: «Если угодно, это и был третий тур».

 

       Нет, нам не «угодно» признавать мнение тверских лизоблюдов и неизвестных тверичам «объективных арбитров, независимых от наших пристрастий и антипатий» третьим туром. Мы и сегодня не желаем вместе с «михайловцами» считать себя принимавшими участие в лицемерном спектакле, продолжавшемся в Твери вот уже несколько лет! То, что Б.Ротермель и И.Черных видели князя пешим это их мнение, которое надо уважать, но с которым можно считаться или не считаться.       

        Возможно они решили остановиться на образе непременно «пешего святого», понимая прекрасно, что конный монумент – это отличная возможность снять с повестки дня вопрос о мученической кончине тверского князя, яко Христа Распятого! Хорошо уже хотя бы то, и за это их нужно поблагодарить, что они поставили вопрос о постановке памятника Великому Святому! А то ведь к чему привыкли – посадил героя на коня и дело в шляпе, и голова не болит решать сложную проблему создания художественного образа, адекватного значению исторического персонажа!         

         Дело не в коне, или даже в осле! Напомним, Христос въехал в Иерусалим на осле. Дело в Святости, в точном следовании тверской истории и в величии Сына русской тверской земли. И не надо было мелочно подсчитывать проценты тех, кто хотел бы видеть Михаила Тверского на коне, надо было как можно быстрее объявить третий тур конкурса и на нём, и никак иначе, выбрать достойный проект.

 И, конечно же, Б.Н.Ротермель, обращаясь в прокуратуру был прав. Вся эта мышиная возня вокруг неразделённого пирога, которым наверное многим представлялся этот памятник « не соответствует нормам демократического общества».

       Ну, а что касается процентов, подсчитываемых по поводу «концепции «конный князь или пеший святой», то поспешим обрадовать тверских « михайловцев» - или «бортеневцев», не знаем как их теперь и величать после открытия ими в прошлом году «музея» Михаила Тверского в селе Степурино на манер потёмкинских деревень, - и мы, грешные новые участники третьего тура международного конкурса, который надеемся всё же состоится, несмотря на все склоки и происки, - и мы за конную статую.         

           Мы предлагаем на выбор тверичей даже три разных авторских, самостоятельных и абсолютно непохожих друг на друга варианта памятника. Это, чтобы было из чего выбирать. И чтобы никто не мог упрекнуть нас в проталкивании своего проекта. Так как памятники по желанию тверичей могут быть установлены в разных местах, и в зависимости от этого могут нести различную смысловую нагрузку, то на наш взгляд, и в этом вопросе о месте установки памятника следовало оставить жителям исторического города свободу выбора.

 

       Нам не интересно, что «…на собрании общества (Михаила Тверского) 10.10.05 г. были рассмотрены все ранее предлагавшиеся проекты и два новых и принято решение: одобрить проект памятника А.Н.Ковальчука и рекомендовать его для воплощения». Приведённое в вышеупомянутой статье признание «общества» говорит как раз о том, что более двух лет тому назад вместо того, чтобы продолжать проводить международный конкурс, увы, не давший тогда результатов, «Общество Михаила Тверского» в обход общественности решило само вторично рассмотреть неудавшиеся проекты с тенденциозной тайной целью не мытьём так катаньем утвердить проект А.Ковальчука.

       И всё бы у них получилось. Но к счастью для тверичей нашёлся - таки один из них честный человек Б.Н.Ротермель, нагрянувший в их компанию как гром среди ясного неба и по их лукавым словам « неоднократно обвинённый в невежестве и лжи, ни разу не представивший ни одного оправдания, лишь нагромождавший всё новую и новую ложь»! Ох и круто писали о Борисе Николаевиче члены совета «Общества», видно «зашухарил им всю малину», а этого никому не прощают!

         Не умел Борис Николаевич «признать мнение большинства… Для Б.Ротермеля мнение большинства является подлогом».   

       Что можно им ответить и сегодня на такие огульные обвинения ? Да только то, что большинство бывает разным, и дело не в количестве, а в качестве! Как и с проектом памятника Михаилу Тверскому – там тоже дело не в количестве работ и званий А.Ковальчука, а дело в их качестве!

         Зададим тверичам вопрос, каким надо было обладать цинизмом А.Ковальчуку, чтобы взять невесть где сохранившийся бюстик Н.С.Гумилёва и поставить его на высоченный цилиндрический пьедестал( это очевидно, чтобы не измождать себя излишним напряжением творческой мысли ), чуть вправо от него разместить А.А.Ахматову, взяв её с картины Н.Альтмана на венском стуле вполуоборот, а впереди поставить восьмидесятилетнего обрюзгшего старца - их сына Л.Н. Гумилёва, тычущего профессорскими очками в график пассионарности.

         Зачем было А.Ковальчуку решать воистину сложную задачу дать образ талантливой семьи Гумилёвых? Водрузил голову на шесте, посадил даму из богемы и пенсионера перед ними в человеческий рост с книжкой бухгалтерской поставил. И так у него всё это «демократично», интимно, по-семейному получилось, что можно подойти и потрогать Анечку и Лёвочку за нос, благо голова отца сесмейства высоко на столбе и не сможет без рук и ног на панибратство с бежецкими обывателями ответить. Такая вот вышла у него доступная для простого народа «бежецкая троица»…

   Или же поставить в Кашине за 12 миллионов рублей бронзовую мегеру с мужицким обличьем в образе Св.Анны Кашмнской?            

       Нет, надо было провести конкурс хотя бы потому, что власть должна держать слово:   

               «На общественных слушаниях, посвящённых бюджету области на 2008 год, зам.губернатора Тверской области О.И.Пищулиной было заявлено, что создание памятника будет финансироваться на бюджетные средства и что творческий конкурс состоится»(Из открытого письма губернатору и главе города Твери за подписями членов Президиума совета Тверского областного отделения ВООПИиК: Б.Н.Ротермеля, И.Н.Черных, И.Н.Аксёновой, Г.С.Горевого, Н.А.Нестеровой, А.В.Соколова, Н.Ф.Чарухчевой). И мы вместе с членами Президиума совета Тверского ВООПИиК не теряли надежды, что третий тур конкурса состоится, хотя нас уже вопреки нашей гражданской свободе и «осчастливили» памятником А.Ковальчука по принципу «будет людям счастье, счастье на века, у господской власти сила велика».

           Видимо верили искренне, что «интеллигентская прослойка» пошумит конечно в очередной раз и проглотит всё, что ей сунут в рот. И нечего господскую «духовную пищу» смаковать и пережёвывать, так ведь сдуру и выплюнуть её можно, да невзначай начальству куда не требуется угодить. Вот и станешь, яко Б.Н.Ротермель… «лжецом и невежей». 

         Хочется обратить внимание и на январскую публикацию в «Вече Твери» 2008 года председателя Тверской организации ВООПИиК, С.Л.Киселёва «Ротермель вводит читателей в заблуждение».

           Тщетно будем мы искать в сей статье мнение С.Л.Киселёва по вопросу проведения конкурса о памятнике. Сергей Леонтьевич доказывал нам только то, что мы и без него знали, что вопрос о памятнике обсуждался. В заключении сей написанной официальным непререкаемым тоном статьи ни о чём – в P.S. С.Л.Киселёв предлагал непоседливым тверичам «преодолеть мелочную суету и отсебятину» и прислушаться к «решению» тверского мэра и губернатора.

     С.Л. Киселёв дипломатично умолчал тогда, о каком проекте губернатор области Д.В.Зеленин объявил, что он « в скором времени» будет завершён, и «пояснил» общественности, « что в соответствии с действующим законодательством решения о сооружении памятников, имеющих статус, принимают органы власти… учитывающие мнение общественности». Так что с того времени появления этой публикации – с января 2008 г. наконец тверичам стало ясно, что всех нас «будут иметь ввиду», ибо «решение власти» «оптимистично встречено общественностью» и всем остаётся только засучить рукава и «завершить работу».

 

       «Нашим общим делом должна стать помощь в реализации этого нужного и благородного дела»… Вы наивно спросите какого же «благородного дела»? - Конечно же тверичей приглашали не браниться по поводу бездарного памятника А.Ковальчука и принять этот очередной московский данайский дар – сего троянского коня с должным почтением - сие и есть по мнению С.Л.Киселёва наше общее нехитрое дело.       

         После того, как Сергей Леонтьевич сделал нам внушение в духе последовательного бюрократизма и соцреализма его потянуло на лирику. Он вспомнил:

 «слова нашего земляка – выдающегося поэта пушкинской поры Н.Языкова:

            

              Здесь берег уставлен рядами курганов,

               Здесь бились славяне при песнях баянов,

               Здесь плавились силы Руси молодой,

              Под натиском силы Орды Золотой .

   

           Что можно ответить председателю Тверской организации по охране памятников в ответ на эти строки? Ещё А.С.Пушкин отмечал в звучной, певучей и могучей поэзии Н.Языкова частое порой отсутствие мысли, несмотря на мощь и силу образности. Даже во времена А.С. Пушкина было уже широко известно, что Древняя Русь имела высокую нравственность и культуру, Русь была просвещена христианской верой и знала древние языческие традиции и родовой закон.         

         То, что произошло с нашей древней Родиной в XIII веке - трагедия. Как сегодня убедились археологи и словесники мы живём в стране с очень древней культурой. Неужели нам нужен был «натиск силы» чужеземной, чтобы «плавиться» под ним? А может быть Орда научила нас смирению, поставила нас, нам же во благо, на колени, и мы так к сему занятию привыкли, что осталось только кротость нашу беспримерную «при песнях баянов воспевать»?!   

       Нас не удивляет, что С.Л.Киселёв высказывает весьма немоложавую точку зрения на русскую историю. Ещё академик Д.С.Лихачёв приучал русских людей к признанию начала истории нашего великого народа и государства со времени её Крещения киевским князем Владимиром в 989 г. н.э.

      

       Наверное не случайно с тысячелетия «Крещения Руси», с того достопамятного времени началась знаменитая перестройка, разделившая на части наше Великое государство. Именно тогда появились в стольном Киеве, богоспасаемой Москве и провинциальной Твери и других сакральных местах древней Руси «архетипические образы» в камне и бронзе перед которыми можно камлать и возносить нечестивые «молитвенные» прошения нечистой силе.

         С того времени и закрутился маховик разрушений на необъятной русской земле. На Украине, в стольном Киеве, откуда началось невидимое никому глумление над Святынями, нечистая сила с тех самых пор возымела такое влияние, что речь там сегодня уже идёт о вступлении славян в НАТО, а «вера православная» исповедуется в киевской митрополии Московского Патриархата, греко-католической, украинской автокефальной, русской зарубежной и свободной церквях и т.н. Киевском Патриархате…?

 Вот и 24 июня , в Твери, в день святых Кирилла и Мефодия министр культуры А.Авдеев и поэт А.Дементьев вещали о том, что только с Кирилла и Мефодия появились на Руси грамотная речь, язык и культура. До них-де не было в языческой дикой Руси ничего, стоящего внимания развитого европейского сознания, ничего исторически и художественно, тем более нравственно и духовно закреплённого.

           «Огорчает только то, что с высоких трибун из уст выступающих в основном лились невежество и неуважение к истории нашей страны, русского народа, бичевания исторической правды. Так, новый министр культуры Александр Авдеев говорил о включении Руси в мировую цивилизацию Кириллом и Мефодием, а поэт Андрей Дементьев, глубоко уважаемый мною, - о том, что чуть ли не они дали нам нашу речь! Другие высокие чиновники заявляли, что Кирилл и Мефодий придумали наш алфавит! Из этого выходит, что до IX века русский народ был безграмотным. Да и по Дементьеву – немым. Можно предположить, что Богу надоели эти невежественные речи – оттого и такое стихийное бедствие»( комментарии редактора «Каравана+» Геннадия Климова к статье «Что мы праздновали в Твери?», 28 мая 2008 г.).            

           Очень жаль, что догматы православной веры, некогда объединявшие народы, стали ныне использоваться во зло ради разрушения реального, исторического и культурного пространства братских славянских народов. Так называемая борьба за чистоту вероисповедания, проводимая безграмотными «духовными учителями», презирающими кстати свой сермяжный лапотный народ и его историю во имя тотального и повсеместного утверждения единственно правильной веры приносит самые плачевные результаты.

            Готовность отказаться от себя и своей истории, от отца и матери, наконец и от Родины – Славного и когда-то великого Отечества – языческой и Святой Руси ради хорошо унавоженного сектантскими теориями и индивидуалистическими похотями сладкого местечка в Раю достигла своего апофеоза.

         Все заняты ныне собою, любят себя сами самолюбиво, а до ближних своих никому нет дела. Впрочем искренне веруют, что смирение со злом, послушание «батюшкам», «владыкам» и «деспотам», кротость перед нечестивой и продажной властью - необходимое и естественное условие их личного и вечного бытия.               

       «Троянский конь» с «Ярославовичем» посреди Советской площади стоит, уличному движению мешает, формирует в сознании гостей Твери неверный образ, искажающий представление моих сограждан о благоверном Святом князе. И какое мне дело до того, что некто Пызин от имени тверского губернатора Д.В.Зеленина «извинился» перед уважаемыми мною Б.Ротермелем и И.Черных? Что это за устное извинение, которое Б.Ротермель и И.Черных должны были передать остальным четырнадцати авторам Открытого Письма в Генеральную Прокуратуру?

           Перед нами, гражданами России и Святым Михаилом Ярославичем никто не пожелал извиниться. Обнаглевшие управленцы до сих пор не поняли, не осознали до конца на что они подняли руку 23 мая в Твери.... Кого посмели оскорбить! Всё они рассчитали, на все свои непотребства нашли украденные у «своего» же народа миллионы. Единственное, о чём позабыли «как всегда» - о существовании Бога – о Справедливом Божьем Грозном Суде «не доступном звону злата, и мысли и дела знающем наперёд».

           12 июня в день независимости России президент России Дмитрий Медведев лично поздравил А.Ковальчука с присуждением ему Государственной Премии России в области литературы и искусства за 2007 год. Как пишет «Караван+» под рубрикой «Тем временем»: «49- летнего монументалиста наградили «за создание значимых патриотических скульптурных образов и вклад в развитие традиций отечественной пластической культуры». Приятно осознавать, что одна из главных «значимых патриотических скульптур» - памятник тверскому князю Михаилу»(18 июня 2008 г.).

         Получая премию А.Ковальчук заверил президента и всех иже с ним, что и далее он, «опираясь на высшие достижения мирового классического искусства», постарается « соответствуя высокой правительственной награде работать над образами выдающихся исторических деятелей России». Остаётся только догадываться, кому из наших соотечественников «повезёт» ещё больше, чем Михаилу ЯрослаВОВИЧУ?

           Что всё это означает, как не насаждение «Единой Своею Рукою» коррупции в общественной и культурной жизни нашей «независимой» и великой когда-то Родины? Видимо ещё в 2007 году было предрешено свыше установить памятник и, чтобы успокоить волновавшихся и недовольных тверичей, вручить А.Ковальчуку после этого Государственную Премию?!

 

         Надо полагать, что автор прошлогодней статьи в «Тверской газете» от 21.10.2007 г. Николай Локтев откуда-то знал об этом и потому весьма уверенно писал:

     «Шагающие лётчики в Лефортово, мощи Святого благоверного князя Михаила в Лефортово, проект Ковальчука в Твери, тверские корни российского президента, стоящего в почётном карауле у лефортовского памятника… Есть во всём этом какая-то не совсем уловимая, но очень правильная связь…».

            Да конечно, судя по завершению статьи Н.Локтева, не токмо мощи св. Михаила Тверского, но и страшно сказать, и Сам российский президент В.В.Путин вместе со своим французским визави выстроились вместе с бронзовыми лётчиками Нормандии-Неман в траурную очередь у московского памятника А.Ковальчука. Конечно тут уж было не до третьего тура международного конкурса… Указания шли свыше из страшной московской дали и их надо было срочно очертя голову выполнять и ставить памятник А.Ковальчука в Твери!

     Потому в городе Глупове (М.Е.Салтыков-Щедрин был вице-губернатором Твери), также как и в недавние советские времена в очередной раз так активизировалась к общенародному празднику услужливая администрация?! Иначе как им было себя показать и на гостей посмотреть, как не на губернаторской площади у очередного новодельного идола, приуготовленного как свинья к празднику?

     На Крестный Ход в честь святых Кирилла и Мефодия видимо мало было надежды, таким ставшим уже стандартным «мероприятием» «свой» народ и приезжих вряд ли к чему эдакому возбудишь, чего-то новенького захотелось в забытом советско-патриотическом духе…               

   На наш взгляд Советская площадь должна вновь именоваться Екатерининской и как памятник градостроительства федерального значения охраняться государством, вместо того, чтобы в угоду амбициям временщиков – чиновников и работающих по их указке псевдонародных обществ, типа «Общества Михаила Тверского» её разрушали к сиюминутным календарным торжествам.

           Во весь рост благодаря выходящему из ряда вон случаю с нелепым безграмотным именованием монумента поставлен и вопрос о нововведениях в орфографию русского языка. Так двойное написание «Ярославич» и «Ярославович» узаконено было только в 1986 году в преддверии перестройки и случай с тверским памятником красноречиво опровергает ухищрения советских и современных «филологов».

         При безбожной советской власти голодные тверичи сразу после окончания Великой Отечественной войны в период с 1946 года по 1948 год, менее чем за три года восстановили из руин жемчужину региона – лучшее, что есть в Твери – Императорский Путевой Дворец, творение архитекторов П.Р.Никитина и М.Ф.Казакова ( 1764 г.).

       А в настоящее время безсменная губернская «мисс Культура» О.Пищулина, отсидевшая замом по культуре вот уже три срока при В.Платове и Д.Зеленине, т. е. более 13 лет делает всё возможное, чтобы Путевой Дворец вместе с тверской картинной галереей находился практически в руинированном состоянии и большинство уникальных произведений изобразительного искусства не вынимали из запасников, где они гниют в сырости и темноте.      

       На наш взгляд надо наконец строго спросить с тех, кто потратил около 100 миллионов рублей народных денег на «сервировку стола» к славянскому празднику. На эти средства можно было отреставрировать до конца Путевой Дворец или же возвести Спасо-Преображенский собор и , убрав с пьедестала «всесоюзного старосту», именем которого совсем недавно была прикрыта средневековая Тверская Слава, поставить на нём монументальную скульптуру Святого Великого князя Владимирского и всея Руси Михаила Ярославича Тверского с Мечом, подъятым в форме Святого Креста и Псалтырью.

Чем больше культурная общественность требует справедливости, чем больше она осознаёт свои непреложные права на историческое наследие своего великого народа, тем более серьёзным оружием вынуждены пользоваться управленцы для сокрытия и реализации нечистых замыслов. И потому хорошо, что бездарный памятник на губернаторской площади поставлен.

         Всё, что имело неправедное начало во имя исторической правды обязательно должно было свершиться до конца в назидание потомкам. И сегодня очень многие и многие референтные лица в Твери увы не замечают, нахваливая архитектурное и «пластическое» непотребство, что подобно сказочному датскому королю оказались голыми с выставленными всему свету напоказ и видимыми теперь уже всеми «прелестями» своими.

         Как же они в своём неглиже перед зеркалом Священной Памяти о Михаиле Ярославиче Тверском воистину жалки и убоги. Страшно ныне то, что многие из них, даже видя всю парадоксальность и неловкость ситуации с навязанным городу памятником, обязаны, соответствуя высоте своего положения на социальной лестнице, вместе с своим начальством откровенно лгать и лицемерить.

         Они так привыкли к «послушанию» старшим по должности, что даже когда Бог во весь Вселенский Глас грозным Глаголом вещает о нашем лицемерии и лжи уже не могут услышать Его. Напрасно они надеются на нечистую силу и препятствуют установлению достойного Памятника Святому, Крестом изгоняющему лукавое отродье с родной земли.

     Зря правители современной Твери, их тайные покровители и просто глупцы надеются, что уже не восстанет из праха оболганной истории Русская твёрдая в православной Вере Святая Родовая Сила! С 18 по 25 мая русскому народу Бог дал Знамение, что Ветром Святого Духа и волнами чистой волжской воды, сметёт мерзость запустения – каменный, бронзовый и кирпичный мусор с тверской земли и вернёт древней столице Руси Священные Долг и Право противостать нечистой силе.   

 

 Май – июнь 2008 г.